В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова: Каждая съемка меня опустошает Назад
Рената Литвинова: Каждая съемка меня опустошает
Зритель вновь проголосовал за "наше кино", придя, несмотря на мороз и предновогоднюю суету, в Большой зал Международного центра культуры и искусств, где продюсерская компания "Альянс Шатро" совместно с "Кинотавром", при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине Виктора Черномырдина, при участии кинотеатра "Кинопалац" представляла в рамках "Русских киносезонов в Украине" фильм "Небо. Самолет. Девушка". Глубокое почтение к кино уже во второй раз выказала торговая марка "Олимп", выступив эксклюзивным спонсором.

Радость встречи с Марком Рудинштейном - основателем "Кинотавра" и президентом группы компаний "Кинотавр", его удивительное человеческое обаяние, умение общаться с публикой на этот раз было роскошной рамой для главного "портрета" акции - красивой, культовой, талантливой, земной-неземной Ренаты Литвиновой.

Любовь к кино перешла к ней от матери, Алисы Михайловны, хирурга по профессии. С раннего детства Рената ходила с мамой на вечерние сеансы, на взрослые фильмы, может и не очень интересные и понятные для нее, но сделавшие девочку настоящей киноманкой. Поступать во ВГИК решила еще учась в школе, но, в отличие от большинства, мечтавшего об актерской карьере, подалась на сценарный факультет. Поступила с первого захода.

ВГИК давно уже традиционно слывет питомником для детей знаменитых родителей. "Девочка с улицы" Рената Литвинова относилась к "случайному меньшинству". Манерные интонации и картинная пластика - человеческая сущность Ренаты, которая умеет наслаждаться жизнью, работой, общением с людьми. Кира Муратова считает ее "своей актрисой" и любит как сценариста. Александр Митта, однажды сняв Ренату в фильме "Таежный роман", подчеркнул, что не снимет больше ни одного фильма без Литвиновой, у которой есть шанс стать международной звездой. А Сергей Соловьев, с которым Ренату связывает давняя дружба, подчеркивает ее силу и таинственность, тайну, которой "она не намерена ни с кем делиться". Недавно она закончила работу в картине знаменитого Гринуэя. Собирается приступать к постановке собственного фильма, пишет, любит, живет полной жизнью. Непонятно только, где время берет на все, что делает.

У нас появилась возможность чуть-чуть приоткрыть завесу этой тайны, не пытаясь влезать в личную жизнь Ренаты, которую она тщательно оберегает от чужих глаз.

- Рената, как в ситуации всеобщего равенства вырос такой экзотический цветок? Приходилось ли отстаивать себя, бороться?

- Ведь рождаешься вопреки всему. Я не знаю легких путей. А вот экзотический я цветок или нет - не анализировала.

- Женщина - существо цельное и обычно посвящает себя чему-то одному: она мать и жена, она в бизнесе, она пишет, она актриса. А у вас - полифония. Это намеренно выстроенная цепочка или существуют приоритеты?

- Ну почему вы мне хотите навязать что-то одно? Можно я буду делать все сразу? Это условие моего счастья. Конечно, может, и не получается быть по максимуму везде, но я стараюсь. Не хочется быть только семейной женщиной и только в быту. Люди очень склонны к деградации. Человек без труда деградирует, поэтому нельзя останавливаться. Для меня это очень важно - работать. И никакую работу не считаю черной или не черной...

- Вы пишете, занялись режиссурой, вы актриса... Не можете никому доверить свои замыслы?

- Чтобы сделать дело, готова приложить максимум. Если чувствую - могу больше. Зачем же себя сдерживать? Не могла бы - не делала.

- Когда-то Кира Георгиевна Муратова сказала, что актрису Ренату Литвинову открыла и сделала она...

- Да, безусловно. Она в меня поверила. Я непрофессиональная актриса. Не считаю себя актрисой. И не могу работать только актрисой, потому что каждая съемка меня опустошает полностью.

- Профессиональные актеры сбрасывают с себя экранный или сценический образ, не переносят его в жизнь, в повседневный быт. А на вашу жизнь влияет то, что вы делаете на съемочной площадке?

