В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Революции не будет Назад
Андрей Громов:Революции не будет
За две недели до выборов в Азербайджане власти радикально вмешались в сценарий очередной оранжевой революции. Судя по всему, при полном одобрении американцев
Чем ближе парламентские выборы 6 ноября, тем напряженнее обстановка в Баку. Оппозиция, о жестоком разгроме которой так много говорили западные общественные организации, вдруг обнаружилась и развернула весьма бурную деятельность. Она не стала искать свои революционные цвета - сделала ставку на проверенный украинцами колор, и оранжевые митинги, редкие и немноголюдные весной, к началу осени регулярно стали собирать по нескольку тысяч. Все чаще репортажи об этих митингах стали попадать в информационные блоки западных и российских телеканалов, на лентах международных агентств замелькали сообщения со ссылками на азербайджанские оппозиционные СМИ - оказалось, их едва ли не больше, чем официозных. Озаботились положением в Азербайджане и в ПАСЕ, принявшей несколько весьма жестких постановлений по этой стране.

Под давлением международных организаций и американского посольства (начиная с лета практически все политические вопросы в стране решались при непосредственном участии американского посла) азербайджанские власти решили выпустить находящихся в тюрьмах оппозиционеров - и тех, кто был арестован за организацию массовых беспорядков после президентских выборов, и тех, кто сидел по обвинению в связях с террористическими центрами, - и зарегистрировать всех оппозиционных кандидатов, включая находящихся в международном розыске за экономические преступления.

В общем, события развивались по известному революционному сценарию, со всеми сопутствующими атрибутами и уже привычным набором действующих лиц и организаций. Со своим Гонгадзе - в марте этого года в Баку был убит главный редактор оппозиционного журнала "Монитор" Эльмар Гусейнов - и со своим лидером в изгнании - экс-спикеp парламента Азербайджана Расул Гулиев должен был возглавить объединенную оппозицию и стать во главе революции, но в 2000 году уехал в вынужденную эмиграцию.
Честные выборы и революционный сценарий

Сценарий смены власти не предполагал победы оппозиции на выборах, поскольку уровень поддержки нынешней власти в Азербайджане весьма высок. Сам президент Ильхам Алиев не пользуется большой популярностью, но люди доверяют ему как сыну своего отца - культ Гейдара Алиева в сегодняшнем Азербайджане вполне адекватно отражает отношение населения к ушедшему лидеру. Доверяет население и команде нынешнего президента, воспринимая ее как "команду Гейдара". Но дело не только в личном отношении к Алиевым, свою роль играет и страх политических потрясений: слишком свежа в азербайджанском обществе память о трагических событиях начала 90#8722;х.

Все опросы общественного мнения показывают, что поддержка нынешней власти в провинции близка к 90%, а в Баку - 55#8722;60%. По оценкам закрытого исследования, проведенного одной из российских социологических служб, в Азербайджане оппозиция могла рассчитывать даже при самом благоприятном результате на 10#8722;11 мандатов из 125. Что же касается жены президента Ильхама Алиева Мехрибан, которая баллотируется в одном из Бакинских округов (оппозиция уже сегодня заявляет, что выборы там будут сфальсифицированы), то она, по данным и независимых опросов, и того же закрытого исследования, побеждает с большим отрывом. Это тоже неудивительно: по народному мифу Гейдар Алиев невестке доверял куда больше, чем сыну, и она, мать маленького Гейдара, внука Алиева-старшего, и есть настоящая правительница. Мехрибан родом из интеллигентной бакинской семьи, а значит, интеллигенция - весьма влиятельная столичная страта - ее поддержит.

В этом контексте требование честных выборов имеет смысл, не сообразуемый с распределением мест в парламенте в соответствии с волей избирателя. Механизм рассчитан на то, чтобы, поставив под сомнение честность выборов по одному-двум округам, вывести на улицу оппозиционную массовку, а с помощью международного давления лишить власть возможности противодействия этим выступлениям. Похожий сценарий привел к победе революцию в Киргизии. По сведениям "Эксперта", в качестве противодействия этому сценарию в администрации президента Азербайджана даже рассматривался вопрос о том, чтобы на выборах устроить массовый вброс в пользу представителей оппозиции. На общий расклад сил в парламенте пара-тройка лишних оппозиционеров не повлияют, но зато не будет почвы для революционных выступлений. В условиях массированного давления со стороны официальных представителей США и западных общественных организаций другие способы бороться с угрозой революции выглядят опасными и бесперспективными.
Разгром

Однако за две недели до выборов ситуация кардинально изменилась. Революционный сценарий был неожиданно сорван. Причем, судя по всему, не без участия или хотя бы молчаливого согласия США. События развивались следующим образом.

