В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова ответила на вопросы `Новой газеты` Назад
Рената Литвинова ответила на вопросы `Новой газеты`
БЛАГОРОДНЫЕ ЖЕСТЫ - РЕШАЮЩИЕ В ЖИЗНИ. ОБОЖАЮ


"Богиня" - так называется фильм, в котором Рената Литвинова не только сыграла главную роль и написала для себя сценарий, но и дебютировала как кинорежиссер. Слово было подобрано верно - Литвинова и есть богиня современного российского кинематографа: недоступная, труднообъяснимая, с "сумасшедшинкой", всегда очень элегантная, учредительница нового речевого канона. Подпавшие под ее странное обаяние девушки и сами не замечают, как начинают по-детски говорить-щебетать с непрерывно восходящей интонацией и мечтать попасть в стюардессы из фильма "Небо. Самолет. Девушка", - так трогательно влюблена была героиня Литвиновой.

Скоро мы узнаем, как подействует магия актрисы на зарубежную аудиторию: Литвинова сыграла одну из главных ролей в фильме Киры Муратовой "Настройщик", который участвует в программе спецпоказа Венецианского кинофестиваля.

А в конце минувшего театрального сезона Литвинова дебютировала на сцене, сыграв во МХАТе одну из знаковых ролей русского театра - Раневскую в "Вишневом саде". Перед новым театральным сезоном и выходом в прокат фильма "Богиня" у нее совсем не было времени, но все-таки встреча состоялась.

...Я нашла ее на антресолях восточной галереи "Шон". Бледная маленькая женщина с растрепанными льняными волосами, вся в черном, сидела на деревянных лестничных ступеньках где-то у меня над головой, кому-то говорила: "...И вот этот отрез. И вот этот ридикюль тоже. Ой, а что это за лампа? Дайте ее сюда". Уже обращаясь ко мне: "Мы можем начинать интервью немедленно. Хотя уже все равно везде опоздала".

Начали мы через час: пока Рената окончательно не закопалась в отрезах шифона, бархата, органзы, китайского шелка, ридикюлях разной величины (для роли Раневской), подарках для любимой дочки, чтобы у кассы из горы набранного богатства четко и спокойно выбрать то, что действительно было нужно.

В кафе "Синдбад" к Ренате немедленно стали подходить девушки с обезумевшими от счастья внезапной встречи улыбками и класть перед ней аккуратно сложенные записки. Рената разворачивала их, читала и говорила: "Боже! Признания!.." - и углублялась в меню. Так, под яблочный кальян, восточную музыку и явственное шушуканье за спиной, Рената Литвинова ответила на вопросы "Новой газеты".

- Почему вы решили повернуться к театру? Вряд ли одно только предложение Адольфа Шапиро могло вас на это сподвигнуть.

- Вот это вопрос. Думаю, это было то самое предложение, от которого невозможно было отказаться. На самом деле я была готова даже к какому-то позору. Мне кажется, его не случилось. Я пришла, походила по театру, по сцене, потрогала занавес с чайкой, мне сказали, что мы попробуем, - конечно, я не могла отказаться. Меня это все заворожило, вы же читали "Театральный роман"? Обстановка МХАТа заколдовывает всех.

Я видела из шапировских спектаклей только "Кабалу святош" с Табаковым. И, конечно, не могла предположить, что меня ожидает. Театральные люди - они как члены какого-то тайного ордена, как сектанты, отдавшие себя на алтарь театрального искусства. Репетируют сутками... Утро, вечер... Такие иноки... Они могут даже не заметить, что на улице революция. Я, конечно, приобщилась на время.

Это грандиозный для меня опыт. Я очень благодарна Табакову, Шапиро. Актеры мне очень помогали. Такой волшебный Кашпур, просто чудесный. Я его обожаю. Все актеры такие хорошие. Но театр - это, конечно, не кино. Совсем другое. Искусство более древнее, оно содержит в себе нечто языческое. Что-то от детской игры, что-то примитивное. Утрируешь все свои чувства на галерку... Я не умею на самом деле играть на театр.

- Правда, что есть идея поставить "Монологи вагины" с Чусовой?

- Было бы очень хорошо. Но я даже не знаю, как у меня будет со временем. Мы сейчас запускаем новое кино, и даже не представляю, возможно ли будет это с чем-то совмещать. Потому что кино отнимает не просто время, а всю жизнь. Нина Чусова в "Монологах" планируется как актриса. Она замечательная, я буду снимать ее в кино.

Я знаю, что текст "Монологов" запретили в Китае, в Америке невозможны массовые постановки. Это ханжество, я считаю. Ведь очень важная тема. Но почему-то принято молчать о ней. И поэтому я не могу сейчас представить ни одной российской актрисы старше сорока, которая решилась бы произносить этот текст.

