В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зоркальцев: VI Всемирный русский народный собор Назад
Виктор Зоркальцев: VI Всемирный русский народный собор
Стенограмма

Москва Храм Христа Спасителя
13-14 декабря 2001 года
Продолжение 3


"Секция
Церковь. Нация. Государство"

Часть 2


Доклады на секции
ЗОРКАЛЬЦЕВ В.И. сопредседатель секции, Председатель Комиссии Государственной Думы по взаимодействию с общественными и религиозными организациями.
Все, о чем мы говорили вчера и о чем говорим сегодня, можно охарактеризовать одним емким определением. Речь идет о духовной безопасности России. Касается ли это тоталитарных сект или забвения исторической памяти, или того, что не хватает денег на храмы и многие другие проблемы, речь идет о безопасности России.

Открывая заседание нашей секции, Владыка Кирилл сказал, что задают вопросы, а что мы можем сделать? И можем ли мы что-то сделать? Не останутся ли пустым звуком эти наши прения? А что могут сделать в Давосе, когда собираются на экономический мировой форум? Давос не принимает никаких решений. Это же не "восьмерка" или "семерка", которые имеют властные полномочия, но Давос обсуждает такие проблемы экономики, которые влияют на мировое сообщество.

Задача нашего Собора состоит в том, чтобы говорить о тех проблемах, которые только он может поднять перед обществом, о тех проблемах, которые только он может сформулировать перед обществом, о тех проблемах, которые он может обществу, если хотите, "навязать", в том числе и властным структурам.

Несколько слов о национальных проблемах. Национальные проблемы в России чрезвычайно сложны и очень многогранны. Это весьма тонкая материя государственного устройства. Если мы здесь что-то нарушим, это вам не экономический провал. Все, что совершилось за последние десять лет в экономике, мы можем восстановить за десять же лет. Но если мы нарушим конфессиональный баланс, особенно межконфессиональную гармонию, то не восстановим ее за столетие и разрушим Россию. Поэтому наши недруги как внутри, так и за рубежом сейчас бьют по самому главному. Мы испокон веков живем в многонациональной и межконфессиональной стране. Это нам надо учитывать. Огромные пространства России исторически принадлежали разным народам, даже разным цивилизациям. Об этом нам нужно помнить. Несколько этноконфессиональных обществ, образующих самодостаточные цивилизационные очаги, определяли уникальный в своем роде портрет национально-культурного многообразия нашей общей Родины и послужили основой ее самобытности.

Специфика национальной политики России складывалась не так, как в других странах, под воздействием действительно разных факторов и экономических, и культурных, и политических, и религиозных. Однако результат в России получили совершенно иной, чем в других странах. Россия преимущественно старалась сохранить традиционный уклад жизни присоединенных народов и даже перенять многие достижения этих народов в культуре и экономике. Этого не сделала ни одна другая страна.

Во-первых, ряд народов вошли в Россию и нашли защиту от внешних врагов и избежали уничтожения. Почему мы об этом не говорим? Я сейчас хочу напомнить, что спасение от посягательств турок на культуру, на язык нашли в России армяне, грузины, абхазы, гагаузы. Казахи нашли в России прибежище от губительных набегов. И 300 лет назад буряты вошли под защиту России. Мы должны об этом помнить.

Во-вторых, в присоединенных национальных землях, уже имевших свою политическую, социальную, государственную структуру, сохранялись практически все особенности этих социальных отношений. Обратите внимание: где вы еще найдете такую страну, как Россия, в которой бы соединялись польская шляхта, азиатские ханы, татарские мурзы, грузинские князья и казачьи атаманы? Приведите хоть один пример. Это только уникальная Россия могла все это соединять. Более 70 тысяч российских дворян были представителями нерусских национальностей. Это опять-таки только в России. Нам нужно взять этот опыт на вооружение

В-третьих, заселяя пустующие земли, ни царская, ни советская власть не отдавали предпочтение русским.

Российская администрация оставляла в неприкосновенности религиозный строй в Грузии, Армении, Азербайджане, Польше, Прибалтике, в Средней Азии. История об этом говорит, и нам нужно на этой основе развивать дальше межконфессиональную гармонию.

И что же послужило основой (я сам себе задаю этот вопрос) сближения этих народов? Почему в России до сих пор эта гармония сохранилась? Прежде всего, это духовные факторы. Общеисторическая память, общность судеб и сознание единства. Для этих людей важно было сознание российской идентичности, независимо от национальности. Это объединяло национальный состав России, это спасало Россию и делало ее крепкой.

Не меньшую роль сыграла и специфика менталитета русского народа-объединителя, которому всегда чужда была какая-либо национальная или этническая ксенофобия. Обратите внимание еще на одно обстоятельство. Русские составляют в России 80 процентов населения. У нас процент русских больше, чем французов во Франции, испанцев в Испании, англичан в Великобритании. Тем не менее именно в России, в которой живет больше сотни коренных народов, традиционно уделялось большое внимание вопросам взаимодействия с разными национальностями, с многонациональными культурами, и это спасало Россию, и это спасет Россию и сейчас.

Поэтому я вношу предложение, может быть, от нашей секции - поставить на заключительном пленарном заседании два вопроса. Первый вопрос то, о чем я говорил: о национальных отношениях в России. Второй вопрос о духовной безопасности в России, потому что духовная безопасность России базируется на нескольких основных стержневых базовых ценностях. Прежде всего духовная безопасность России базируется на последовательном противостоянии любому проявлению религиозного или политического экстремизма. Духовная безопасность является ключевой в системе национальной безопасности. Это щит от пятой колонны, это главный заслон нашей межконфессиональной культуры, нашей самобытности. Должен сказать, что духовная безопасность России, - это поддержка законных прав традиционных конфессий. 85 процентов верующих в России православные. Обратите внимание, за последние десять лет количество приходов увеличилось в два раза, а тоталитарных сект, псевдорелигиозных сект увеличилось в десятки раз.

И последнее. О Законе о свободе совести и религиозных организациях. У нас тоже в Комитете зреет мнение внести некоторые поправки в этот закон. Он пока достаточен и необходим для того, чтобы мы решали те вопросы, которые сегодня прозвучали в этом зале. Обратите внимание, что мэр города Москвы, опираясь именно на этот Закон, не разрешает у себя регистрацию иеговистов. Именно этот Закон не запрещает, но регулирует таким образом отношения тоталитарных сект и всевозможных псевдорелигиозных организаций, которым невозможно зарегистрироваться в течение пятнадцати лет на территории России, если они не докажут, что они имеют глубокие исторические религиозные корни. И этот Закон, что особенно важно, определяет как традиционные, исторически наследуемые в России, конфессии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Вот четыре традиционные конфессии, которые достаточны и необходимы для нашей России. Все остальное Закон регулирует таким способом, что дает вам в руки серьезный механизм для коррекции их действий у нас в России.



http://www.netda.ru/sobor/s32vi.htm


Док. 460663
Перв. публик.: 14.12.01
Последн. ред.: 11.07.08
Число обращений: 405

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``