В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Меньшиков, артист по случаю Назад
Олег Меньшиков, артист по случаю
Его приезд в Израиль вызвал ажиотаж. Достать билеты на Второй фестиваль российского кино, организованный компанией кабельного телевидения НОТ - проблема. А Меньшиков - одна из главных приманок.

- В последнее время артистический мир в значительной степени стал "наследной кастой". Вы, Олег, родились во вполне приличной семье офицера и врача. Тем не менее с детства "баловались скрипочкой", а в итоге стали актером. Что предопределило ваш выбор?

- Скрипкой я не баловался, скорее, мучился (улыбается). Родители заставляли заниматься музыкой. Сегодня я им безумно благодарен, потому что, если бы музыки не было в моей жизни, она была бы менее интересной, скажем так. Спасибо им большое за терпение, ведь столько раз я пытался забросить эту скрипку куда подальше, но они настояли на своем. А актерство... Никогда я не чувствовал в детстве к нему особой тяги. Скорее, это воля случая.

- Не лукавьте, Олег Евгеньевич. По воле случая в театральный, конечно, можно поступить, но, что называется, по наследству. Вам, наверное, было труднее, стало быть, вы к этому тщательно готовились. У вас ведь не было поддержки влиятельных родителей?

- Чего не было, того не было. А случай все же свою роль сыграл. Дело было так. Я пришел на вступительные экзамены в Щепкинское училище. Курс набирал его нынешний ректор Николай Николаевич Афонин. Он меня спрашивает: "Ты документы только к нам отнес или еще куда?" Я отвечаю, что собираюсь подавать в несколько мест, на удачу. А он мне в ответ гарантировал, что меня возьмет. Я поверил и не прогадал.

- Вы - разноплановый актер, без определенного амплуа. От Юрия Живаго до Остапа Бендера. Это, наверное, актерское счастье и высшая характеристика мастерства. Но как вам удаются столь резкие переходы, как вы настраиваетесь на новую роль, готовитесь к ней?

- Это - процесс непредсказуемый, необъяснимый. Если это касается кино - очень многое зависит от режиссера. Кино вообще, в первую очередь, его искусство. Это кого-то радует, кого-то огорчает, но это - данность. Сниматься у хорошего режиссера - это актерское счастье.

- Вы недавно снялись в "Золотом теленке"... Довлела ли над вами прежняя экранизация, и считаете ли вы, что вам удалось лучше сделать этот римейк?

- Хочу отметить, что это все же не римейк. Не мне оценивать, хуже сделала ленту наша группа, чем предшественники, или лучше. Мы сделали, как могли, и то, что могли. "Прочли" бессмертное произведение классиков так, как хотели. И вынесли на зрительский суд.

- Не могу не спросить о "Сибирском цирюльнике". Одна из самых неоднозначных, скандальных лент российского кинематографа. Ваше мнение об этом фильме.

- Могу сказать лишь, что получил огромное удовольствие от съемок в этом фильме. Работа с Никитой Михалковым - это всегда школа для актера. К тому же это - непередаваемая атмосфера на площадке.

- Но это не единственная ваша работа с Никитой Михалковым. Режиссер вам явно симпатизирует...

- Я с удовольствием продолжаю с ним работать. Третий год идут съемки "Утомленных солнцем - 2". Я очень надеюсь, что к следующему лету мы завершим эту картину.

- Позвольте, но в первом фильме вы же, извините, умираете!..

- Ничего страшного. Во втором фильме все благополучно оживают...

- Интересно. Мне раньше казалось, что в семье Михалковых специалист по части сказок - Сергей Владимирович. Оказывается, с годами и Никита Сергеевич пошел по отцовской дорожке?

- Я не знаю, каким получится фильм, но могу с уверенностью сказать, что сценарий - один из лучших среди всех тех, что я читал в своей жизни. События в "Утомленных солнцем - 2" развиваются в годы Великой Отечественной войны. Знаете, сценарий первой ленты не произвел на меня столь сильного впечатления, а этот можно смело издавать отдельной книгой. И даже если фильм не увидел бы свет, книга была бы популярна. Когда-то Михаил Михайлович Козаков говорил, что есть киносценаристы, а есть "кинописатели". Это - наш случай, и это - прекрасный случай. Иногда в слове "киносценарист" заложена какая-то индульгенция, но "Утомленным солнцем - 2" она не требуется.