17 октября в Баку должен был прилететь экс-спикеp парламента Азербайджана Расул Гулиев, намечавшийся, по замыслу авторов революционного сценария, на роль азербайджанского Ющенко, но с поправкой, что он появится на арене лишь за несколько недель до выборов. Экс-спикер азербайджанского парламента Расул Байрам оглу Гулиев, уже почти десять лет пребывающий в изгнании в США, личность весьма примечательная. Бывший директор нефтеперерабатывающего завода выдвинулся в крупные хозяйственники в период первого правления Гейдара Алиева. В годы опалы последнего являлся одним из его горячих сторонников и оказывал ему всяческую поддержку. Именно благодаря финансово-политической поддержке Гулиева Алиеву удалась триумфальная реставрация в 1993 году, и сразу после его возвращения к власти Гулиев становится председателем Милли меджлиса. Однако вскоре стало ясно, что, как говорят азербайджанцы, двум головам в одном котле не свариться. В 1996 году Гулиев отстраняется от должности. Выехав за границу, он обосновался в США, где написал несколько книг, разоблачающих власть Алиева и установленный им режим.

Несмотря на то что Гулиев находится в международном розыске, власти Азербайджана зарегистрировали его кандидатом в депутаты и разрешили вернуться в страну.

Возвращение Гулиева должно было стать началом триумфального шествия оранжевой революции, а потому оппозиция попыталась организовать его встречу максимально пафосно и провокационно. Однако власти, до этого весьма осторожно относящиеся к акциям оппозиции, на это раз приняли экстренные меры. Уже с ночи трасса на аэропорт была перекрыта полицией. Автобусы, следовавшие из города в сторону аэропорта, направлялись в объезд. Были закрыты находящиеся в том районе ярмарки. У правительственных зданий замерли бронетранспортеры и грузовые машины с солдатами внутренних войск. Улицы патрулировались нарядами полиции. Все это живо воскрешало давно забытые картины 90#8722;х годов, когда в Баку то и дело вводилось чрезвычайное положение, редко обходившееся без кровопролития.

Тем не менее самолету авиакомпании Leasing Executive Airways с Расулом Гулиевым и еще пятью пассажирами на борту была разрешена посадка в бакинском аэропорту. Однако самолет там не приземлился. По словам руководителя авиакомпании "Азал" Джахангира Аскеpова, самолет вылетел в Симферополь из английского Фармборга в 10.35 по местному времени, но после официального подтверждения разрешения посадки в Баку компания Leasing Executive Airways прислала телеграмму, в которой говорилось, что они отказываются от рейса и сегодня в Баку не прибудут. Через час после этого Расул Гулиев был арестован в аэропорту Симферополя представителями украинских правоохранительных органов.

Расул Гулиев был объявлен в международный розыск еще в октябре 2000 года. Однако до сих пор спокойно проживал в США и Англии, свободно перемещаясь по миру и даже делая заявления от имени азербайджанской оппозиции.

За день до ареста Гулиева в Баку взяли бывшего министра финансов Азербайджана Фикрета Юсифова, в его квартире провели обыск, в ходе которого, как заявил в тот же день представитель Азербайджанского МВД, "были обнаружены крупные суммы денег и важные материалы".

19 октября в отставку отправлен министр экономического pазвития однофамилец президента Фархад Алиев. А на следующий день пришло сообщение, что он и его брат Рафик Алиев, президент компании "Азпетрол", контролирующей большинство автозаправок Азербайджана, арестованы по обвинению в попытке организации государственного переворота. То же обвинение было предъявлено и Фикрету Юсифову, и арестованному утром 21 октября управляющему делами президента Акифу Мурадвердиеву. Кроме того, президентом Ильхамом Алиевым подписано распоряжение о снятии с занимаемых должностей председателя комитета по земле и картографии Гариба Мамедова, министра образования Мисиpа Маpданова, министра труда Али Hагиева и его брата, начальника Бинагадинского районного управления полиции Баку Назима Нагиева.