- Совершенно не влияет. Я не могу себя экономить на съемочной площадке, выкладываюсь полностью. В быту - нет. Кира Георгиевна меня открыла как актрису. Это было удивительно. Была такая девушка-сценарист, и вдруг во мне предположили актерский талант. Все актеры говорят, что я вне профессии.

- Что, на ваш взгляд, профессия и вне профессии?

- Для меня это абсолютная загадка. Мне, например, смешно, когда актеры играют на крупных планах, масштабно, технично. Когда видна техника - для меня это вне профессии. И бывает очень часто, когда внутри пусто и прикрываются такой техникой. Идут штампы. Но любому человеку в жизни нужно закрыться, вот они и прикрываются. Мне кажется, что красиво так, как делаю я.

- Вы попали в "актерскую тусовку", которая по своей природе недоброжелательна, там каждый защищает и отстаивает себя. Если нет образа, флера, очень легко умереть от недоброжелательства, обид. Разве можно быть столь открытой, показывать самые сокровенные уголочки себя?

- Умные люди относятся к человеческой зависти по-другому. Я из несчастий, из испытаний извлекла много хорошего.

- В каком смысле?

- У меня есть теория - испытания сильного человека укрепляют. Стараюсь быть сильнее, закаляюсь.

- По своей человеческой природе вы ближе к романтическому типу, идеалисту или рацио?

- Мне нравится в себе все одновременно.

- Вы верите в сегодняшнего зрителя и в сегодняшнего читателя?

- Я прохожу какой-то рубеж в 30 лет - очаровываюсь людьми. Раньше была более критична к ним. Относилась так, будто я не человек. Сейчас будто сама "очеловечиваюсь". Я их люблю, а раньше они меня удивляли, казались мне загадочными. Теперь знаю - люди бывают разные. Есть и хорошие, и плохие.

- Вера Сторожева, режиссер картины "Небо. Самолет. Девушка", категорически отрицает, что фильм этот - ремейк известной ленты Георгия Натансона. Вы тоже?

- Красивое слово, зачем от него отталкиваться? Но фильм совершенно другой получился. Просто Вера боится привязывать одно к другому. Она ту картину специально и не пересматривала. Я не отказываюсь от своего детского очарования Дорониной.

- Что было изначально - дружба с Эдвардом Радзинским или идея перекроить по-своему его пьесу?

- Мы были знакомы. Потом я вдруг поняла, что должна взять у него права на "104 страницы...". Написала какой-то текст, отдала ему, он был в шоке. А потом прочел второй раз - понравилось. Сказал, что даст права на экранизацию, если я буду играть главную роль. Он мой друг, очень тонкий человек. Мне кажется, что если человек создал что-то масштабное, планетарное, он не барахло. О Радзинском говорят по-разному. Но много говорят и о Мордюковой. Когда мы встретились на съемках, я была поражена - не видела актрисы более умной, тонкой, магической, великой. Такой же мудрый и удивительный Эдвард Радзинский. Хотя о нем говорят негативно. Это такая несправедливость, которая преследует людей успешных.

- Он давно уже не пишет ни для театра, ни для кино, ни для телевидения... Вы не вдохновили его на "возвращение к истокам"?

- Я с ним говорила по телефону, когда он был в Америке. И он обронил фразу, что надо бы все бросить и писать для меня.

- Давайте поговорим о вашей режиссерской работе - документальном фильме "Нет смерти для меня"...

- Это гениальная картина. Потому что там снималась Нонна Мордюкова. И она сама мне сказала, что это ее лучшая роль. Мне кажется, это женщина, которая ветер с севера может изменить на южный. Одно появление Нонны Викторовны в кадре оправдывает существование всех других актрис в мире. Она вносит великое в понятие "актер". Можно говорить, что это профессия шута, что она от лукавого, но такая актриса, как Нонна Викторовна, вносит особый смысл в профессию. Это ее божественная сила.

- Почему была выбрана именно такая форма - киноновелл, почему именно эти актрисы?

- Как всегда, поначалу почти случайно... С Окуневской я дружила в свое время. Нонну Викторовну обожала. Вера Васильева - очень светлый человек. (О ней тоже очень много гадостей слышала. Но это все миф.). Татьяна Самойлова - образ из детства.

- И Лара - героиня из вашего детства. Кстати, почему вас не устроило имя, которое дал своей героине Радзинский?

