В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нонна Мордюкова: Наше дело - это очень фальшивая карточная игра Назад
Нонна Мордюкова: Наше дело - это очень фальшивая карточная игра
- Нонна Викторовна, правда ли, что драматург Будимир Метальников писал главную роль в Простой истории именно на вас?

- Правда. До этого я снималась в фильме Льва Кулиджанова Отчий дом, играла Степаниду. Там есть такая сцена: моя героиня плачет, а председатель колхоза пытается ее успокоить. И я говорила монолог: Было время, я тоже была председателем. Но война кончилась, и я уже не гожусь... Когда сдавали фильм, директор студии Горького вдруг обратился к Метальникову: Вот вам и следующий сценарий - как эта женщина председательствовала, о чем болела ее душа. Метальников сразу за эту идею ухватился, да и мы все загорелись.

Иными словами, вы уже в процессе подготовки сценария знали и сюжет фильма, и характер вашей героини?

- Не только я, вся студия знала. Метальников пару раз показывал мне черновики, мы их обсуждали. Я ведь человек сугубо колхозный - и по рождению, и по воспитанию. В азарте я ему кое-что подсказывала, рассказывала про своих земляков, про деда, из-за которого меня во ВГИК взяли...

- Из-за какого деда вас во ВГИК взяли?..

- Я же к экзаменам не готова была, не знала, что приемной комиссии нужно читать стихи, басни. Умела только рассказывать смешные и грустные истории из жизни. Уже тогда я понимала, что это за товар - живой рассказ о людях, которых хорошо знаешь и любишь. Зато привезла в Москву собственную повесть, которую так никому и не решилась показать - стеснялась. И на приемную комиссию я произвела впечатление именно своими рассказами о людях, о бабах, о том самом деде. Рассказывала, как хлеб сеют, убирают, гармошка играет... Да и в дальнейшем мое спасение всегда было в том, что я хваталась за подол бабы, тетки будучи совершенно неграмотной по линии актерских выкрутасов. Когда мой педагог Борис Бибиков решил меня переломать - чтобы я сыграла Анну Каренину или что-то из иностранной классики, - ничего у него не вышло. Я надела это роскошное платье задом наперед, застегнула спереди все семьдесят пуговиц, тут же наступила на подол и порвала. Все засмеялись, а я заплакала. Бибиков поначалу считал, что из меня можно лепить что угодно, а что угодно не получилось. Хотя потом я Женитьбу Бальзаминова зацепила, были и другие костюмные роли, но лучше себя чувствовала только тогда, когда играла своих. Тянуло меня к ним магнитом.

- В итоге вам понравился сценарий Простой истории?

- Очень. Его тут же утвердили, и мы начали работать.

- В те годы писали, что, снимаясь в Простой истории, вы проецировали этот образ на свою маму?

- Это собирательный образ. В чем-то Саша Потапова была и на нее похожа. Моя мама славилась как певунья, ее очень любили. Иногда она приезжала в Москву и попадала на премьеру какого-нибудь фильма или спектакля, и в Доме актера все меня спрашивали: А сегодня Ирина Петровна придет? И Дикий, и Рубен Симонов, и Самойлов, и Герасимов - все ее знали. На Кубани маму как лучшего председателя всегда направляли в отстающие колхозы, несмотря на то что нас, детей, у нее было много. И только она получала переходящее Красное знамя, мы снова собирали пожитки и ехали дальше. А люди плакали: Петровна, не уезжай! Хлебосольная, белозубая, открытая...

- По ходу фильма Саша меняется, растет, но остается одна. Вы ее жалеете или считаете, что в своем выборе она счастлива?

- Еще раз подчеркну, что я не Сашу играла, а тех женщин, которых знала, видела. В фильме есть сцена, где женщины сидят у патефона. Одинокие женщины, которые и в сорок лет - самый цвет. Но ведь и в двадцать пять получали похоронки, совсем молодые. Я это видела, хотя в войну была подростком, но очень рано начала понимать жизнь. И Саша Потапова стала рупором, посвящением этим женщинам. Она - выдуманный автором образ, но рожденный с вдохновением. Пусть будет такая женщина, как Нонна Мордюкова, такого же возраста, телосложения. Метальников тоже знал войну, был ранен, вернулся с одной рукой, видел тыл. Эта история рождалась не на пустом месте.