- Это будет во МХАТе?

- Нет. Это будет независимый театральный проект. А знаете, было бы круто - на базе МХАТа сделать "Монологи вагины". Тогда бы меня просто точно убили. А может, и нет.

- Вы успели что-нибудь понять про политику сегодняшнего МХАТа, про те перемены, которые там происходят?

- Я поняла, что там идет очень много спектаклей, и столкнулась с фантастической доброжелательностью, которая исходила от всех моих партнеров, от Марины Зудиной, которая очень меня поддержала. Благородные жесты - они такие решающие в жизни. Так как я очень много работаю, то не успела сходить ни на один другой прогон или спектакль. Так что в этом смысле я жила в вакууме "Вишневого сада".

- Какие-то современные тексты, написанные для театра, возбуждают вас как сценариста и режиссера?

- Я была в этом году в жюри литературного фестиваля, там была потрясающая пьеса одного парня с восточным именем, он, кстати, получил один из призов. Мне захотелось тогда с тем парнем познакомиться. Уверена, что для театра пишут талантливые, пока еще неизвестные авторы. Потому что когда я участвовала в жюри конкурса сценарных работ и читала вот такие стопки (показывает высоко от стола), очень редко попадалось что-то стоящее. Для кино часто пишут графоманы. А с тем парнем я так и не познакомилась.

- Вы храните журналы и газеты, в которых написано про вас?

- Только те, где хорошие мои фотографии. Но и то - валяются где-то. Что-то сохранилось, что-то нет. У многих родители собирают, родственники. Моя мама не собирает. Она тоже такая легкомысленная.

- У вас появились свои театральные приметы? Есть поверье, что в театре нельзя свистеть и грызть семечки - а то зрители не придут. Некоторые не стригутся.

- Знаю, что текст нельзя ронять, надо посидеть на нем. Еще не обросла приметами.

- Сохранилась легенда, что, будучи студенткой ВГИКа, вы уже вели себя как принцесса: никогда не мыли посуду, выбрасывали грязную сразу. Это правда?

- Бред какой-то. В студентках, в период жуткого безденежья - как я могла выбрасывать посуду? Из чего я бы потом ела? Маразм полный.

- Кто-нибудь знает, что у вас бывает плохое настроение?

- Я предпочитаю не мучить людей своим плохим настроением. Это неправильно. У меня бывают периоды отчаяния, но редко.

- Со стороны складывается впечатление, что в вашей жизни стало меньше волшебства, тайн и свободного времени. Это так?

- Какие странные вопросы вы задаете. Интересно. Нет, это не так.

- Вы - лицо кинопоказа канала "Культура" (перед каждым фильмом идет заставка с Ренатой Литвиновой в образе Марлен Дитрих). Это накладывает на вас какие-то обязательства?

- Мне кажется, я там очень условное лицо. То, что вы меня разгляделив этой заставке, - дань вашему зрению. На моем месте мог быть каждый.

Я обожаю этот канал. Суперобожаю. Главный дизайнер канала "Культура" - Лена Китаева. Моя ближайшая подруга. Естественно, я у нее снялась. Видите, все и завязано. Я там, кажется, была в образе Марлен Дитрих. То есть это была не вполне я, а некий символ. Такое дружеское участие для канала "Культура", абсолютно бескорыстная акция.

- А что с вашим фильмом "Богиня", выход которого все откладывался?

- У нас осенью будет тур по российским городам. В сентябре будет премьера в Москве, а потом мы поедем... Владивосток, Мурманск, Архангельск - все города нашей великой страны. Будем летать туда-сюда, как чартеры. Ну и еще будет ближнее и дальнее зарубежье. В общем, клево. Вот это я обожаю. Только тяжело будет. Но интересно безумно - с премьерой приезжать в город. Это так здорово - для зрителей прежде всего.

- У вас уходит много сил на то, чтобы охранять свой мир?

- Ну меняю телефоны периодически. Потому что это невыносимо, когда звонят из передач каких-то. Такой бред, с таким шантажом иногда сталкиваешься. Одна девушка сказала: "Теперь меня из-за вас уволят, потому что я вас не уговорила". Но если я не хочу? Быть на вашей передаче. Боже мой, за что мне это все?! Почему так странно ведут себя некоторые журналисты?


Екатерина Васенина
Новая газета
09 августа 2004 г.
http://renatochka.by.ru/rl/rev/2004-novaya.html

Док. 455507
Перв. публик.: 09.08.04
Последн. ред.: 02.07.08
Число обращений: 721

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``