В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Джигарханян: в Боге я не нуждаюсь Назад
Армен Джигарханян: в Боге я не нуждаюсь
Армен Джигарханян

- Когда я был моложе, мне казалось, что погоды - хорошие. Сейчас кажется, что слишком много дождей

В своем театре Армен Борисович любит ставить классику

- Кино отличается от театра тем, что никогда не знаешь, что получится в итоге... (В рабочем кабинете)

Кабинет Джигарханяна напоминает сундук с подарками. Поклонники дарят режиссеру статуэтки, гравюры и, конечно, армянский коньяк

У театра "Ленком" с Марком Захаровым (февраль 2000 года)

Сериалы Армен Борисович смотрит крайне редко, а вот "ТЕЛЕНЕДЕЛЮ" почитал с удовольствием

Кот Фил был всеобщим любимцем в семье Армена Борисовича

Умельцы из программы "Школа ремонта" (ТНТ) обновили кухню в московской квартире актера В новой картине "Руд и Сэм" Армену Джигарханяну досталась роль неожиданно разбогатевшего обитателя дома престарелых... Об этом, а также обо всем на свете с Арменом Борисовичем беседовала Алиса МАКАРОВА.


Армен Джигарханян

Когда и где родился: 3 октября 1935 года в Ереване (Армения)
Знак зодиака: Весы
Семья: жена - Татьяна Сергеевна, театровед, работает в США
Образование: актерский факультет Ереванского художественно-театрального института, курс Армена Гулакяна
Карьера: дебютировал в кино в 1960 году. Известность принесла роль ученого-физика в картине "Здравствуй, это я!" (1966). Народный артист СССР, кавалер ордена "За служение Отечеству" - за большой вклад в развитие советского и российского актерского искусства, обладатель именной звезды на "Аллее звезд" в Москве, автор книги "Я одинокий клоун" (2002). В 1996 году основал Московский драматический театр
Снимался в фильмах: "Неуловимые мстители" (1966), "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), "Собака на сене" (1977), "Место встречи изменить нельзя" (1979), "Тегеран-43" (1980), "Цареубийца" (1991), "Американская дочь" (1995), "Ширли-мырли" (1995), "Казус Кукоцкого" (2005) и др. Всего порядка 200 ролей
Вкусы: еда - все вкусное и свежее; напитки - томатный сок, виски; писатели - Антон Чехов, Иван Бунин, Николай Гоголь, Курт Воннегут, Михаил Булгаков, Габриэль Гарсиа Маркес
Машина: Toyota RAV4
Хобби: футбольный болельщик


Сюжет комедии Григора Гярдушяна закручен лихо: по стечению обстоятельств к двум обитателям дома престарелых - бывшему разведчику Рудольфу Карловичу (Армен Джигарханян) и бывшему работнику Министерства финансов Семену Ивановичу (Александр Калягин) - попадает в руки кейс с 5 млн евро. Неожиданно разбогатевшие приятели начинают жить на широкую ногу, знакомятся с девушкой Машей (певица Наташа Ионова, иначе - Глюк"Oza) и предлагают ей стать их внучкой. Однако не все так просто: там, где крутятся большие деньги, тут как тут оказываются мафия и прочие крутые парни... Словом, в борьбе за место под солнцем "старикам-разбойникам" придется нелегко...

- Армен Борисович, вы уже видели картину?

- Еще нет. А кино имеет такую особенность: никогда не знаешь, что получится в итоге. Вот в театре другое дело: там на серьезных репетициях я уже понимаю, во что выкладывается роль. А здесь даже не знаю, что сказать, чтобы не обмануть...

- Чем вас заинтересовал сюжет этого фильма?

- Он хороший, смешной и трогательный. Но как человек очень опытный, я много раз видел, как преображается сценарий, когда он становится кино. Преображается как в лучшую, так и в худшую сторону. Ведь самое страшное - это коллективное творчество, а в кино, где кроме актера есть оператор, гример, художник по костюмам, без этого никак.

- Тем не менее сниматься вам понравилось?

- Я могу сказать, что атмосфера на съемках была хорошая, мне доставило большое удовольствие работать с Калягиным. Я его обожаю уже много лет, однажды мы даже любовь с ним играли (в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя!". - Прим. "ТН"). Но не хочу, чтобы читатели думали, что на съемках комедии артисты только балуются и получают удовольствие. Любая съемка - вещь трудная и технически, и человечески. Поэтому давайте дождемся, когда фильм выйдет. Может быть, оператор нам что-то "подарил"...

- С какими артистами вам больше нравится работать: с профессиональными или же с молодыми, но готовыми учиться, как, например, Наташа Ионова?
- С хорошими! Возраст тут не важен.

А Наташа замечательная девочка, очень заводная. Но с ее песнями я, к сожалению, не знаком.

- Вы не интересуетесь современной поп-музыкой?

- Дело в том, что в искусстве нет ничего страшнее, чем среднее арифметическое. Не берусь судить, не имею права, но думаю, что во всей этой "фабрике звезд" и тусовочном искусстве есть много плохого. Впрочем, хорошее там тоже есть: это перспектива. Кто-то один из сотен тысяч наверняка действительно талантлив и пробьется. Но опять же, надолго ли.

- Что вы имеете в виду?

- Я даже не знаю, в чем секрет: они очень быстро достигают славы. Популярность, конечно, вещь хорошая, но она иногда вводит в заблуждение. Приведу простой пример. Знаешь, когда чаще всего с водителями случаются автокатастрофы? На четвертом году вождения. Потому что человек думает, что он уже ас и все может, а на самом деле - нет.