- А каким был режиссер Юрий Егоров?

- Любознательным, порывистым, незлобным. Дружил с Сергеем Герасимовым. Знал, кому послать поздравительную телеграмму, кому вовремя подставить стул - все чувствовал. И в то же время был открыт для всего нового, слушал с открытым ртом. В Простой истории Егоров совсем не был вооружен материалом, не знал колхозную жизнь. И ему повезло, что рядом была я. Приходилось во многом ему помогать. Во время моих советов и предложений он облокачивался на капот Рено, поднимал палец к небу и возвещал: Сейчас я подумаю, нужно ли этот кусок вставлять! Потом хохотал, аплодировал и говорил: Берем! Простодушный, он понимал, что я лучше него знаю колхоз, и не брезговал этим, использовал меня, как дойную корову. Вообще Егоров был всеядным режиссером. Он неплохо снял Добровольцев, Море студеное, но мало успел. Умер по глупости - отказался от операции аппендицита и у него случился перитонит.

- Как складывался ваш экранный дуэт с Михаилом Ульяновым?

- У многих сложилось впечатление, что Михаил Ульянов - танк, а на самом деле он скромный, застенчивый, читающий, хороший человек. На студии держался независимо: за ним стоял театр. Когда мы познакомились, он еще не был женат. А когда безумно влюбился, то полностью подчинился жене. Он и актером-то стал, чтобы добраться до Дины Дурбин.

- Как это?..

- Влюблен был в нее по уши. Надеялся, что, став артистом, может быть, поедет в Америку и встретит ее. А встретил свою звезду в Щукинском училище: Алла Парфаньяк очень напоминала Дину Дурбин. Как она одевалась, как выглядела - мы и мечтать о таком не могли. У меня только к концу первого курса появилось одно платье на выход. И Мишка полностью отдался своей придуманной страсти. У них двое детей - он хороший семьянин, однолюб, никогда не был ветреным.

- Почему ваша героиня не осталась с Андреем Даниловым?

- Так решил сценарист. Люди потом много писали: Почему герои не вместе? Может, он отец-одиночка? Помните, герой Ульянова заезжал в детский сад? Мы почитали письма и пошли к Метальникову. Готовы были даже вторую серию снимать. Он возмутился: Вы с ума сошли? Не так давно кончилась война, люди еще получают похоронки! Еще женщины падают в обморок! Ну, одну мы пристроим: пара получилась бы хорошая, союз удачный... А как же другие вдовы? Мне и самой было жалко лишать Сашу счастья, уж так люди исстрадались на экране - и я, и Ульянов. Но сценарист был категорически против.

- Вы общались после съемок?

- Да. Знаете, почему я очень любила сниматься именно с театральными актерами? Они всегда приглашали на свои спектакли. Познакомившись с Ульяновым, я пересмотрела весь репертуар Вахтанговского театра. Снималась с Мироновым в Бриллиантовой руке - ходила в Сатиру. До такой степени мы дружили.

- Не могу не спросить о других исполнителях центральных ролей в "Простой истории". Каким был в общении Василий Шукшин?

- Это был отдельный человек, одинокий. Дружил только с людями. Смотришь, то на берегу сидит с каким-нибудь дедом, то смеется с бабкой на скамейке. Из сапога всегда торчала свернутая школьная тетрадка с ручкой. Вась, ты хоть как-то с группой общайся! Он очень нравился женщинам, но в симпатии выбрал меня. Говорил: Я для тебя напишу сценарий! И тут же рассказывал трагический рассказ о какой-нибудь тетке.

- Он еще не был известен как писатель?

