В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Важнейшее государственное дело Назад
Андрей Громов:Важнейшее государственное дело
К правам человека мы привыкли относиться иронически, воспринимать их как абстракцию, выдуманную западными интеллектуалами для того, чтобы указывать остальному миру, как ему жить. Либо, в лучшем случае, как нечто вообще полезное, но в нашей сегодняшней реальности только мешающее общему течению и установлению хоть какого-то порядка. И надо сказать, эти воззрения, в общем, имеют свои основания: слишком много всякой путаницы и нелепицы наговорено в последнее время вокруг прав человека. Слишком много тут примешивается решительно неважного, сомнительного, а иногда и просто вредного.

А еще мы привыкли весьма скептически относиться к страстным выкладкам западных исследователей по поводу России: часто их взгляд на нас абсолютно расходится с тем, что мы наблюдаем в реальности, часто они меряют нашу жизнь столь странным и далеким от наших проблем аршином, что ничего, кроме скептической ухмылки, не вызывают.

Однако читая статью оксфордского профессора Маргарет Саттеруэйт, ни иронизировать, ни ухмыляться не хочется. Нет, разумеется, многие цифры могут вызвать сомнения, многие акценты показаться странными, а некоторые выводы слишком заостренными. Но даже если немного сместить акценты и заменить цифры на более правдоподобные - это общей картины не изменит. Более того, мы, видя ситуацию изнутри, могли бы даже кое-что и добавить. Например, про наше отношение к собственному здоровью или про то, что при крайне высокой смертности на транспорте это далеко не главная причина "неестественной смертности" в России - первенство тут держит "случайное отравление алкоголем". А главное, трудно спорить с основным выводом Маргарет Саттеруэйт: именно наше собственное отношение к себе и окружающим - сегодня главная угроза существованию нации и государства.

Сейчас резко активизировалась борьба с ксенофобией и преступлениями на национальной почве. Все это действительно страшно и требует решительных мер. Однако в ежедневной хронике происшествий преступления на национальной почве, как, впрочем, и любые другие, тонут в бесконечной чреде бытовых преступлений. Где люди убивают друг друга вовсе не из-за цвета кожи и волос, не "в связи с коммерческой деятельностью" и даже не ради наживы, а просто так - в результате случайных ссор, внезапного раздражения, накопленной злости, часто не осознавая последствий своих действий. Причем часто все эти происшествия попадают в сводки только тогда, когда произошло непоправимое, обычные же избиения (в том числе и в отделении милиции, например), драки по большей части даже и не воспринимаются как преступления - обычное течение жизни.

И что же противостоит (может противостоять) такому течению жизни, непрекращающейся цепи бытового насилия (или если говорить совсем жестко - цепи нашего самоистребления)? Вот Маргарет Саттеруэйт пишет про права женщин, домашнее насилие, кажется, еще чуть-чуть, и дойдет до харассмента. В общем, все ее рассуждения так или иначе выдержаны в классических рамках правозащиты - это коробит, кого-то, наверное, раздражает, однако, когда на одной чаше весов оказываются эти правозащитные штучки, а на другой ужасающая статистика самоуничтожения, желание вертеть носом и морщиться пропадает.

Да, именно та самая защита прав человека, над которой мы привыкли потешаться, понимая под правозащитной бог весь что, но только не то, чем она по сути является - системой самозащиты общества от самоуничтожения. Право на жизнь, на защиту своего пространства, своей личности и своего достоинства - есть ли что важнее сегодня для обычного человека? И именно это, а вовсе не права сексуальных меньшинств и борьба с государством, в конечном итоге главная цель правозащитной деятельности.

Мы по привычке считаем, что выполнять эту функцию во всей полноте должно государство, но государство выполнять эту функцию может только в условиях тотальной несвободы (отсюда и типичное наше противопоставление свободы и порядка). В условиях хоть сколько-нибудь свободного общества государство само по себе не справляется с этими обязанностями, ему нужна помощь. Собственно, правозащитная деятельность в этом контексте становится даже не элементом общественного контроля за властью (так охарактеризовал ее недавно президент Путин), а ключевым элементом системы выживания. То есть важнейшим государственным делом.





"Эксперт" No15
17.04.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/15/prichiny_demograficheskoy_katastrofy_komment/


Док. 461196
Перв. публик.: 17.04.06
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 153

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``