- Вы - участник ряда телепрограмм "ТеатрТВ". Что значит для вас понятие "актерское братство", существует ли оно?

- Начнем с того, что эти программы попросту интересны. Мне интересны, во всяком случае, поэтому я всегда с удовольствием принимал в них участие. Надеюсь, что и телезрителям они пришлись по душе, рейтинг-то приличный. Выражение "актерское братство" прилично затаскано, так что, наверное, все у как представителей всех иных профессий. Есть такое понятие "коллегиальность", оно мне больше по душе.

- Друзьями вашими преимущественно становятся ваши коллеги?

- Тоже, наверное, как у всех. С коллегами ведь больше времени проводишь, с кем-то сдружишься при этом.

- Есть ли какие-то личные предпочтения - театр или кино?

- Пожалуй, нет. Есть режиссеры, от работы с которыми получаешь наслаждение. Это и в театре бывает, и в кино. Случается и обратное, тоже, к сожалению, и там, и там. Честно говоря, трепет я испытываю перед театром, но работаю на сцене в последнее время меньше. Хотя притягивает театр, как магнит, есть в нем какое-то колдовство. Возможно, это колдовство - зрители, обмен энергией с ними. Иногда зал инертен, к этому необходимо быть готовым. Иногда энергия актера и аудитории сливается в единое целое. Редкий миг счастья. Мне доводилось его испытывать, и я этим горжусь. В кино же хочу попробовать себя в режиссуре.

- Мало вам было прежних хлопот, так вы попробовали себя и на литературном поприще. Это - попытка каким-то иным, непривычным способом выразить себя, свои чувства?

- Я как бы плыву по течению собственных интересов. Я написал и опубликовал несколько эссе, потому что на тот момент мне было интересно это сделать, возникла какая-то внутренняя потребность. Если бы не нашлось желающих опубликовать, положил бы в стол, не очень бы переживал.

- Да под вашим именем что угодно напечатают, успех изданию гарантирован!

- Возможно, это и послужило причиной публикации, но ведь это же мое имя, не украденное!

- В прошлом году, к вашему 45-летию, на аллее Славы была заложена звезда Олега Меньшикова. Что рассчитываете получить к 50-летию?

- Особых амбиций по этому поводу у меня нет. Наверное, потому, что званиями и наградами я не обделен. Да и возраст, знаете ли, сказывается. Вот в 30-35 хотелось покорить все вершины и обвеситься орденами, как покойный генсек. С годами многое переосмысливаешь и начинаешь понимать, что творчество и есть высшая ценность.

- Кстати, о годах. Готовы ли вы к тому, что вам когда-то придется играть стариков? Как вы поддерживаете себя в форме?

- Как ни странно, готов! Кое-какой резерв времени у меня еще есть. Что касается мужчин, то репертуар у них в 50-60 лет о-го-го какой! Женщинам в этом плане гораздо сложнее. У мужчин - перебирай весь классический репертуар. Там что ни роль, так праздник.

- В 1998 году вы возглавили "Театральное товарищество 814". Вам захотелось еще и административной деятельности, руководящей?

- Нет, просто я по принципиальным соображениям ушел из государственного театра. Я убежден, что в том виде, в котором он существует в России сегодня, он существовать не должен. А "ТТ-814" - это разновидность антрепризы, частной антрепризы, которая дает мне возможность сделать то, что я считаю нужным, и отвечать за все самому.

- Вы вообще любите славу, дорожите вниманием поклонников? Для вас это важно?

- Это - пройденный этап...

- Пресытились?

- Ни в коем случае! Просто, как я уже говорил, с годами научился отделять внешние формы от сути. Но полная неузнаваемость для актера означает забвение, что недопустимо, как профессиональный провал.

- Ко всем вашим прочим талантам вы еще и поете. Сделать сольник не отважитесь?

- Ну, это Кобзон поет, а я кое-что исполняю. У меня пока не возникало желания сделать сольный концерт или записать альбом. Есть огромное желание поучаствовать в музыкальном спектакле или сняться в музыкальном фильме. Предложения такие были, но всякий раз не устраивал именно музыкальный уровень. Но мечта осталась, и я уверен, что когда-нибудь ее реализую. Это будет мой проект, моноспектакль, и уж там я оттянусь по полной программе. И спою, и станцую.

