В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Учиться уважать себя Назад
Андрей Громов:Учиться уважать себя
Каждый раз, заходя в какой-нибудь магазинчик по продаже DVD (разумеется, пиратских), я с удивлением обнаруживаю принципиальное изменение ассортимента. Если раньше, где-то год назад, с прилавков на меня смотрели обложки отдельных кинофильмов, изредка встречались диски, на которых записано два и, очень редко (о радость!), три фильма, а потом главным объектом продажи стали диски с четырьмя фильмами (по два на каждой стороне), то сегодня количество фильмов на диске даже и посчитать было бы трудно, если бы заботливые производители не сообщали об этом специальной цифрой. Причем в последнее посещение я обнаружил диск, на котором красовалась цифра 16. И боюсь, что это не предел.

А ведь технологический предел уже давно пройден. Объем информации, которую можно записать на диске, таков, что современный цветной фильм длиной около двух часов и более помещается там без потери качества только один. Или два - если запись двусторонняя. Четыре фильма на двустороннем диске уже сильно нивелируют DVD-качество, но если записано с умом, то и тут может быть вполне сносная картинка. Но шесть-восемь фильмов на диске - это уже гарантия размытой картинки и убитого звука. Что видят те, кто купил диск с 16 фильмами, даже подумать страшно.

Однако покупают, и еще как. Нетрудно догадаться, что столь дикое предложение рождается спросом. Пираты, в общем, могли и сразу начать печатать по 7─10 фильмов на диске, но, видимо, опасались, что покупать у них это никто не будет: в конце концов, люди не для того покупали DVD, чтобы потом с трудом разглядывать, что там происходит на экране. Но рынок все расставил на свои места. Теперь пираты производят "10 в одном" и даже "16 в одном". Пипл хавает.

И ведь не объяснишь всю эту дикость бедностью. В конце концов, 100 рублей и за четыре фильма - столь небольшая плата, что вовсе не обязательно даже и не очень обеспеченным людям покупать нечто малоразличимое на экране, зато в убойном количестве. К тому же среди тех, кто покупает все эти сборники новинок по 10─12 штук на диске, немало обладателей экранов с диагональю 29 дюймов и даже плазменных панелей. Люди не жалеют денег на дорогой телевизор, но перед искушением получить за 100 рублей втрое больше номинального товара устоять не могут.

Объяснить этот феномен отчасти можно отношением к ценности самого товара - то есть кино. Опасаясь, что очередной блокбастер окажется вполне очевидной дрянью, которую смотреть более пятнадцати минут невозможно, люди покупают за свои 100 рублей сразу десять, чтобы все-таки иметь хоть какой-то шанс получить развлечение на вечер. Впрочем, в мутном мареве расплывающейся картинки часто трудно уловить не то что спецэффекты, в которые вбуханы миллионы, но и элементарный сюжет (тем более что и звук в таких записях обычно бывает срезан так, что понять речь героев уже решительно невозможно).

В общем, даже это объяснение ничего не объясняет. А потому, наверное, никуда не деться от неутешительного диагноза: отсутствие уважения к себе. Люди, покупающие развлечение заведомо отвратительного качества, очевидно, руководствуются чем угодно, но только не элементарным уважением к себе.

Откуда это берется? Можно говорить про глубины народного сознания, воспитанного сотнями лет рабства, азиатчину и прочие подобного рода стереотипы, возникающие каждый раз, когда разговор заходит о подобных вещах. Можно, но не нужно. Просто потому, что глупо, пошло и к делу отношения совсем не имеет.

Куда уместнее говорить о проблемах потребительской культуры - механизм, помогающий в бытовой сфере функционировать уважению к себе. И именно слабость и неразвитость нашей потребительской культуры порождает все эти дичайшие вампуки - от анекдотичных историй про новых русских с их чудовищными тратами и ужасающими вкусами до желания обывателей купить за 100 рублей всего и побольше.

Когда говорят о потребительской культуре, обычно имеют в виду что-то безусловно полезное, но к настоящей культуре отношения все же не имеющее. А зря. Потребительская культура, по сути, выполняет ту же функцию, что и культура высокая, - спасает человека от хаоса, позволяет ему ощущать себя человеком. И, как каждая культура, потребительская требует от него некоторого напряжения, усилия и ограничения. И ей тоже надо учить, ее тоже надо развивать и культивировать. И совсем не только для того, чтобы лучше продавались вещи дорогих марок, а просто потому, что уютнее жить в мире, где люди уважают себя.

Разумеется, вскоре на рынке DVD все встанет на свои места, людям надоест смотреть на мутный экран с размытой картинкой и в большинстве своем они перестанут покупать все эти "10 в одном". Потребительская культура естественным ходом вещей отвоюет очередной плацдарм. Нормальная жизнь и минимальный уровень благосостояния - достаточная среда для ее развития. Но если этому процессу немного помогать, то идти он будет быстрее и куда менее болезненно.




"Вещь" No2
27.03.2006
http://www.expert.ru/printissues/thing/2006/02/editorial/



Док. 461190
Перв. публик.: 27.03.06
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 164

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``