В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Как это работает в Америке Назад
Андрей Громов:Как это работает в Америке
Автобиография Билла Клинтона - весьма поучительное чтение для тех, кто хочет разобраться, как работает американская демократия


Мемуары бывшего президента США Билла Клинтона "Моя жизнь" продавались в США так, будто это не толстенный фолиант про жизнь политика, а новый роман про мальчика в очках, шарфе и с волшебной палочкой. В первый же день продаж (22 июня) было куплено 400 тыс. экземпляров, что для нехудожественной литературы - рекорд. Впрочем, понять американцев можно. Во-первых, ими двигало желание узнать новые подробности о запятнанном платье практикантки Моники Левински. Во-вторых, американцы сегодня вспоминают о временах Клинтона как потерянном рае. Биржевые индексы, стрелой шедшие ввысь, мировая гегемония, не омраченная ни "Аль-Каидами", ни операциями в Ираке, ни прочей мировой геополитикой. Все было ясно и прекрасно, и президент играл на саксофоне, соблазнял практиканток и говорил, что каждый рожденный в Америке ребенок должен быть счастлив.

У нас в отличие от американцев такого интереса к истории с Моникой Левински нет, да и к президенту Клинтону отношение более чем прохладное, точнее, никакое. Ну был такой президент, выглядел слащавым дурачком. Серьезным политиком у нас его особенно никто не считает (вот г-жа Олбрайт - другое дело), мыслителем - тем более, да и с российской политикой он не столь очевидно связан, как, например, Рейган или оба Буша. При таком раскладе чтение этого тысячестраничного тома выглядит пустой тратой времени.

И все же книга эта весьма примечательная и полезная для российских пытливых читателей. Нет, разумеется, никакой политической и житейской глубины в книге нет и в помине. И написана она не бог весть как (перевод в данном случае ничего не ухудшил) - говорят, Клинтон был хорошим оратором, но по книге этого не сказать. Интересна она, собственно, не личностью Клинтона и не его размышлениями. Довольно подробно описывая свою жизнь, свое политическое восхождение и работу губернатором и президентом, автор так или иначе позволяет понять, как действует общественно-политический механизм США, как работает та самая демократия, споры о которой сегодня снова становятся актуальными и животрепещущими.

Вот Билл Клинтон описывает свою жизнь в старших классах школы. То, каким он был, что любил и чем занимался, малоинтересно, а вот то, как устроена школьная система и как она производит вычленение элит, - и важно, и интересно. "Будучи руководителем школьного оркестра, я по новым правилам не мог баллотироваться в школьный совет или на должность президента класса, как и Фил Джеймсон - капитан футбольной команды". И дальше из книги становится ясно, что американская политическая система держится вовсе не на двухпартийной системе и не на придуманных кем-то схемах отношения политиков и власти, а на этом самом школьном оркестре и школьной футбольной команде, на советах класса. Потому и устойчива, потому и эффективна американская демократия, что корнями она уходит в школу. И работает она ровно потому, что в основе ее самоорганизация, для функционирования которой просто созданы условия. Школьный оркестр - дело учеников, а не дирекции школы и не министерства образования, ученики сами решают, кого избирать, что играть, и несут ответственность за это.

Система отбора элит в университете работает еще четче. Тут уже подключаются общественные политические организации (вроде "Американского легиона") и партии. И в университете система демократии работает на том же принципе самоорганизации. Разумеется, это саморегулирование происходит не в безвоздушном пространстве, на него влияют и преподаватели, и администрация университета, и те же партии, но это именно влияние, а не доминирование.

Эта система не гарантирует выдвижения лучших из лучших на первые роли: и сам Клинтон, и тем более Буш - тому весьма красноречивые свидетельства. Да и не под то она, собственно, заточена. Система демократического отбора вычленяет не лучших, а наиболее адекватных ей, тех, кто естественнее всего вписывается в нее, способствуя ее развитию, не разрушая ее основ.

Не менее любопытна, чем общая система демократии, и описанная в книге Клинтона система высшей американской власти. Обобщений тут тоже никаких нет, а фактология презанятная. Вот Клинтон, упоминая почти всех, с кем дружил в Арканзасе (где он родился, учился и начал свою политическую карьеру, дойдя до губернатора), пишет следующую фразу: "Когда я стал президентом, то позвал его помочь мне и назначил на такую-то должность". При этом никто не возмущался засильем арканзасских в Белом доме во времена президента Клинтона, так как сейчас говорят, например, о питерских в Кремле, а ведь Арканзас далеко не Питер. Тут тоже весьма поучительная тема механики власти, которая устроена так, что не дает сбоев, столкнувшись с естественным желанием первого лица иметь среди своих подчиненных людей, которых он знает и которым доверяет.

Впрочем, книга Клинтона не только о том, сколь замечательна и эффективна американская система. Многие детали американского механизма власти выглядят весьма сомнительно, многие смешно, а многие столь цинично, что даже для США - слишком. Зато все в целом - в высшей степени поучительно. Отдельное спасибо автору за то, что он не взял на себя труд что-то обобщать и по поводу чего-то теоретизировать. Вовсе не сам Клинтон, не его жизнь и не его мысли нам интересны.



"Эксперт" No32
29.08.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/32/32ex-knigi1/

Док. 461146
Перв. публик.: 29.08.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 181

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``