В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Нетеребский: Без права голоса Назад
Олег Нетеребский: Без права голоса
Российские работодатели и их зарубежные братья по классу, ведущие бизнес в нашей стране, могут вздохнуть спокойно. Как оказалось, промелькнувшая в прессе информация о том, что Роструд якобы подготовил проект поправок в Трудовой кодекс, упрощающий порядок проведения забастовок, не соответствует действительности. Её опроверг на днях не кто иной, как зампред Федерации независимых профсоюзов и одновременно председатель профильной комиссии Общественной палаты Олег Нетеребский.

Так что прогнозы некоторых профсоюзных экспертов, что нынешний год станет богатым на протестные акции, вызывают сомнения. Ведь именно благодаря драконовским статьям Трудового кодекса почти все забастовки, прошедшие в 2007 году, были признаны нелегальными. Объявление стачки обставляется в нём такими формальными требованиями и многочисленными оговорками, что практически делает её невозможной.

Как раз об этих статьях шла речь в открытом письме видных российских социологов и экономистов, обнародованном в ноябре прошлого года. Они призвали руководство страны, парламентариев и бизнес-сообщество пересмотреть трудовое законодательство и "повернуться лицом к нарастающему профсоюзному и забастовочному движению, расценить его как цивилизованный, достойный и эффективный способ регулирования трудовых отношений в рыночной экономике".

К мнению специалистов не прислушались. Наплевали и на подписанные Россией международные соглашения, признающие права трудовых коллективов, и на реприманды Международной организации труда. Поговаривают, что главные противники приведения норм трудового законодательства в соответствие с мировыми стандартами, сидят в президентской администрации. Не способствует новациям и соглашательская позиция официального профсоюза - ФНПР. Организация, унаследовавшая все пороки и слабости советской предшественницы, "школой капитализма" так и не стала. Не случайно, что в последние годы её покинули около 10 млн человек.

Как показывает недавний опрос ВЦИОМ, сегодня две трети россиян не являются членами профсоюза. Но и среди тех, кто в нём состоит, лишь 23% считают, что он реально отстаивает и защищает интересы наёмных работников. А 80% опрошенных заявили, что профсоюзные организации не имеют никакого влияния на предприятиях, где они трудятся.

Почти все забастовки последнего времени состоялись без участия ФНПР. Их организовали независимые профсоюзы - немногочисленные организации, которые, однако, год от года играют всё более заметную роль в рабочем движении. Только в прошлом году они сумели провести стачки и акции протеста в туапсинском и петербургском портах, на предприятиях таких компаний, как "АвтоВАЗ", "Форд", "Сургутнефтегаз", "УАЗ-Суал", "Карельский окатыш", "Хейнекен", "Почта России - Питер". Однако каждый раз суды объявляли их незаконными, ссылаясь всё на тот же Трудовой кодекс. Такой же позиции придерживается и Верховный суд, который, в частности, во вторник отклонил кассационную жалобу представителей профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга. Мол, закон есть закон, и каким бы негодным он ни был, нарушать его никому не дозволено.

Более того, антистачечные статьи ТК позволяют предпринимателям наносить упреждающие удары. Так было, например, с запланированной на 28 ноября общероссийской забастовкой локомотивных бригад. По иску руководства РЖД Мосгорсуд её запретил. На сей раз - с помощью статьи, не позволяющей бастовать коллективам предприятий, связанных с безопасностью страны.

Некоторые компании применяют и иные методы борьбы - используют штрейкбрехеров и омоновцев, шантажируют, увольняют и жестоко избивают рабочих активистов, а в "Сургутнефтегазе" "смутьянов" под милицейским конвоем отправили на освидетельствование в местную "психушку".

Как бы то ни было, в итоге большинство акций протеста заканчиваются ничем. Правда, есть и положительный пример. Боевой стачком всеволожского завода "Форд" всё-таки сумел добиться 20-процентного повышения зарплаты. Администрация вынуждена была пойти на это из-за высоких убытков, с которыми сопряжены простои предприятия, и в результате давления со стороны западноевропейских автостроителей, поддержавших борьбу российских коллег.

Этот успех воодушевил и других. В середине марта краткосрочную забастовку провели рабочие цеха сборки кабин КамАЗа. К ним готовы присоединиться и коллективы ростовского "Тагаза", выпускающего Hyundai, а также столичного "Рено-Автофрамоса". Правда, профсоюзы на этих предприятиях слишком малочисленны, что - опять-таки в соответствии с Трудовым кодексом - автоматически делает любые их выступления незаконными. Вот почему москвичи собрали в минувшую пятницу митинг, на котором потребовали внести изменения в закон. Судя по всему, именно на этом направлении работники отечественного автопрома, которые сейчас идут в авангарде "альтернативного" рабочего движения, и намерены сконцентрировать свои усилия в ближайшие месяцы.

В отличие от начала 90-х годов требования профсоюзов сегодня лежат исключительно в экономическом русле. Они хотят, чтобы доходы от экономического роста страны распределялись "по совести": ведь если в развитых странах доля зарплаты в себестоимости продукции составляет 50-60%, то в России - только 10%. Работодателей такое положение, понятно, устраивает и идти на уступки они явно не собираются. А потому, как можно предположить, используют все свои связи и своих людей во властных структурах, чтобы не допустить пересмотра трудового законодательства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://pda.rian.ru/analytics/20080326/102266766.html

26-03-2008

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.


Док. 456573
Перв. публик.: 26.03.08
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 173

  • Нетеребский Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``