- А что вы поете, когда, пользуясь вашей терминологией, оттягиваетесь во время бурного застолья? Вы вообще любите подобный способ времяпрепровождения?

- Пою, что все поют в таких случаях. Репертуар общий у нас у всех. Подобный способ времяпрепровождения обожаю. И даже больше, чем в кино сниматься или в театре играть (смеется). Для меня веселая компания друзей - лучший способ "подзарядки батареек", такой классный "энергообменник".

- В конце прошлого века вы приезжали уже в Израиль со спектаклем "Горе от ума". Страну видели?

- Очень мало. Был очень плотный гастрольный график. Хотелось бы поездить, посмотреть. Надеюсь, в этот приезд возможностей будет больше.

- Публика с того раза запомнилась?

- Вот публика запомнилась, фантастическая публика! Полные были залы и очень теплый прием. Был такой шквал аплодисментов, что я ощущал мурашки по коже. Это дорогого стоит.

- Ну, в таком случае, спасибо и - ждем со спектаклями!

Биографическая справка:
Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Московской области, в городе Серпухов. После окончания школы в 1977 году он поступил в Театральное училище имени М. С. Щепкина. После окончания училища Меньшиков играл в Малом театре Союза ССР (1981-1982), в Центральном академическом театре Советской армии (1982-1985), в Театре имени М. Н. Ермоловой. Наиболее заметными его театральными работами в это время стали Ганя Иевлев в "Идиоте" Ф. М. Достоевского, Сережа в "Спортивных сценах 1981 года" Э. Радзинского в постановке Валерия Фокина, Калигула в одноименной пьесе Альбера Камю у Петра Фоменко в Театре имени Моссовета.

В кино актер дебютировал еще на четвертом курсе ролью разведчика Шурки в телефильме "Жду и надеюсь" (1980). Знаменитым Меньшикова сделал фильм "Покровские ворота", поставленный Михаилом Козаковым по пьесе Леонида Зорина; актер сыграл в этой картине роль аспиранта-историка Кости Ромина.

После возвращения на театральную сцену Олег Меньшиков с успехом играл заглавную роль в спектакле "Нижинский" (антреприза "Богис"), а вскоре вновь снялся в кино - в роли Андрея Плетнева в фильме Александра Хвана "Дюба-дюба" (1992), поставленном по сценарию А. Саморядова и П. Луцика и отмеченном рядом российских кинонаград.

"Дюба-дюба" выдвинула актера в число ведущих в его поколении. Но поистине оглушительный успех выпал на долю драмы Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", в которой Олег Меньшиков со зрелым мастерством сыграл агента НКВД Дмитрия. Эта роль была специально написана "под актера" Рустамом Ибрагимбековым. Фильм был удостоен самых престижных международных и российских наград, в том числе "Оскара" и приза Каннского фестиваля, а Меньшиков получил приз "Золотой Овен" как лучший актер года. В 1995 году он был отмечен премией "Триумф" за выдающийся вклад в российскую культуру.

Большой актерской удачей стала для Меньшикова вольная экранизация Сергеем Бодровым-старшим рассказа Льва Толстого "Кавказский пленник" (1996). Созданный актером яркий образ прапорщика Александра Ларина был отмечен как лучшая мужская роль призом на кинофестивале "Кинотавр-96" и премией Российской киноакадемии "Ника" (1997).

Новым успехом актера стала масштабная постановка Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", где вместе с Меньшиковым, сыгравшим главную роль юнкера Андрея Толстого, снимались также Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко.

Свидетельство международного признания яркого таланта Меньшикова - приглашение на одну из главных ролей в фильме Режиса Варнье "Восток - Запад", где его партнершами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннэр.

В 1998 году Олег Меньшиков впервые выступил как театральный режиссер, поставив в "Театральном товариществе 814" "Горе от ума" А. С. Грибоедова, где сам исполнил роль Чацкого. Сейчас на московских сценах с оглушительным успехом идут еще две его постановки - "Кухня" М. А. Курочкина и "Игроки" Н. В. Гоголя.

13.12.2006
Юлия Ошерова
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/menshikov/interview3.html

Док. 456178
Перв. публик.: 13.12.06
Последн. ред.: 03.07.08
Число обращений: 195

  • Меньшиков Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``