В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
УЛЕТАЮЩИЕ ДЕНЬГИ Назад
УЛЕТАЮЩИЕ ДЕНЬГИ
Взгляд на ивановский аэропорт в контексте передела авиарынка в России
В начале 2008 г. вице-премьер Правительства Сергей Иванов заявил, что в России должно остаться 50 авиакомпаний (из ныне действующих 180). Сделанное заявление означает, что в стране начался глобальный передел авиарынка. Данный процесс, к сожалению, не обходится без участия высокопоставленных чиновников, охотно вступающих в коррупционные связи с различного рода структурами. Какая роль отводится ивановскому аэропорту, попробуем разобраться.

МОСКОВСКИЙ АВИАУЗЕЛ

Не помню, в каком из источников я прочитал, но цифру запомнил: 40% воздушных перевозок в России осуществляется через Москву. В столице четыре гражданских аэропорта: Шереметьево, Внуково, Домодедово и Быково. Но если на последний приходится менее одного процента всех перевозок и особого коммерческого перевоза он почти не осуществляет, то три первых - это Клондайки. Правда, некоторые шустрые мальчики вовремя подсуетились, и, например, аэропорт Домодедово оказался в частных руках. В некоторых аэропортах - у государства пока еще 100% собственности (Шереметьево), в некоторых - меньше. Сейчас заговорили о приватизации, но для этого необходимо согласие Президента, а он его давать, похоже, не торопится. Да и не жаждут олигархи открытой приватизации. Во-первых, за законную приватизацию надо заплатить много и сразу, а им хочется все получить за копейки. Во-вторых, может случиться так, что на открытой приватизации появится кто-то, кто предложит больше, и тогда лакомый кусок уплывет. В-третьих, большинство взлетно-посадочных полос аэропортов, зданий терминалов, транспортная и остальная инфраструктура морально и физически устарели. Если аэропорт взять в частные руки, то его реконструкцию придется вести за собственный счет, а это - миллиарды рублей, но зачем же работать по белому: честно и открыто, если существуют и другие пути.

ПОЛЕТ ПЕРВЫЙ,
НО НЕ ПОСЛЕДНИЙ

Еще в 2002 г. был такой же ажиотаж с аэропортом, как и нынче. В августе месяце состоялся демонстрационный полет АН-28. Тогда цели было две: анонсировать начало работы иванов-ского аэропорта и привлечь внимание к владельцу приземлившегося самолета - компании "Ойл Транс Авиа". Тогда генеральный директор ОАО "Золотое кольцо" К. Онищенко заявлял, что к перевозке пассажиров будет применяться совершенно иной подход: не станут вводиться отдельные дальние рейсы Иваново-Новосибирск или за границу, а просто все желающие полетят в Москву и уже там пересядут на самолеты разных направлений.
В своем интервью 23 июня 2008 г. губернатор М. Мень также уделил особое внимание аэропорту. Но возникший не только у меня вопрос не нашел своего ответа. Будет ли рентабелен полет даже из Иванова в Москву? Тем более, если учесть, что авиарейсы сейчас более-менее рентабельны лишь на дальнее расстояние: Дальний Восток, Сибирь, Крайний Север. Полеты на расстояние 300-500 км практически сошли на нет, потому что население дотационной области предпочитает пользоваться более дешевыми видами транспорта. Большая часть простых людей, а именно эта категория делает вал, предпочитает заплатить 500 руб. и через 4-5 часов быть в Москве, затем еще 500 руб. - и обратно. На самолете до Москвы 4 тыс. руб. и обратно столько же. Итого 8 тыс. руб. И это только дорога. Не думаю, что простые граждане будут ломиться за билетами. Но, может, местные нувориши заполнят эту нишу? Думаю, вряд ли. Поездка на собственном "Мерседесе" или другой иномарке с водителем за рулем, с кондиционером и прямо до точки назначения едва ли заставит последних лететь на самолете. Это люди, которые привыкли считать деньги, а здесь выигрыш времени незначителен, а вот затраты и, главное, качество комфорта несопоставимы. А сказки о том, что в летнее время все только и ждут, как бы улететь с семьей отдохнуть прямо из ивановского аэропорта до места назначения, вообще смешны. Но что же тогда?

НЕ ТОЛЬКО КРОШКА

Давайте еще один раз совершим экскурс в историю. Помните то время, когда нынешний депутат Облдумы В. Гришин вдруг оставил свой пост, заметьте, пост заместителя Председателя Областной думы и перешел директором аэропорта "Южный"? Правда, недолго он там поработал, и "блудного сына" после увольнения приняли обратно. Затем возбуждается уголовное дело в отношении Гришина, и здесь происходит самое интересное.
Когда депутаты Облдумы самораспустились, а затем вновь избрались, наказав дотационную область на 40 млн. руб., фамилия В. Гришина опять зазвучала в качестве претендента на пост одного из заместителей спикера Областной думы. Но уголовное дело мешало, и тогда С. Пахомов, избранный спикером, заявил: "Если он (Гришин) урегулирует свои отношения с правоохранительными органами, то региональное отделение партии "Единая Россия" может рассмотреть его кандидатуру на должность вице-спикера". Вот так - урегулирует. Сажают, наверное, только тех, у кого нет дорогих адвокатов, связей во власти. Все стыдливо молчат, что возникла каста неприкасаемых. Власть делает вид, что ничего не происходит и тот же В. Гришин продолжает мелькать на экранах телевизоров. Что уже урегулировал? Вот мужика за украденный мешок картошки - это да, лет эдак на пять в колонию строгого режима. А таких, как Гришин, не моги.
Но Иваново - это большая деревня, где все всем известно, и наши источники как в правоохранительных органах, так и в судебной системе, в неофициальных разговорах рассказывают, что высокопоставленные покровители В. Гришина прикладывают неимоверные усилия, чтобы развалить дело.
Что же тогда такого узнал Гришин, работая генеральным директором аэропорта, если есть те, кто так боится справедливого рассмотрения уголовного дела в суде и заставляют спустить его на тормозах? Приятно управлять людьми, у которых есть свои скелеты в шкафу.