- Образ Лары идеальный. Сама хотела бы быть такой женщиной, но мне это недоступно. А в имени попытка "зашифровать" себя - Рената Литвинова, Ре-Ли. Ле-Ри, Ла-ра. Она такая правильная у Радзинского. А у меня абсолютно асоциальна.

- Скажите, многие пишущие говорят, что они вдохновляются от литературы. Что для вас важно, какие ориентиры?

- Литературные приоритеты у меня не меняются. Гоголь, Толстой, Достоевский, Бунин, а дальше - Томас Манн. Сейчас обожаю читать мемуары.

- А из современной русской литературы вас что-то заинтересовало?

- Поколение тридцати-пятидесятилетних не завораживает. Бродский, Платонов очень красиво пишут... Читаю молодых авторов до 25 лет - они пишут на каком-то странном, волшебном, очень красивом русском языке. И для меня это очень важно. Получаю удовольствие от прекрасного языка.

- А язык Акунина?

- Акунин собран из многих авторов. Это такой постмодернизм в литературе. Я к нему очень хорошо отношусь. Но это беллетристика. Когда читаю молодых неизвестных авторов, вижу какие-то отблески Платонова, Лескова... Кто-то из них останется, кто-то нет. Молодость нужно пережить как прививку, переболеть. Это очень сложный период.

- Профессия писателя требует одиночества, отказа от мирской суеты, актерская же - наоборот. Как они в вас уживаются?

- Одиночество это большая проблема. Это одновременно очень легко и очень трудно. Одиночество - убежище эгоистов. Вот например, Шукшин не был ни эгоистом, ни одиночкой. Писал на кухне выдающиеся вещи. Талант подразумевает какое-то неудобство, дискомфорт.

- А как же Михаил Булгаков, который подарил Мастеру возможность творить, не заботясь о хлебе насущном?

- Это очень короткий миг. Мечта...

- А как же публичность другой профессии?

- Я собираюсь прекратить много сниматься и буду отвлекаться только на что-то стоящее. Считаю, что мой настоящий успех кроется в литературе. Все знакомые литераторы говорили мне, что когда прочитаешь мои тексты, понимаешь - все остальное, что ты делаешь, малая доля того, что ты можешь делать.

- Когда вы начали писать?

- По-настоящему - курса с третьего. Когда поступала во ВГИК, писала простыми предложениями. А потом мне сказали, что я не сама написала свои вступительные работы, потому что с третьего курса в меня как будто вселился другой человек. Мне говорили, что пишу не по-русски.

- Есть люди, которые пишут, а потом очень долго продвигают свое произведение в жизнь. И на это тратится намного больше времени, чем на само творчество. А вы сами занимаетесь промоушеном или у вас есть литературный агент?

- На меня обижаются многие редакторы, нет времени сделать книгу, а предложений масса. Сейчас в "Искусстве кино" должна выйти моя повесть.

- У вас есть маленькая дочь Ульяна и есть определенный творческий багаж. Что было бы не стыдно Ульяне показать, передать из этого багажа?

- Иногда думаю: "Боже, нечего показать!" Может, несколько фотографий, несколько фраз. Такое у меня к себе отношение. Колоссальный опыт - съемки у Питера Гринуэя, но там такие шокирующие тексты... Он на меня очень большое впечатление произвел. Я там снималась вместе с несколькими нашими актрисами - Кристиной Орбакайте, Ларисой Гузеевой - они играли мою свиту. Я играла аристократку. С актрисами снимали меня - не актрису. Это, наверное, больно.

- Фильм "Небо. Самолет. Девушка" участвовал в конкурсе "Новые территории" на Венецианском фестивале, где очень сложно себя показать. Как вы считаете, ваш фильм - для фестиваля или для людей?

- Для людей. Знаете, для меня очень важно сделать картину, с которой бы не уходили люди. Была задача поставлена - сделать просто, но гениально.

Беседовала Светлана КОРОТКОВА
"Зеркало недели"
21 - 27 Декабря 2002
http://renatochka.by.ru/rl/rev/2002-zn.html

Док. 455518
Перв. публик.: 28.12.02
Последн. ред.: 02.07.08
Число обращений: 756

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``