Это касается и актеров. Потому что порой мы принимаем обаяние молодости за одаренность. Но дело в том, что профессия артиста - очень коварная. Вроде нормально, вроде прыгает, вроде не стесняется, но... Кто-то умный однажды сказал про молодых артистов: "Это большое несчастье, когда слава опережает опыт". Так, на уровне "два притопа, три прихлопа" вроде все получается, но если вдруг задевается серьезная драматургия, получается пшик. Пять-десять минут мы видим смазливого мальчика или девочку, а дальше - ничего.
- Армен Борисович, сегодня стольк
о всего у нас снимается! Как вы думаете, кризис отечественного кино наконец миновал?

- Нет, мы сейчас находимся в состоянии лихорадочного желания попасть к "большому столу" - мировому кино, которое снимается в Голливуде. А для этого нужно "им" угодить - показать, какие мы хорошие ученики, и делать все так же, как они. Но ведь это получается даже не вторая, а третья копия! А она часто уже совсем не в фокусе... Лично я застал хороший кинематограф: "Весна на Заречной улице", "Чужая родня", "Коммунист". Это великое русское кино.

Не имею права кидать камни в чей-то огород, и даже думаю, это тот путь, который нам нужно пройти.

- Актриса вашего театра Елена Ксенофонтова снималась в популярном сериале "Дочки-матери". Вы следите за работами своих подопечных в кино?

- Слежу, но не как надсмотрщик. Что касается этого сериала, я посмотрел, то есть выстрадал одну серию... Чехов в таких случаях говорил: "Бывает лучше". У меня такое ощущение, что в этих сериалах изначально заложена пошлость. И туда попадает довольно мало одаренных людей, мне кажется... Лена Ксенофонтова - актриса очень хорошего класса, но я отвечаю только за то, что она делает в театре. А сериал... Однажды мне рассказали об этом жанре очень интересную вещь. Допустим, женщина варит суп на кухне и смотрит сериал. И вдруг ей понадобилась морковка. Она пошла, нашла морковку, вернулась на кухню и за то время, пока искала, ровным счетом ничего не прозевала. Оказывается, это делается специально! Иллюзия вечного движения. Одно время моя теща смотрела сериалы, я ходил мимо, возвращался, уходил снова, однако на экране практически ничего не менялось. Это же массовая продукция: гамбургеры! Там и мясо плохое, и хлеб не очень хороший, но... Вы спросите, кому в таком случае это нужно? Очевидно, той, которая в это время варит суп...
Супруга Армена Борисовича Татьяна живет и работает в Далласе. Сейчас она приехала погостить в Москву.

- В свой театр вы Татьяну уже сводили?

- Да, она посмотрела спектакль "Три сестры". Похвалила, сказала, что это хороший серьезный театр.

- Надолго она приезжает в Москву?

- На месяц-полтора. (Улыбается.)

- А вы в Далласе давно были?

- В июне-июле, замечательно отдохнул. Отдыхая, я забываю о работе напрочь. То, что сейчас скажу, может прозвучать грубо, но я забываю даже лица людей, с которыми работаю и которых искренне люблю. Там, в Далласе, у меня своя радость: природа, книги, музыка. Люблю гулять по лесу. В Далласе есть замечательные озера, в которых живут черепашки. Я общаюсь с ними, рассказываю им что-то, в общем, схожу с ума.

- Становясь старше, люди часто сетуют, что раньше и радуга была ярче, и колбаса вкуснее, и нравы строже, и вообще времена были намного лучше... д
д - Да не во временах дело. Конечно, когда я был моложе, мне казалось, что погоды тоже хорошие. Сейчас у меня артрит, и кажется, что слишком много дождей... Так и в остальном. А если говорить серьезно, то известно, что всякая свобода чревата и свободой преступления, и свободой пошлости... А зло, как говорил Лев Николаевич Толстой, более действенно. Конечно, чего проще: ударил по голове, убил - и все...

- Какие книги вы часто перечитываете?

- Уже в который раз перечитал "Дон Кихота", "Мастера и Маргариту", "Сто лет одиночества". Очень люблю Пушкина: уже сколько лет перечитываю его "Пророка" и до сих пор не могу понять, что он имел в виду. Это особенность гениальных людей. Например, когда я в первый раз прочитал "Театральный роман" Булгакова, то смеялся до коликов. А когда год назад в очередной раз его перечитал - заплакал... И это не только литературы касается. Послушайте Моцарта сегодня и послушайте через месяц - вы наверняка обнаружите в нем что-то новое. Но вообще я пришел к поразительной мысли: если у человека нет проблем - искусство ему не нужно. Если в вас нет хоть немножко Гамлета, то не нужен вам Гамлет, не стоит тратить время.

- Вы перечислили столько замечательных произведений... Не хотели бы поставить их на сцене?

- Нет. Потому что это беллетристика. Ставить надо пьесы - это совсем другая литература. Не всякий роман переходит в театр, а "Мастера и Маргариту" трогать вообще нельзя - его нужно только читать.

- Армен Борисович, если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы пожелали?

- Я бы выбросил ее к чертовой матери в мусорный ящик! (Улыбается.) Потому что ни на что не надо надеяться. Все надо делать самому! Меня часто спрашивают, верю ли в Бога. Отвечаю - я в нем не нуждаюсь. Я нуждаюсь в себе, в своих силах, и все, что захочу - сделаю. Но сделаю я, а не кто-то. Как писал Александр Сергеевич: "Я памятник себе воздвиг..." Понимаете, я! А не группа товарищей.

http://teleweek.ru/16680

Док. 454933
Опублик.: 01.07.08
Число обращений: 100

  • Джигарханян Армен Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``