В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Кадохов: `Жила бы страна родная...` Назад
Валерий Кадохов: `Жила бы страна родная...`
После прошлого заседания минул целый месяц, накопилось немало вопросов, поэтому работа на этот раз проходила в темпе, о чем говорит хотя бы тот факт, что председателю Счетной палаты РФ Сергею СТЕПАШИНУ на отчет за 2005 год повесткой дня было отведено всего пятнадцать минут. Отвечать на вопросы было некогда. На последний вопрос - о том, что главное в работе Счетной палаты, - пришлось уже держать ответ Председателю Совета Федерации Сергею МИРОНОВУ. "Жила бы страна родная, и нету других забот" - вот в чем на самом деле суть работы Счетной палаты", - разъяснил он словами известной песни. Однако, как выяснилось в ходе заседания, не у всех членов Совета Федерации нет "других забот", кроме как одной - о благе родной страны. Некоторые позволяли себе деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации. С наведения порядка в собственных рядах палата и начала работу.

По собственному желанию?

Традиционный кадровый вопрос начался с рутинного подтверждения полномочий вновь избранных членов Совета Федерации. Так, представлять в палате законодательный (представительный) орган государственной власти Белгородской области теперь будет Вадим Мошкович.

Нина Ткачева по-прежнему остается в Совете Федерации представителем от Курской области, но теперь от органа законодательной (представительной) государственной власти.

На очередной срок подтверждены полномочия Рустема Шиянова, как представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ульяновской области.

А далее в палате развернулись бурные дебаты в связи с досрочным прекращением полномочий трех ее членов: Бориса Гутина, представлявшего Госдуму Ямало-Ненецкого автономного округа, Игоря Иванова, представителя администрации Приморского края, и Александра Сабадаша, представителя администрации Ненецкого автономного округа. Все трое подали соответствующие заявления. Однако у нескольких членов Совета Федерации возникли сомнения: действительно ли они уходят по собственному желанию? Неудовлетворение по этому поводу высказал Вячеслав Новиков, представляющий в палате Законодательное Собрание Красноярского края: "Никаких документов по этому поводу нет - ни решения, ни заявления, ни хотя бы копии решения Ненецкой Думы. У нас теперь так принято?!"

Отвечал на вопросы коллег председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев. Предлагая прекратить полномочия А. Сабадаша, он заметил, что для этого кроме личного заявления последнего есть и другое основание - документы, изобличающие деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации. В частности, Николай Тулаев сослался на материалы налоговой службы, из которых следует, что А. Сабадаш получал доходы от работы на территории США.

О досрочном прекращении полномочий ряда сенаторов высказался Валерий Кадохов, представитель в Совете Федерации от Парламента Республики Северная Осетия - Алания. Он поддержал появившийся в палате "настрой на самоочищение", заметив при этом, что в некоторых субъектах Федерации устраивается настоящая "ярмарка мандатов". Он предложил разработать порядок утверждения полномочий всех новых членов Совета Федерации, при котором во время их представления в палате они предъявляли бы декларации о доходах и об имуществе.

Накануне появилось немало разговоров о том, что это начало "кампании". Но Председатель Совета Федерации Сергей Миронов объяснил ситуацию:

Комментарий Председателя палаты

- Я не собираюсь проводить какие-то кампании. К нынешнему заседанию у нас накопились самые разнообразные ситуации, в том числе такие, которые позволяют ставить вопрос о несовместимости того или иного представителя с занимаемой им должностью члена Совета Федерации.

С другой стороны, замечу, у нас были проблемы с нарушением дисциплины. Это касается и А. Сабадаша. Его помощница сообщает, что из 32 пленарных заседаний он отсутствовал только на пяти. Но оказывается, что, с другой стороны, из 63 заседаний, прошедших за весь период его полномочий, он посетил лишь половину. Как она умудрилась выбрать такой "выгодный" период?! Впрочем, теперь это уже дело прошлое...

Все сделано в соответствии с законом. И если у кого-то из членов Совета Федерации раньше и были какие-то проблемы с дисциплиной, то сейчас этих проблем не будет.

Обо всем доложено Президенту

В ходе 176-го заседания Сергей Степашин доложил Совету Федерации об итогах работы Счетной палаты РФ за 2005 год. Приведенные им цифры убеждают в повышении активности и эффективности деятельности этого государственного органа. В 2005 году палата провела 520 контрольных мероприятий, гораздо больше, чем в предыдущие годы. Правоохранительным органам ею направлено 257 представлений и предписаний, на основании которых возбуждено 93 уголовных дела.

