В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова - большая звезда нашего периода Назад
Рената Литвинова - большая звезда нашего периода
Все-таки Ренатой Литвиновой невозможно не восхищаться. Она - самопровозглашенная наследница див прошлого века, сама себя придумавшая "Богиня". Снявшая прекрасный больной фильм.

Франсуа Трюффо называл "великим больным фильмом" шедевр с изъяном, грандиозный замысел, не выдерживающий до конца этой грандиозности. "Богиня" Ренаты Литвиновой в этой терминологии - "прекрасный больной фильм", фильм, который сбывается, несмотря на то, что состояться не должен ни по каким законам. Его "болезнь" - среди его достоинств, как в бледном стебле травы, пробившемся сквозь асфальт автострады. Болезнь еще и в другом смысле, психологическом. На киноэкране давно уже нет нормальных людей, кадр заполонили сумасшедшие - буйные маньяки (да хотя бы Уилл Смит в "Я, робот") и легкие шизофреники (как еще назвать человека, который считает себя наполовину пауком?). Раньше, наоборот, герои были зубодробительно нормальны, а легкая странность считалась опасным отклонением от нормы. Но сумасшедших можно снимать с точки зрения нормального человека, и тогда они будут уродцами, а можно - с точки зрения сумасшедшего, и тогда мы, как в кривом зеркале, увидим в них себя. Именно такой взгляд, такая призма - у Литвиновой. Мир "Богини" - это мир, в котором нарушены время и пространство, дни теряют свою последовательность, а помещения словно пережили ядерный взрыв. Он уже - на границе реальности и сновидения, как "стекляшка", в которой на кафельные стены наклеены обложки Vogue, а не отравленной может быть только водка, и в которой пересекаются герои из мира живых и мертвых. Короче, полный декаданс. Героиня "Богини" - следователь Фаина, дитя большого города, ведущая бессмысленную жизнь без любви, не в силах даже осознать ее бессмысленности. Пьет коньяк, механически расследует остающиеся нераскрытыми преступления. Голосом Ренаты Литвиновой произносит восхитительный мусор, "типа того" и "эт самое", и называет Егорова "Ягуаровым". Полюбив, она становится Богиней, растворяется в зеркалах и прыгает в небо, чтобы остаться в нем навсегда. Зеркала в фильме - дань не только французскому фантазеру Жану Кокто и его вариациям мифа об Орфее, но и Любови Орловой и ее зазеркальному двойнику в магическом соцреализме "Светлого пути". Советские примадонны, вместе с западными дивами Гарбо и Дитрих, - источник вдохновения Литвиновой-актрисы и Литвиновой-режиссера. Роль матери-героини, которая была написана для Ноны Мордюковой, а потом предлагалась Кире Муратовой, в конце концов сыграла Светлана Светличная, и логика этого решения сияет в каждом кадре с ее участием, бежит ли она по экрану в алом платье, вызывающем в памяти отчего-то фантазии Тинто Брасса, или греет руки над тарелкой супа в той самой "стекляшке". Литвиновский текст и его совершенно особые интонации так плотно населяют пространство кадра, что в начале фильма почти все герои говорят с обертонами Ренаты. В какой-то момент, когда появившийся в кадре Максим Суханов начинает говорить просто по-человечески, вздыхаешь облегченно. Пишет и снимает Литвинова по наитию, но в монтаже соединяет куски методично и четко, разрезая и сшивая "по живому" с бесстрастностью чужого. Она смешивает триллер, сказку, детектив, мелодраму и даже немного анимации в совершенно волшебный напиток. При этом для Литвиновой важнее всего фразы, которые произносят где-то там, в потустороннем лесу с нарисованными в дешевом графическом редакторе мухоморами, персонажи в духе фантасмагорий Линча. "Мне хочется сказать, я люблю тебя, но мне некому это сказать", или: "Это азбука Морзе. Я передаю сведения. Заберите меня отсюда!", или: "Он бьет ее, догоняет, опять бьет, она кричит, а потом они целуются. В общем, они делают все то, что я так ненавижу". Потому что фильм - не только про Фаину, но и про этих странных героев, произносящих по единственной фразе, и про многих других, оставшихся за кадром, и про зрителей, сидящих в зале, которые не поняли еще, что главное в жизни - это любовь, любовь, любовь, любовь, как радостно или немного печально, но всегда удивленно произносят с экрана сменяющие друг друга люди. Рената Литвинова - наследница див прошлого века, которая единственная может позволить себе фразу одной из героинь "Богини": "Я - звезда вашего периода!". Как один из сценариев, она сочинила самое себя. Ее жизнь в предлагаемых обстоятельствах - кинорежиссера, театральной актрисы, лауреата Госпремии и прочее, и прочее, и прочее - не менее интересна, чем то, что она делает. "Богиня" - такое же естественное продолжение ее самой, что, на самом деле, редкость в искусстве, где художественные решения так сильно зависят от совсем других, материальных, соображений. Это абсолютно "авторский" фильм, в котором сама Литвинова выступила не только как актриса, режиссер и сценарист, но и как один из продюсеров. Но не в этом перечне "ролей", а именно в отчетливой индивидуальности "Богини" видна сила Литвиновой-режиссера.

УТРО.РУ
30 сентября 2004 г.
http://renatochka.by.ru/rl/smi/2004-utro.html

Док. 455472
Перв. публик.: 30.09.04
Последн. ред.: 02.07.08
Число обращений: 715

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``