КОРМИТЬ ЖАБУ

Сколько бы власть ни кормила жабу жадности, она рано или поздно все равно задушит. Когда речь заходит о долгоиграющих инвестициях и длинных деньгах, весь рынок сразу заканчивается и начинается базар. А на базаре кто бойчее соврет, тот и возьмет.
Мне пришлось перелопатить огромное количество информации, пока у меня сложился пазл. Вывод, который я сделал для себя, очень интересен. Сам аэропорт не приносит такой прибыли, какую принесет грузовой терминал аэропорта. Не зря же губернатор М. Мень ведет речь о таможне и международных перевозках.
В одной статье описывается следующее: "на той стороне консолидировать товар в одном месте, затем самолетами доставлять через границу, и через нужных людей растаможивать груз по льготному тарифу. И понеслось. Перегруженные самолеты (а по документам - норма) с китайским тряпьем таможня встречает с распростертыми объятиями: вместо положенных $ 13 груз пересекает границу всего за $ 2. Разница делится по-братски". Контроль над авиаперевозками позволяет любую сказку сделать былью. Но аэропорты под ногами не валяются.
Вот у нас был аэропорт, да сплыл. Думается, что теперь он принадлежит Правительству Москвы. Ведь не зря же губернатор М. Мень долго рассказывал, как Ю. Лужков сердился, когда пришлось почти все отстроить заново. Хотя в последнем номере "Иванов-ской газеты" я с трудом нашел несколько единиц отличия между тем, что было, и что стало. Но это же деньги не лично Лужкова, а те же бюджетные деньги, только Правительства Москвы, и при проверке их рационального расходования, как мне кажется, может возникнуть очень много вопросов, потому что есть очень много высокопоставленных чиновников, для которых "ударить исподтишка, украсть, подставить другого, подняться" - естественный стиль их жизни. Жизни хитрых, коварных, жадных и беспринципных существ. Но должно ли им быть место среди людей, именуемых "властью"?

КУДА ПОЙДЕТ ТОВАР?

И вот уже тот же губернатор расписывает, что рядом с аэропортом начнется строительство складских терминалов различного назначения (в том числе таможенный на 22 тыс. кв. м и 3 ангара для прирельсового склада). Складской комплекс (с новой железнодорожной веткой) позволит обработать до 1 млн. тонн грузов в год. Для кого? Для Москвы? А что получит область? Будут ли хоть чуть-чуть лучше жить ивановцы? Что ожидает ивановский малый и средний бизнес?
У меня складывается впечатление, что губернатор работает в интересах Москвы и крупных московских торговых сетей. Именно они 12 декабря 2007 г. ознакомились со свободными производственными площадями в Ивановской области. Возглавлял делегацию первый заместитель руководителя потребительского рынка г. Москвы Г. Смолевский. В составе делегации были представители ОАО "Седьмой Континент", НПТО "Горбушка", компания "М Видео" и др. Помните, как Лужков кричал: Мы ваши". Нет, думается, Юрий Михайлович, что это мы - ваши.

КРИМИНАЛЬНЫЕ СТРАСТИ
НА ПОДХОДЕ?

Поговорка "из грязи в князи" как нельзя больше подходит отдельным высокопоставленным чиновникам. Первое правительство большевиков состояло из людей образованных (один Ленин знал три иностранных языка), а также талантливых самоучек. Не будь такого сплава, власть бы им удержать не удалось. А ведь держали 70 лет. Сегодня все иначе, и в региональные князья может попасть любое ничтожество, имеющее деньги и связи. Раньше вершителям судеб отечественной экономики вполне хватало персонального автотранспорта, служебных квартир и государственных дач. Нынешняя власть ненасытная. Она конвертирует свои безграничные полномочия в определенные материальные ценности. То или иное властное решение, словно лишнее пирожное на столе обжоры, откладывается в жировой прослойке их собственности очередным денежным траншем или дорогостоящим приобретением. Они не знают, что такое честность и скромность. Но они забыли главное, что перед "единороссами" сегодня стоит серьезная и ответственная задача: не дать никому бросить тень на безупречный имидж национального лидера В. Путина.
P.S. При полном бездействии губернатора Михаила Меня наши читатели вновь лишены возможности приобрести нашу газету. Конечно, правда глаза колет, но я буду продолжать выполнять свой общественный долг и писать правду, и никакими репрессиями вы мне рот не заткнете.

Валерий Сметанин, гезета "Иваново-Пресс" No27 от 1 июля 2008 года


Док. 456583
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 194

  • Сметанин Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``