Алексей Балабанов: `Мне делать кино для буржуев как-то не очень`Назад
Алексей Балабанов: `Мне делать кино для буржуев как-то не очень`
- Раньше у тебя был такой принцип: один фильм ты снимал для себя, другой - для зрителей, для кассы. Скажем, Трофим был для себя, Брат - для кассы, Про уродов и людей - для себя, второй Брат - опять для кассы. Но потом несколько проектов не состоялось, график сбился. Сейчас ты снял Жмурки для себя или для других?
- Сейчас та схема уже не работает. Это все было давно, когда я жил с разорванным сознанием. Теперь понимаю, что маргинальное кино в нашей стране абсолютно не нужно. Снимать фильмы для себя я уже не буду. В кинотеатры ходят люди до двадцати пяти, они главные зрители. Поэтому я решил снять фильм, на который пойдет молодежь. Моя задача была сделать так, чтобы они пришли.
- Почему если для себя, то обязательно маргинальное кино? Ты себя маргиналом считаешь?
- Я, например, люблю такую литературу, которую мало кто сегодня читает. Люди, которые смотрят фильмы в кино, любят какого-нибудь Акунина, а я нет. Прочитал пару книжек - они мне не понравились. По Акунину можно снять кино - уже сняли. По Бушкову можно снять большое кино, что-нибудь про тюрьму, и его будут смотреть. Но мне это неинтересно. Фестивальное кино мне тоже снимать неинтересно. Я уже немолодой человек, чтобы с кем-то на фестивалях тусоваться.
-Сегодня ты за Беккета или за Кафку не взялся бы под страхом смертной казни.
- Да почему нет? Мне это нравится. Взялся бы, если бы кто-то у нас это смотрел. Но не смотрят. Мой любимый и вообще лучший мой фильм Про уродов и людей дома не понадобился. Он окупился за счет зарубежных продаж, а мне делать кино для буржуев как-то не очень. Я здесь живу, я люблю свою страну, я хочу, чтобы люди смотрели кино про свою страну и чтобы им это кино нравилось.
- Я помню, у тебя после неудачи со сценарием Американец какие-то другие сценарные затеи были. Про проституток собирался кино снимать, если не ошибаюсь.
- Не ошибаешься. Собирался. Но отложил. Что-то не пошло. Написал довольно много и затормозил. А тут как раз подошли Жмурки.
- Откуда подошли?
- Сельянов принес сценарий. Его сочинил молодой человек, бывший футболист юношеской сборной Стас Мохначев. Он книжек читает мало, зато очень много смотрит кино. Историю, которую он придумал, я оставил, а все разговорные дела переписал. Потому что так люди не говорят, как у него. В общем, история не моя. Она молодежная. Я ж про этот мир ничего не знаю. Мне вон с Федькой, старшим сыном, контакт найти сложно. Он в интернете сидит, что-то смотрит, что-то читает, чего я не читал. Вот я знаю, какие книжки читал мой папа, и я те же книжки читал. У нас была общая библиотека. А сейчас все разное, поэтому очень трудно. Что говорить про психологию людей, которых ты не понимаешь? Как можно для них снимать кино? Только наугад. Тут либо попадешь, либо промажешь. Вот и все. Жмурки - сознательно вторичный фильм, калька с западного кино - тарантиновского и прочего. Я не скрываю это, где-то даже подчеркиваю.
- Ты в Жмурках не только над буржуйскими жанровыми фильмами посмеиваешься, но и над своими, как мне показалось, тоже. Виктор Сухоруков в роли мента. Черный бандит, который постоянно твердит, что он русский. Да тот же финал, где двое главных героев-братков отправляются в Москву. Кстати, о финале: у тебя не возникало желание их тоже убить, вообще никого в живых не оставить?
- Нет, так неинтересно. Пусть будет в финале Кремль и там - эти двое.
- Они не в самом Кремле, у них Кремль в окне виднеется.
- Они при Кремле, неважно. Ты же сам все понимаешь. Какие люди работают помощниками депутатов, знаешь?
- Знаю.
-Ну, вот.
- Еще меня интригует невероятное количество звезд на единицу экранной площади. Раньше ты этим не занимался - предпочитал сам звезд открывать, но дело не только в твоем кино: я в принципе не припомню другого русского фильма с такой звездной плотностью.
- Его и не было. Такого кино у нас не было - это первый русский комикс. Никакой не реализм, никакой привязки по местности. Там нет Москвы, нет Нижнего Новгорода. Есть некая провинция и некий центр. Если бы это играли незнакомые лица, люди могли бы принять историю за реальную. А когда в самых маленьких эпизодах заняты знаменитые артисты, когда там Татьяна Догилева появляется на три секунды - другое дело.
- Твоих знаменитых артистов не сразу узнаешь.
- Я специально их изуродовал. У всех маленькие лбы, огромные челюсти, измененные гримом рожи, шрамы всякие.
- Ты решил разделаться со звездами - таким вот символическим образом расправиться с отечественным кино, перебить всех на фиг?
- Не собирался я ни с чем расправляться. Я хотел, чтобы это кино смотрели, смеялись и радовались.
- Мысль превратить Никиту Михалкова в этого авторитета с золотыми зубами когда тебя озарила?
- Точно не помню. Кажется, как-то лежал вечером и подумал: а вот было бы интересно... Позвонил Никите Сергеевичу, он сказал: Надо посмотреть, почитать. Я послал ему сценарий - он согласился. Засыпал меня предложениями по поводу этой роли.
-Михалков последнее время редко снимается. Он не говорил тебе, чем ты его так зацепил?
- В нашем разговоре точно была такая фраза: Я ничего не имею против отечественного Тарантино. Еще он сказал, что ему неважно что - важно с кем. Это было для меня наивысшим комплиментом.
- Что ты подумал, когда впервые услышал, что Жмурки могут схлопотать прокатное ограничение по возрасту?
- Всякое ограничение - рекламный плюс. Да и глупость это - любой желающий купит фильм на DVD, придет домой и посмотрит. У меня дети уже порнуху смотрят.
- А они знают, что ты это знаешь?
- Федька знает, а Петька... Он еще не смотрит, про Петьку я соврал. Петька маленький, ему пока рано.