В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Я люблю отдых и чувствую себя прекрасно, когда мне не предлагают работу Назад
Я люблю отдых и чувствую себя прекрасно, когда мне не предлагают работу
- Олег, с какого времени вы заметили, что про вас стали говорить таинственный?

- Я знаю, что произвожу такое впечатление, но специально для этого ничего не делал. Знаете, говорят: Ох, как он старательно выстраивает себе имидж. Если бы я выстраивал, я бы выстроил что-нибудь другое. Правда. Я просто веду себя так, как веду. Как можно сказать, почему у тебя карие глаза? Потому что карие - и все.

- Льстит определение загадочный?

- Льстит? Ну а что в этом такого? Получается, немножечко граф Монте-Кристо, да? Ну, может быть, Монте-Кристо.

- И что чувствует Монте-Кристо, когда выходит на Тверскую?

- Вы не слушайте звезд, которые вам говорят, что им сложно ходить по Тверской. Отличненько я пройдусь. Известные люди не ходят, потому что пройдут 100 человек - нормально, а один - может испортить все путешествие. И даже не потому, что нахамит, а потому, что вдруг станет разговаривать, чего-то выяснять, рассказывать. Почему он думает, что я должен все это выслушивать, вступать в разговор?

- Я слышал, что одна ваша поклонница чуть не плеснула вам кислоту в лицо?

- Да было все: и плескали, и проклинали, и газовыми баллончиками брызгали! Ну и что? Было и было! Как-то на съемках Восток-Запад (в этом фильме Олег играл вместе с французскими актрисами Катрин Денев и Сандрин Боннэр. ) кто-то сказал, что Олег не ходит по улицам в Москве. Катрин Денев с большим удивлением заметила: Странно! А я абсолютно спокойно хожу по улицам в Париже. А ее, конечно же, узнают побольше, чем меня.

- И какой вывод?

- Может быть, там какое-то другое отношение к известным людям - более вежливое, интеллигентное...

- Известность пришла сразу после Покровских ворот?

- Даже рядом ничего этого не было! Никто мне не звонил, никто на улице не узнавал. Ну, в профессиональных кругах, наверное, узнали, но надо сказать, что в профессиональных кругах я и до этого был известен. Просто этот фильм выдержал испытание временем и постепенно превратился в легенду.

- Правда, что вы сначала отказывались сниматься у Козакова?

- Нет. Я отказался сниматься, наоборот, у героя труда, лауреата Ленинской премии Юлия Райзмана в фильме, название которого я, к сожалению, и не помню. И это был действительно такой маленький скандальчик на Мосфильме. Но не потому, что я отказался сниматься, а потому, что выбрал вместо Райзмана Михал Михалыча Козакова.

- Наверное, могли перекрыть кислород...

- Ну, неприятные моменты были. Вообще, я много отказывался.

- Зачем? Разве актер имеет право отказываться?

- Отказаться можно от чего угодно. Но я это не ставлю себе в заслугу, ни в коем случае. Важно другое. Я всегда делал то, что считал нужным делать. Вот и все.

- Но последствия?! А если после этого перестанут приглашать?

- Меня приглашали всегда. Раз в год-полтора я обязательно в какой-то картине принимал участие. Позвали - я, если действительно реально понравилось - снялся. Не понравилось - я спокойно мог сидеть дома и не сниматься...

- ...А слава мимо пройдет. Когда вас начали поголовно узнавать?

- После Утомленных солнцем. Просто, видимо, этот фильм стал рубежом, когда количество переросло в качество, и я действительно понял, что становлюсь человеком публичным, популярным и известным...

- Извините, перебью. Талантливый ребенок в детстве - это крайне ранимое существо. Вы тоже таким были?

- Рядом ничего такого не было. Никогда я себя не чувствовал ни ранимым, ни каким-то обособленным...

- ...но могли. Учились же в музыкальной школе...

- На скрипке играл. И все время хотел бросить ее. Сейчас-то я безумно благодарен родителям, что это было. Но тогда, если ребенок учился в музыкальной школе, это вызывало какое-то странное любопытство. Какая такая музыкальная школа? Одни лишенцы туда ходят. Нормальные люди в футбол играют, а они чего-то там пиликают.

- А реакцию родителей на театральный институт помните?

- Категорически против была мама. Папа легче отнесся, поскольку считал, что решать только мне самому. Но такого, чтобы только через мой труп, - не было. Сейчас-то родители, наверное, не жалеют. А может, и жалеют, не знаю. Годы, проведенные в институте, для всех самые дорогие. Моя жизнь тоже началась в институте. Я реально ее помню, помню запахи, звуки, помню музыку, которую слушал тогда.

- У вас знаменитое училище было - при Малом театре?

- Для меня Малый театр - это, наверное, в первую очередь Михаил Царев. Не человек, а глыба. Если он говорил нет, это значило нет. Если да - это значило да. Он дорожил своим словом.

- А что в театре вам больше всего не нравится?

