В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Черная дыра Назад
Андрей Громов:Черная дыра
Что можно сказать про книгу "Код да Винчи" Дэна Брауна? Во-первых, это очень плохая книга. Во-вторых, это очень глупая, невежественная и пошлая книга, причем настолько, что о глупости, невежественности и пошлости приходится говорить отдельно.

Что можно сказать про фильм "Код да Винчи", который только что вышел на экраны? Во-первых, это очень плохой фильм. Ну а что касается глупости и пошлости, то, по мнению многих, успевших его посмотреть, фильм в каком-то смысле даже и превзошел книгу.

Вот, собственно, и все. Вроде бы ничего драматичного и тем более трагичного: бездарные книги писали и раньше и даже издавали их немалыми тиражами, ну а глупых и пошлых фильмов так и вовсе не счесть. В конце концов, смотрят же люди комедии с Джимом Керри - и ничего, мир не перестал существовать. Но нет, стараниями религиозных деятелей и ученых мужей "Код да Винчи" перестал быть просто книгой и фильмом, став центральным событием культурной жизни, укрыться от которого при всем желании почти невозможно.

Ответ культурной элиты на глупость и пошлость книги был конгениален. То есть общество в своей реакции на творение Дэна Брауна проявило столь же высокую меру глупости и пошлости. По сути, эта реакция, а вовсе не книга или фильм, стала по-настоящему значимым и драматичным явлением.

Разумеется, западные обыватели, которые принялись с остервенением читать эту чудовищную вампуку, где концы с концами не сходятся, а исторические несообразности, которыми пестрит каждая вторая страница романа, не может не заметить даже хоть сколько-нибудь пытливый школьник, могли бы быть и поумнее. А ведь всего двадцать лет назад, когда обыватели по всему миру принялись сметать с полок "Имя Розы" Умберто Эко - книгу по-настоящему глубокую и умную, - казалось, найден ключ к сближению высокой и массовой культуры. Да и фантастический успех Джоан Роулинг тоже, скорее, из этой серии: книги про Гарри Поттера, безусловно, не великие, но это настоящая добротная литература, замешанная на культурной и литературной традиции. На этом фоне всеобщее увлечение Дэном Брауном выглядит как свидетельство внезапного массового оглупления, произошедшего буквально в последние годы.

Впрочем, если бы дело было только в обывателях, то и разговора бы не было. Прочитали бы и забыли. Но забыть не дали.
Как интеллектуальная элита должна реагировать на массовое увлечение идиотским историческим детективом? Да никак! Массовое чтиво не вчера появилось и имеет свою нишу в культурной иерархии. Однако это самое "никак" означало бы и отказ от участия в разворачивающейся на этом увлечении индустрии. А потому ученые мужи наперегонки бросились толковать на все лады бредятину Брауна. Сам Браун, судя по всему, поленился прочитать даже самый завалящий учебник истории, зато теперь благодаря сотням передач, интервью, брошюр, исследований и монографий сама история стала толковаться в контексте "Кода да Винчи". В результате нечто, в культуре не существующее и не должное существовать, обосновалось в ней со всеми удобствами.

Как должна церковь реагировать на массовое увлечение идиотским историческим детективом, в центре которого путаная история про потомков Христа от Марии Магдалины? Да никак! Даже исходя из элементарного здравого смысла - нет для церкви никакой проблемы Дэна Брауна и быть не может. Христианская церковь и бездарная беллетристика суть явления столь разного порядка, что кощунственно даже и сопоставлять их. Глупостей про Христа и историю христианства написано столько, что Дэн Браун, даже будь он не столь бездарен, не мог бы сказать ничего принципиально нового. Более того, все эти глупости никак не смогли поколебать ни веру, ни положение церкви, так почему же заурядная макулатура про какой-то шифр на картине Леонардо да Винчи вдруг угрожает церкви и христианству? Однако и церковь не смогла удержаться от участия во всей этой вакханалии, став главным поставщиком информационных поводов для разговоров о "Коде да Винчи". Одни запрещают прихожанам смотреть фильм, другие требуют вовсе запретить показы, третьи призывают устраивать христианские манифестации у кинотеатров. На это церковное мракобесие, конечно же, последовал ответ прогрессивной общественности. И пошло-поехало. В итоге нечто, не имеющее и не должное иметь ровным счетом никакой общественной и тем более религиозной значимости, стало важнейшим общественным и религиозным событием.

И вот буквально на ровном месте рушится основа культуры - система иерархий. Хорошо-плохо, талантливо-бездарно, глубина-пошлость, знание-невежество - все, засасываясь в черную дыру индустрии массовых развлечений, сливается, а на выходе мы получаем мир, где халтура Дэна Брауна не только продается миллионными тиражами, но и властвует над умами.

И это уже вовсе не невинно. Грустно жить в мире, где все значимое стерто до неразличения, а культурные и общественные механизмы сопротивления перестали работать. Грустно и крайне неуютно.




"Вещь" No4
29.05.2006
http://www.expert.ru/printissues/thing/2006/04/kod_da_vinchi/


Док. 461205
Перв. публик.: 29.05.06
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 164

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``