В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Государство Робин Гуд Назад
Андрей Громов:Государство Робин Гуд
Делиться надо! Идея выстроить отношения власти и бизнеса на этой основе имеет, казалось бы, крепкий фундамент. Миллионы людей за чертой бедности; наука, образование, здравоохранение, культура - в упадке; социальная система еле жива, а в это время бизнесмены скупают друг у друга за сотни миллионов долларов активы; назначают своим менеджерам зарплаты с таким количеством нулей, что у простого человека в глазах рябит; приобретают виллы на самых дорогих европейских курортах. А потому и неудивительно, что как только государство провозгласило своей задачей борьбу с бедностью, то ключевым механизмом этой борьбы была названа "социальная ответственность бизнеса".

По сути дела, эта вполне вегетарианская формула (ср.: "отнять и поделить") означает следующее: государство больше не намерено мириться с нищетой своих граждан, а потому берет на себя тяжкий труд заставлять бизнес делиться, ну и, разумеется, распределять все то, чем бизнес поделился. Слово "ответственность" тут имеет значение, скорее близкое к "уголовной" и "административной", только без прописанных в законе норм регулирования этой самой ответственности.

Если же понимать слово "ответственность" в ином значении - "отвечать за что-то", "выполнять свои функции и обязательства", то нетрудно заметить, что формула "социальная ответственность бизнеса" выглядит весьма странно. За социальную сферу отвечает государство (для того и собирает налоги), бизнес же отвечает за свою собственность, за эффективность своих предприятий, в некоторой степени за своих сотрудников и за соблюдение законов. Все. И когда государство пытается заставить бизнес отвечать за то, за что он отвечать не должен, оно фактически отказывается от исполнения своих непосредственных функций и берет на себя функцию "благородного разбойника" (сделаем допущение, что взятое у бизнеса будет распределено не только между чиновниками).

Когда государство становится Робином Гудом, это само по себе плохо. Но как же плохо, когда бизнес становится богадельней, причем богадельней с "особыми отношениями с государством"! Вот пример. Летом прошлого года была громкая история с бунтом на шахте в Хакасии. Владелец этой шахты был "социально ответственным бизнесменом", то есть относился с пониманием ко всем просьбам начальства поделиться. Однако к бизнесу своему и к законам РФ он относился с куда меньшим уважением, а потому продавал уголь по чудовищно заниженным ценам, зарабатывая на откатах. Через год такой "социально ответственной" деятельности он окончательно разорил шахту, и шахтеры, работающие на этом предприятии, оказались не только без работы, но и без зарплаты за десять месяцев.

Другой пример. Власти Москвы раньше всех прониклись идеями "социальной ответственности бизнеса". Деньги на праздники города, на помощь ветеранам спорта, на строительство социальных объектов брались не только из городского бюджета, но и непосредственно у бизнесменов. Дело, в общем, хорошее, только, отвечая на вопрос, почему в московских кафе столь высокие цены и почти любая еда в городе так ощутимо бьет по кошельку, стоит иметь в виду эту самую "социальную ответственность".

Почему так происходит? Потому что социальная ответственность бизнеса состоит в том, что он должен делать свое дело, а именно развиваться, создавать рабочие места, конкуренцию на рынке рабочей силы (что приводит к росту зарплат), улучшать условия и качество труда. И обращаться к социальной сфере непосредственно только в тех случаях, когда ему это выгодно. Исследование Аналитического центра "Эксперт" показывает, что, когда выгода есть, бизнес без всяких указаний со стороны государства выполняет социальные функции. Более того, именно там, где бизнес самостоятельно выстраивает систему социальной работы, он создает очень эффективные социальные технологии. И прямо помогает власти. Описанные в статье примеры весьма показательны - власти, особенно на местах, сегодня не могут позволить себе нанимать высокопрофессиональных финансистов, аналитиков, специалистов по логистике и менеджменту, и тут помощь бизнеса может быть крайне эффективной. Это и есть нормальное и вполне "ответственное" партнерство.



"Эксперт" No10
14.03.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/10/10ex-e-kom/


Док. 461123
Перв. публик.: 14.03.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 190

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``