- Показы. Так же, как и пробы в кино. Я поэтому в Малом и оказался. Меня Царев вызвал после просмотра дипломного спектакля и спросил: Хотите работать в Малом театре?. И я согласился, поскольку не нужно было показываться. И ни секунды не жалею. Я могу даже рассказывать, что дважды или трижды был в кабинете Царева. Вы не удивляйтесь - это была честь. Когда Царев появлялся в конце коридора, весь коридор сразу вставал. И это не потому, что положено было вставать. Он своей мощью всех поднимал. Однажды он меня вызвал и спросил, что я хочу играть. Я говорю: Не знаю, мне как-то неудобно чего-то требовать. Он: Чего ж неудобно-то?. Но я постеснялся, сказал: Мне надо подумать. Думал, что Царев забудет. Проходит три месяца, вдруг опять шорох, из режиссерского управления: Тебя Царев вызывает. Я иду, открываю дверь кабинета, а он мне: Добрый день. Я отвечаю: Добрый. Он: Подумали?. Я даже не понял сначала, о чем думать. А он, оказывается, все помнил. Представляете? Это тоже воспитывает.

- Но подолгу в одном театре вы тем не менее не задерживались?

- После Малого был Театр Советской Армии у замечательного Юрия Ивановича Еремина, которому я очень благодарен. Затем - Театр им. Ермоловой, куда меня пригласил Валерий Фокин. Как мне тогда все завидовали! Накануне мы с ребятами сидели и говорили: Вот сейчас Фокину дают театр. Вот бы туда попасть!. Я прихожу вечером домой. Звонок. Олег? - Да, это Олег. - Это Валерий Фокин. Приходите ко мне в театр. Смешно получилось.

- Но от Фокина вы тоже ушли.

- Правда, ушел. Но не потому, что у меня был антагонизм с режиссером. Нет. В Ермоловском театре были счастливые моменты. Просто, видимо, меня вообще перестал устраивать институт театра как таковой. И я ушел в никуда. У меня тогда не было работы ни в кино, ни в театре.

- И вы себя чувствовали ужасно в роли безработного?

- Я нормально себя чувствую, когда у меня нет работы. Я знаю категорию артистов, которые с ужасом представляют тот день, когда им перестанут звонить, приглашать. Я - не из таких. Я люблю отдых и чувствую себя прекраснейше, когда меня не трогают. Тогда я тоже не нервничал, тем более что вскоре состоялась потрясающая встреча с Петром Наумовичем Фоменко. Так чего уж тогда бога-то гневить? Единственный раз в жизни, когда я был абсолютно поражен и мечтал сыграть одну роль - Калигулу, и я ее сыграл.

- Вам везло в работе, это такое счастье! Правда, после которого хочется долго отдыхать. Вы как любите?

- Иногда я выбираю тупой отдых.

- В самых глухих местах?

- Тибет. Мне нравится лазание по горам. Мы в горах придумывали спектакль Игроки. На 10 дней уехали в Крым, жили там всей командой, ходили на репетицию. У нас была там огромная поляна, где мы сидели с 12 утра до 6 вечера каждый день. Мы могли молчать, могли говорить, могли рассказывать совершенно разные истории. И все придумки, какие существуют в Игроках, родились именно там. Горы - это невероятный источник энергии и информации для человека. Как и море.

- Точно, вы же Скорпион, должны любить воду?!

- Через воду у меня тоже идет энергетическая подпитка. Если нет моря, так я в ванной могу по два раза в сутки сидеть...

- ...и вести здоровый образ жизни?

- Что значит здоровый? У меня бывают периоды очень нездорового образа жизни. И это тоже интересно и необходимо.

- А спорт - необходимость или вредная привычка?

- Я любил смотреть хоккей, но никогда не играл. Любил смотреть футбол, но не любил играть. Потом я начал играть в теннис, а после тенниса почему-то перешел на футбол. Как я ненавидел футбол раньше, если бы вы знали! Если бы мне сказали 15 лет назад, что я буду играть в футбол и буду это дело любить, никогда бы не поверил. Я и болельщиком стал, потому что все понимаю. Наш футбол, простите меня, наши дорогие футболисты, смотреть не всегда интересно. А если красивая игра, то просто глаз не оторвать, особенно когда еще что-то понимаешь в этом.

- Вы кто в футболе?

- Защитник.

- Как Роберто Карлос?

- Нет! Я редко забиваю. Но так иногда от души получается.

- А потом что?

- Потом - баня. Но не настоящая баня такая, с вениками, с прыганьем в холодную купель. У меня все попроще.

- Проще-то проще, но выглядите замечательно! Знаете средство Макропулоса?

- Ну, какое средство? Как-то мой отец, будучи, по-моему, в таком же возрасте, как я сейчас, очень заинтересовался лечебным голоданием и похудел на 10 кг. И, видимо, то, что отец голодал день-два в неделю, мне как-то запомнилось и передалось. Но, повторяю, без фанатизма.

- А кухню какую предпочитаете?

- Итальянскую, японскую. Я вообще люблю хорошо поесть. Но без истерики.

- И готовите?

- Готовить не умею вообще. Разве что яичницу, но тоже мне готовка!

29.11.2005
Дмитрий Минченок
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/menshikov/interview1.html

Док. 456175
Перв. публик.: 29.11.05
Последн. ред.: 03.07.08
Число обращений: 220

  • Меньшиков Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``