Как подчеркнул Сергей Степашин, результаты всех контрольных мероприятий доложены Президенту РФ. В завершение своего короткого выступления он сделал интересное предложение Совету Федерации. "В Послании Президента коррупция названа одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны, - напомнил С. Степашин. - Ни для кого не секрет, что нередко возможности для коррупции фактически заранее закладываются в законах, которые как раз и создают идеальные условия для коррупционеров. Я предлагаю Совету Федерации вернуться к инициативе Счетной палаты по экспертизе законопроектов на предмет их коррупционности. У нас такая возможность есть".

По окончании заседания Сергей Миронов дал комментарий по этому предложению:

Комментарий Председателя палаты

- Я положительно отношусь к выдвинутому Сергеем Степашиным предложению. Необходимо как можно глубже проводить анализ всех законопроектов. Кроме того, любое разрабатываемое законодательство нужно рассматривать и с точки зрения, например, демографических проблем. У нас сейчас существует система подушевой оплаты жилищно-коммунальных услуг. Чем больше у тебя детей, тем больше нужно платить! Какой же тут стимул к решению демографической проблемы?!

Что же касается коррупции, то все мы хорошо знаем: условия для нее создаются в законах непрямого действия. Если у чиновника появляется возможность принимать решения, то понятно, к чему это в конце концов приведет. Поэтому экспертиза на коррупционность представляется сегодня более чем актуальной. Мы ее до сих пор не проводим исключительно из-за того, что не имеем для этого законодательных оснований.

Наркотики - главная
террористическая угроза

В ряду наиболее важных и вызвавших оживленные дебаты пунктов повестки дня следует назвать "правительственный час". В палату на этот раз пришел директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов. Он говорил о наркомании как о главной угрозе самому существованию России. "Внешняя наркоагрессия - одна из главных причин распространения наркотиков в России, - констатировал он. - Крупнейшим очагом производства опиатов продолжает оставаться Афганистан, откуда в Россию поступают героин и опий. Наркотики синтетического происхождения в Россию поступают в основном из стран Западной Европы и Прибалтики. И этот поток нарастает. Причем расширение международного сотрудничества, углубление экономических связей, развитие внешней торговли, финансового рынка, трудовая миграция населения, туризм, гуманитарные связи используются наркобизнесом в преступных целях".

После выступления представителя Правительства ему были заданы вопросы. Людмила Нарусова, представляющая в палате Великий Хурал Республики Тыва, предложила в этом субъекте Федерации криминальный ныне сбор конопли организовать на основах заготкооперации. Она выразила уверенность, что тогда не будет основы для коррупции в правоохранительных органах республики, а народное хозяйство получит конопляное масло и пеньку, которой со времен Киевской Руси наша страна всегда торговала.

"Я все-таки стою на позиции жесткого следования закону, - возразил В. Черкесов, - и с учетом того, что канабис включен в списки запрещенных наркотиков в конвенциях, которые Россия подписала, говорить о том, чтобы способствовать разрастанию такого рода промысла, нельзя. Что же касается пеньки, этого своего рода символа России в известный период истории, то сегодня есть синтетические заменители естественных волокон, которые позволяют делать более крепкие канаты и веревки".

"Считаете ли вы наркоугрозу против России террористической угрозой? - спросил В. Черкесова Максим Кавджарадзе, представляющий в Совете Федерации Липецкий областной Совет депутатов. - И как вы относитесь к нанесению превентивных ударов по странам, которые поставляют в Российскую Федерацию героин?" "В России наркотики употребляют миллионы людей, и это в основном молодежь, - констатировал представитель Правительства. - И мы знаем, что сегодня рядом с нами живет огромное количество молодых людей, которые до конца осуществления федеральной целевой программы не доживут. И сегодня у нас есть основания предъявить очень серьезные обвинения афганскому правительству, и можно сказать, что теми воинскими и специальными контингентами, которые контролируют обстановку в Афганистане, сегодня адекватные меры не предпринимаются".

"Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода"

Бурные споры возникли также вокруг Водного кодекса РФ. По этому пункту повестки дня выступил председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. В своем докладе он указал на ряд недостатков этого законодательного акта.

