В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов,Василий Сычев:Без красных Назад
Андрей Громов,Василий Сычев:Без красных
Победа Леха Качиньского на президентских выборах в Польше не означает правого поворота в политике страны. Она пока вообще ничего не означает, кроме очевидного несоответствия состояния польских элит стоящим перед страной задачам

Польша выбрала президента. По результатам второго тура президентских выборов победу одержал Лех Качиньский, набрав 54,04% голосов. За его главного противника Дональда Туска отдали свои голоса 45,96% принимавших участие в выборах поляков.

То, что Польша расстается с социал-демократией и поворачивает вправо, стало ясно уже после того, как сначала правые партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского (брата-близнеца Леха) и "Гражданская платформа" Дональда Туска одержали убедительную победу на парламентских выборах, а потом кандидаты от этих партий мэр Варшавы Лех Качиньский и Дональд Туск вышли во второй тур выборов президентских. Во втором туре решался вопрос о том, что именно будет значить этот поворот вправо. Причем чем второй тур был ближе, тем становилось очевиднее, что между правыми кандидатами не так уж и много общего, и словосочетание "правый поворот" стали употреблять куда реже и осторожнее.

Польша явно вступает в новый период своей политической истории. Два первых посткоммунистических правительства были, по сути дела, переходными. Лех Валенса - герой антикоммунистической фронды - вывел страну из социализма и провел радикальные экономические реформы. Александр Квасьневский, бывший комсомольский лидер, интегрировал Польшу в западный мир: при нем она стала членом НАТО и Евросоюза, оказалась едва ли не единственным реальным военным союзником США в Ираке. На этом задачи переходного периода закончились. Что оказалось большой проблемой.

Пока перед страной стояли очевидные цели, заданные необходимостью выхода из социалистического лагеря, все было более-менее ясно, теперь же, когда все эти цели достигнуты, оказалось, что польские элиты не могут дать вразумительного ответа, куда же двигаться дальше. И нынешние изменения во власти, по сути дела, стали победой одних сил прошлого над другими такими же силами. Социалистов, в последние годы стоящих у власти, сменили люди генетически и идеологически связанные с "Солидарностью": братья Качиньские были заметными фигурами в этой организации еще при Ярузельском, а Туск, который на восемь лет их моложе, - лидером Независимого объединения студентов, одного из молодежных отделений "Солидарности". И позиция победившей партии "Право и справедливость", так же как и предвыборная риторика Леха Качиньского, немногим отличаются от позиции "Солидарности" конца 80#8722;х, сочетавшей католические идеалы с национализмом и требованиями справедливого переустройства общества. В качестве более-менее корректного сравнения можно представить, что на выборах 2008 года у нас побеждает, например, Юрий Лужков.

Исходя из всего сказанного можно выявить и главную интригу польской политики: окажется ли давно забытое старое хоть сколько-нибудь новым? Смогут ли Качиньские выйти за рамки представлений, сформированных в эпоху "Солидарности"? Тем более что ситуация в Польше сегодня крайне непростая. Новую стратегию страны надо вырабатывать в очень стесненных условиях, когда многие параметры уже заданы.

В Польше, как уже упоминалось, высокая безработица, очевидное замедление темпов экономического роста, глубокий кризис сельского хозяйства (который усугубился после вступления в ЕС) - и это только самые общие внутренние параметры. При этом интеграция в западный мир свершилась, а потому решение внутренних проблем жестко увязано с внешнеполитическими параметрами: Польша - член ЕС, находящийся в германской зоне экономического доминирования, и ближайший союзник США в Европе, да и к тому же зависит от транзита российского газа.

По отношению к ЕС Польша сейчас оказалась в сложной ситуации. И дело не только в экономических проблемах, вызванных вступлением в Евросоюз, - многие специалисты считают, что это временные трудности. Для того чтобы занять подобающее место в самом Евросоюзе и получать экономические и политические дивиденды, Польша нуждается в эффективной и стабильной Европе, а также в ясных отношениях между Европой и США. Однако на европейской политической сцене сегодня нестабильно. Провал идей Европейской конституции, неудачные дебаты на тему бюджета ЕС, выборы в Германии, не решившие основных политических вопросов, - все это не очень благоприятный фон для решения Польшей своих проблем. Что же касается отношений основных центров западного мира, то и тут пока никакой ясности не предвидится, и потому Польша обречена зависеть от изменения позиций лидеров Европы и США.

Что до отношений с Россией, то антироссийская риторика, которую активно использовали оба кандидата в президенты, обусловлена не столько реальными внешнеполитическими планами, сколько тем, что в отсутствие новых идей для хоть какой-либо консолидации нации пришлось использовать старую добрую вражду славян между собою.

При этом еще недавно столь привлекательный проект "Польша - авангард движения Запада на Восток" сегодня вызывает у аналитиков глубокий скепсис. Во-первых, в этом качестве Польша оказывается заложником большой игры западных стран и России, один акт которой - пакт Шредера-Путина о строительстве газопровода в обход Польши - так потряс общественность страны. Во-вторых, как ни приятно чувствовать себя старшим братом по отношению к той же Украине, но долго играть эту роль у Польши не получится из-за отсутствия достаточных ресурсов. В итоге почти сразу же после избрания Лех Качиньский хоть и сделал дежурно-патриотическое заявление о том, что Польша больше не управляется из Москвы, а потому он не поедет к Путину, пока тот не приедет к нему в Варшаву, тут же оговорился, что "на посту польского лидера намерен улучшать отношения с Россией".

Таким образом, исходя из задач, стоящих перед новой польской властью, очень велика вероятность, что реальная политика Качиньского будет серьезно отличаться от его предвыборной риторики. Национализм с некоторым креном в ксенофобию вызывает беспокойство у большинства стран Европы. Увеличение роли государства в экономике и протекционистские меры, очевидно, не найдут одобрения в Еврокомиссии. Твердая решимость Качиньского увеличить президентские полномочия, а также полномочия сил внутренней безопасности может привести к ухудшению отношений с Германией, которая ревниво относится к "антидемократическим сдвигам" в соседней стране.

Кроме того, некоторой коррекции курса требует и расклад сил в парламенте. Для того чтобы сформировать правительство, Качиньскому нужна коалиция с либеральной партией недавнего оппонента на президентских выборах, а для этого надо идти на уступки и коррекцию курса. Однако, судя по последним заявлениям Качиньского, пока договориться решительно не получается





"Эксперт" No41
31.10.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/41/41ex-poland/


Док. 461154
Перв. публик.: 31.10.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 194

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``