В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Украденное чудо рождества Назад
Андрей Громов:Украденное чудо рождества
Разумеется, Православная церковь имеет право жить по своему календарю. И оснований у нее к тому, наверное, предостаточно. Но если отвлечься от богословских споров и святоотеческой схоластики, то на выходе мы все же получаем весьма печальную ситуацию: Церковь и общество живут по разным календарям, то есть, по сути, в разном времени.

Неадекватность и даже нелепость ситуации острее всего чувствуется не в ученых спорах, а через простой детский вопрос ("И сказал: истинно говорю вам, если не обратитеся и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Мф 11:25):

- Папа, а почему у нас Рождество седьмого января, если Христос родился двадцать пятого декабря?

И что на это ответить? То, что для нашей церкви 25 декабря наступает именно 7 января, для детского сознания нонсенс: 25 декабря - это 25 декабря, а 7 января - это 7 января. А ведь ребенок, да и мы все, смотрит телевизор, всякое кино и видит, что все остальное человечество справляет Рождество тогда, когда и положено: 25 декабря. Объяснять, что они не правы, значит запутать ребенка окончательно или, того хуже, просто соврать.

Да и нам, взрослым, не так просто принять систему координат, когда 25 декабря становится 7 января. Хорошо еще, что на этот век не пришлось смещение дат - а то бы Рождество мы пpаздновали уже не 7#8722;го, а 8 января (через сто лет так и будет).

И не только у детей, но и у государственных мужей из администрации президента и Государственной думы от всей этой календарной неразберихи голова идет кругом. Составляя Закон о государственных праздниках Российской федерации, они в итоге наломали дров, взяв за основу календарь церковных праздников. 22 октября - День Иконы Казанской Божьей Матери, который празднуется в память об избавлении России от поляков, и праздник этот приходится сегодня на 4 ноября. Однако в 1612 году 22 октября по юлианскому календарю было по григорианскому вовсе не 4#8722;м, а 1 ноября. Непонятно, муторно, черт ногу сломит? Вот и я про то.

Впрочем, если и решать календарный вопрос, то вовсе не из-за желания облегчить жизнь государственным мужам. Куда важнее, что календарь - преграда между обыденной жизнью людей и Церковью. И наиболее остро она ощущается именно в Рождество.

Для всего христианского мира Рождество - это главный праздник года. Праздник, где светское соединяется и подчиняется религиозному, где радость человеческая освещена божественным светом. Для тех же детей с раннего детства радость и ожидание чуда оказываются прямо связаны с рождением Христа. И не последнюю роль в этом играет та правильная последовательность чередования Рождества и Нового года, когда именно на Рождество приходится праздничная кульминация, а Новый год празднуется по остаточному принципу.

У нас же все наоборот. И дело не только в антирелигиозной советской традиции, в которой не было места Рождеству. Мы уже более десяти лет свободно празднуем Рождество, но календарное первенство Нового года превращает его во вторичный праздник. Даже если не говорить пошлости про "праздник последнего опохмела", то все равно придется признать: в Рождество мы доедаем салаты, приготовленные на Новый год. Изменив церковный календарь, Церковь не только устранит несоответствие дат, но и вернет Рождеству хронологическое первенство перед Новым годом. А значит, сделает его праздничной кульминацией года.

Да, для людей воцерковленных Рождество и сегодня большой праздник. Только не светский и шумный, а тихий, истинно религиозный. И в этом действительно есть своя правда и своя сила. Только если исходить из того, что Церковь, православная вера, христианство не есть нечто отдельное от общества, обыденной жизни людей, их радостей и горестей, тогда и правда, и сила такой позиции оказываются как минимум небесспорными.

Тихое, достойное, без консюмеристской пошлости православное Рождество - это только одна сторона. Другая - смещение центрального события года с христианского праздника и разрыв естественной и закрепленной бытовой традицией связи между человеческой радостью и христианством. А ведь Рождество и в религиозном смысле - праздник глубоко человеческий, ибо празднуем мы рождение Сына человеческого.

В последние годы Православная церковь заметно активизировалась, она пытается расширять свое влияние, добивается введения в школах уроков православной культуры. Все это действительно важно, и не только для Церкви, но и для общества, которому необходим духовно-религиозный институт, вписанный в бытовую жизнь, освещающий и освящающий ее. Но не важнее ли всех этих весьма натужных инициатив убрать столь существенную преграду между Православной церковью и обществом - разницу в календарях? Сделать шаг навстречу миру? В конце концов, Церковь на то и поставлена, чтобы быть в миру предстоятелем Христа (это про себя Христос сказал "Царство мое не от мира сего", а служение Церкви - это служение именно в миру). К тому же, если Православная церковь намеревается просуществовать еще не одну сотню лет, она должна отдавать себе отчет в том, что юлианский календарь действительно не совсем точен по отношению к солнечному циклу. И если не наступит конец света или все мы не перейдем на летоисчисление от рождения Магомета, то когда-нибудь, через многие столетия, Рождество придется праздновать в мае.




"Вещь" No11
26.12.2005
http://www.expert.ru/printissues/thing/2005/11/ukradennoe_chudo_rogdestva/


Док. 461157
Перв. публик.: 26.12.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 191

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``