Судя по сведениям, поступающим из МВД и прокуратуры Азербайджана, основанием для арестов стали материалы переговоров Гулиева, Юсуфова и Фархада Алиева, найденные во время обыска в квартире Юсуфова. Впрочем, по нашим сведениям, азербайджанские спецслужбы и руководство страны уже давно располагали информацией о действиях группы министров по подготовке революции. Более того, арестованным может быть предъявлено обвинение в организации убийства Эльмара Гусейнова - реализация сценария требовала своего убитого властью героя-журналиста.
Революция отменяется

Сразу после ареста Юсифова и Гулиева оппозиционные СМИ попытались апеллировать к международной общественности и властям западных стран, однако, несмотря на сообщения о "массовых арестах родственников и друзей Гулиева по всему Азербайджану (в Гяндже, Сумгаите и Баку)", ожидаемой реакции не последовало. Более того, международные агентства почему-то не включили эту информацию в свои сводки. А американский посол Рино Харниш, вместо того чтобы призвать власти Азербайджана к ответу, сначала заявил, что "демократия в Азербайджане и Узбекистане качественно отличается и проведение параллелей между двумя постсоветскими государствами - неправильная позиция", а потом будто исчез. Зато в Баку прибыл его шеф, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, прозванный серым кардиналом оранжевых революций. Но и он заговорил вовсе не о демократии, а о том, что США полностью исключают военный вариант решения армяно-азербайджанского конфликта (напомним, один из главных оппозиционных лозунгов, обращенных не к Западу, а к азербайджанцам, - возвращение Карабаха любой ценой).

Все это вместе с арестом на Украине Расула Гулиева говорит только об одном: США отказались от планов по реализации революционного сценария в Азербайджане. Причем не просто спустили на тормозах, а дали добро на разгром тех, кого готовили в новые правители страны.

По мнению большинства опрошенных нами экспертов по Азербайджану, американцы и раньше не были уверены, что смена власти в Азербайджане - решение верное, а действовали по инерции и, что называется, про запас. Однако сегодня, когда до выборов остались считанные недели, они приняли наконец решение оставить от греха подальше революционную затею.

Во-первых, при очевидной эффективности самой технологии цветных революций их результаты сегодня даже для американцев не выглядят очевидно благими. В ситуации же с Азербайджаном, страной нефтедобывающей и граничащей с Ираном, американцам тем более не нужны эксперименты со стабильностью. А в свете истории с Грузией, где Саакашвили с трудом приходится удерживать от самостоятельных действий по восстановлению "территориальной целостности страны", ситуация в Азербайджане выглядит еще более напряженной - армяно-азербайджанский конфликт может разгореться так, что мало не покажется. К тому же в Азербайджан вложены немалые деньги американского бизнеса, вполне удовлетворенного нынешним режимом и к экспериментам со стабильностью готового еще меньше.

Сыграла свою роль и позиция азербайджанских властей, которые не стали вступать в конфронтацию с США и, показав готовность к уступкам, убедительно показали, что демократия если не самая управляемая, то вполне вменяемая и предсказуемая сила в стране.
Что дальше

Разгром оппозиции и самоустранение госдепа США не означает абсолютной невозможности кризиса во время выборов. Дело в том, что механизм оранжевой революции - это сложная система, которая запускается и действует из разных центров (госдеп только один из них), к тому же действует во многом инерционно. Однако если азербайджанская власть не совершит крупных ошибок - революционную тему можно считать закрытой.

Более того, своими резкими действиями Ильхам Алиев показал, что мальчик вырос и стал полноценным правителем, похожим на отца, который, кстати, регулярно разоблачал государственные перевороты - их за десять лет правления Алиева-старшего, если верить азербайджанским правоохранительным органам, было едва ли не по одному на год. То, что сын показал себя способным защитить Азербайджан от новых смут, может заметно поднять его популярность у населения. Что же до свободы, то для большинства населения (даже бакинцев) режим мягкого авторитаризма воспринимается достаточной ее мерой.







"Эксперт" No40
24.10.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/40/40ex-azerbai/


Док. 461153
Перв. публик.: 24.10.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 182

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``