"При переходе на новый закон есть опасность коммерциализации не только услуг по транспортировке воды и водоподготовке, что вполне естественно, но и права на забор воды для питьевых нужд, что можно рассматривать как нарушение конституционных прав гражданина России", - отметил Виктор Орлов.

Вероятно, эту опасность следует считать ключевым недостатком закона. Но он далеко не единственный. В кодексе такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, если они расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в собственности данного физического или юридического лица. Однако механизм и установочные параметры для реализации права частной собственности на эти водные объекты ни в каких законах не разработаны. Не раскрыты сами понятия "пруд", "обводненный карьер", "водохранилище", используемые в кодексе. Подобная неточность терминов может привести на практике к произвольным толкованиям закона и как следствие к ущемлению прав граждан.

Кодексом также не установлен порядок перехода в частную собственность участка федеральных водотоков, рек, ручьев, каналов и покрытых ими земель Водного фонда, на которых находятся или будут находиться пруды.

В новой редакции Водного кодекса ослаблены требования к охране вод и водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Сокращена ширина водоохранных зон, а в их пределах разрешено размещение хозяйственных, жилых и иных объектов.

Слабым звеном кодекса является схематичность и неопределенность экономического механизма обеспечения деятельности водного хозяйства. Принципы разграничения платных и бесплатных видов пользования водными объектами не изложены.

Весь список претензий к документу здесь придется опустить. В итоге выступления, несмотря на все перечисленные недостатки, председатель профильного Комитета предложил коллегам... закон одобрить. Правда, докладчик добавил, что Правительство дает гарантию - обещает поддержать разрабатываемый палатой закон об изменениях рассматриваемого сейчас Водного кодекса. Но все равно столь разительный контраст доклада и выводов вызвал бурные дебаты.

"Не вижу логики в вашем предложении, - заявил Валерий Трушников, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Свердловской области, - логичнее было бы отклонить закон с созданием согласительной комиссии. Давайте лучше мы им дадим гарантию, что закон будет принят!"

"У меня вопрос, - обратился к докладчику Николай Рыжков, представляющий в палате администрацию Белгородской области, - почему все-таки вносится предложение сегодня же одобрить этот закон? И мол, давайте потом будем его улучшать. Почему бы нам не поработать сейчас месяц, учитывая, что мы уже несколько лет работали над этим документом, чтобы довести кодекс до кондиции?"

А Валерий Кадохов поинтересовался у Виктора Орлова, есть ли у палаты гарантия, что действительно удастся за год или за полтора исправить этот "некондиционный закон"? И получил твердый ответ: нет, таких гарантий у палаты нет. "Есть гарантия только о поддержке Правительством постановления Совета Федерации, - пояснил председатель профильного Комитета. - То есть поручения Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды, в котором ставится задача подготовки законодательной инициативы о внесении изменений в Водный кодекс".

В заключение дебатов выступил Сергей Миронов:

Из стенограммы

- Совет Федерации исходит из того, что в России не может быть допущена частная собственность на водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового назначения. В этом состоит ключевая принципиальная позиция палаты.

Мы фиксируем принципиальные положения в поручении Комитету Совета Федерации. Мы утверждаем предельные размеры пруда и обводненного карьера, которые могут находиться в собственности физического лица.

Пруды и обводненные карьеры, находящиеся в собственности субъектов и в муниципальной собственности на момент введения в действие кодекса, никогда не могут быть переданы в частную собственность.

Совместная работа комитетов палаты завершилась тем, что Правительство принципиально согласилось с такими поправками.

И очень хорошо, что мы с вами месяц назад приняли мудрое решение - отложить рассмотрение вопроса, потому что за этот месяц мы пришли с Правительством и с Правовым управлением Администрации Президента к консенсусу. Сейчас мы ограничены тем, что не можем вносить поправки в закон, который не опубликован. Я предлагаю сегодня одобрить Водный кодекс. Дальше мы направляем его Президенту. Президент закон подписывает, и в течение десяти дней документ публикуется. После публикации на ближайшем же заседании мы внесем официальную законодательную инициативу, на которую Правительство заранее дало положительное заключение. Госдума также готова. Надеюсь, что еще во время весенней сессии мы полностью примем закон и он вступит в силу одновременно с кодексом с 1 января 2007 года.



После этого Водный кодекс палата одобрила 121 голосом "за". "Против" было

http://www.russia-today.ru/2006/no_11/11_SF_1.htm



Док. 458951
Перв. публик.: 08.11.06
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 142

  • Кадохов Валерий Тотразович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``