- Еще нет, но я уже знала Беседы при ясной луне, видела Татьяну Пельтцер в роли старухи-героини. Васька втаскивал меня в литературные беседы и все время искал меня глазами. Я тута! - кричу ему. Потом он сделал мне предложение, но у меня был Тихонов. Тогда Шукшин нашел себе студентку Лиду: пожили немного и разошлись. Женился на Лиде Федосеевой и... затих. Мы не живем, - говорила мне потом Лида, - мы пишем. Я его не вижу и не слышу. Он дома, но его нет. Встал, морду умыл - и сразу к своим тетрадкам...

- Вашу маму в фильме сыграла комедийная актриса Ирина Мурзаева. А с ней вы хорошо ладили?

- Ой, что вы! Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди - безвозрастные. Иногда она напоминала девушку - красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощенный, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса. Если бы все были такими, как она и моя мама, мы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливее.

- Где снималась Простая история?

- В деревне Лепешки под Пушкино. Нас расселили по хаткам, я жила со вторым режиссером Клеопатрой Сергеевной Альперовой. Васька частенько у нас засиживался и прямо в солдатской гимнастерке спал на полу - ложился на спину, подушку под голову, руки за ремень и без храпа тихонечко засыпал. Клеопатра Сергеевна вставала рано: чаек, пышечки, завтрак. Васька расчесывался и исчезал до вечера. А как он хорошо пел! Знал огромное количество народных сибирских песен.

- Как приняли Простую историю?

- Прекрасно! Абсолютно все. Мне даже дали квартиру, точнее комнату в коммуналке. Через нас одиннадцать лет ходила другая семья. Но все равно мы были счастливы. Эта картина - самая любимая у меня. Мне и Женитьба Бальзаминова нравится, есть и другие удачи, а это - кровная картина. Как родная сестра.

- Что-нибудь изменилось в вашей актерской жизни после Простой истории? Можно ли сказать, что этот фильм был этапным, вам стали предлагать больше достойных ролей?

- Ничего не изменилось. Я и по четыре года без работы сидела. Каждый режиссер, будь то мужчина или женщина, ставит на первое место себя. Он прежде всего любит себя, дорогого, и даже не постесняется сняться сам и взять твои интонации. Наше дело - это очень фальшивая карточная игра, из-за которой раньше стрелялись, на дуэль вызывали. Вообще создание актерского факультета во ВГИКе было ошибкой. Мы ничем не отличаемся друг от друга, цены не имеем, а только дощечку: Хочу сниматься! Мы неинтересны. Киношники мечтают заполучить Чурикову, актеров охотнее берут из театров, где играют классику. Это другая школа, другое воспитание. ВГИК выпускает несчастных, обманутых детей, которые едут со всего бывшего Союза. Вот Герасимов был действительно профессор, он уделял большое внимание именно театру, своим студентам всегда давал работу. Иногда я думаю: зачем я приперлась в Москву? Была бы гениальна, как Шолохов, жила бы в провинции, начала бы писать. Иногда приезжала бы на съемки. Зачем завоевывала столицу? Она так и осталась не завоевана. Я не полюбила Москву, а она - меня. Мне здесь холодно и неуютно...

Женщина-планета

Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась в станице Константиновской Донецкой области. Народная артистка СССР (1974), лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1949), Государственной премии РСФСР имени бр. Васильевых (1973).

Снималась в фильмах Молодая гвардия, Чужая родня, Отчий дом, Председатель, Женитьба Бальзаминова, Тридцать три, Дядюшкин сон, Журавушка" Бриллиантовая рука, Русское поле, Лев Гурыч Синичкин, Родня, Луна-парк, Мама. Решением редакционного совета ежегодно издающейся в Лондоне энциклопедии Кто есть кто? включена в десятку выдающихся актрис ХХ века (1992). Именем Нонны Мордюковой названа планета.

15.04.2005

http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/mordyukova/interview1.html

Автор: Сергей Капков

Сайт: Газета (gzt.ru)



Док. 458318
Перв. публик.: 15.04.05
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 214

  • Мордюкова Ноябрина (Нонна) Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``