В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Кашин:Новая русская революция Назад
Олег Кашин:Новая русская революция
В Саратове "Единая Россия" вывела на улицы сотни людей, которые требовали отставки уже и так отставленного мэра

На площади перед областной думой - там, где стоит достаточно безвкусный памятник Столыпину, - бурлила внушительных размеров толпа с разноцветными знаменами и транспарантами. Надписи на транспарантах свидетельствовали о том, что у людей давно наболело, что люди не могут молчать, что люди вышли на улицу, так как отчаялись ждать, когда долгожданные перемены произойдут сами по себе. Людей было много. Люди были взволнованы и возбуждены. Люди протестовали.

"Нам не нужна такая власть", - кричали люди. "Доколе?" - вопрошали они. Лица их были суровы и одухотворенны. Ораторы, поднимавшиеся один за другим на трибуну-грузовичок, не стеснялись в выражениях.

- У нас очень грязный и темный город, - говорил первый оратор. - Раньше о Саратове пели песни: мол, огней так много золотых. Сейчас огней нет, ночью по городу страшно ходить. Но парней холостых у нас по-прежнему много, и поверьте: эти парни в случае чего еще скажут свое слово. Мы уже говорим этой власти: уходи! Ты не оправдала нашего доверия! Нам нужна другая власть!

Следующий оратор старался быть объективным - говорил о заслугах городских властей:

- Честно говоря, что-то они для нас все-таки делают. То мусор вывезут, то улицу заасфальтируют. Но как это все выглядит! Нате, подавитесь - вот вам улица, вот вам мусор. А нам нужно уважение. И нам не нужна власть, которая нас не уважает. Долой эту власть!

Я приехал в Саратов за час до этого митинга. Приехал без какой-то особенной цели - просто взглянуть, как живет Саратовская область, лишившаяся несколько месяцев назад губернатора Аяцкова - самого, может быть, знаменитого губернатора девяностых. Мы шли с вокзала с одним местным чиновником, он показывал мне достопримечательности центра - Радищевский музей, оперный театр, памятник Ленину с неестественно длинным указательным пальцем, вытянутым вперед. Когда мы вышли к памятнику Столыпину, чиновник так же буднично сказал: а это вот у нас оранжевая революция. Народ свергает мэра и глав районов.

Как выяснилось, это был не первый такой митинг. Всю предыдущую неделю Саратов бурлил: люди выходили к мэрии и к районным администрациям, размахивали флагами и транспарантами, кричали "Долой!", в Ленинском районе даже ворвались в здание райадминистрации и не уходили до тех пор, пока глава района не сложил свои полномочия, а во Фрунзенском районе сожгли чучело районного главы, и тот тоже был вынужден уйти.

- Вот так у нас и меняется власть, - резюмировал чиновник, и в словах его не было никакого беспокойства, как будто смена власти посредством народных волнений - явление вполне нормальное и обыденное.

Митингующие тем временем закончили выступать с речами и включили песню, свой революционный гимн, саратовскую "Марсельезу". Ее почему-то исполнял (не вживую, естественно, а из динамиков) Олег Газманов. Песня называлась "Единая Россия". Это был гимн одноименной партии. Ее же символика украшала знамена революционеров, а среди ораторов, как выяснилось чуть позже, можно было разглядеть едва ли не все руководство местного отделения "Единой России".

Митинги против городской власти начались в Саратове в День Конституции, 12 декабря. Накануне в Саратов приезжал зампред Госдумы Вячеслав Володин, который долго разговаривал с мэром города Юрием Аксененко, убеждая его уйти в отставку. Формально отставки так и не случилось - мэр взял отпуск за свой счет до 12 марта 2006 года. На этот день в Саратове назначены выборы нового главы города, и Юрий Аксененко в них участвовать не собирается. Исполняющим обязанности мэра стал бывший гендиректор местного шарикоподшипникового завода Олег Грищенко - с августа он занимал пост первого вице-мэра. На эту должность его назначил сам Аксененко под влиянием того же Володина, имеющем в Саратове почти безграничное политическое влияние. Грищенко позиционировал себя как представитель "Единой России" и не слишком скрывал своих планов как можно скорее возглавить город, став вначале и. о., а после выборов и полноценным мэром.

Юрий Аксененко возглавил Саратов во всех смыслах еще в прошлом веке - в 1995 году, когда даже долгожитель Дмитрий Аяцков еще не был губернатором области. Отношения мэра (кстати, родственника бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко) с губернатором складывались по традиционной для большинства российских регионов схеме - то есть были предельно напряженными. Конфликтом мэра с губернатором воспользовался федеральный центр, добивавшийся отставки Аяцкова, - ситуация была сложная, и в борьбе с губернатором антиаяцковским силам были нужны любые союзники, тем более такие влиятельные, как Юрий Аксененко. Впрочем, с новым главой области, бывшим гендиректором Балаковской АЭС Павлом Ипатовым, мэр общего языка тоже не нашел.

Областные чиновники возмущенно рассказывают, как в дни первого в этом году снегопада мэр демонстративно уехал в отпуск куда-то за границу и областным властям пришлось самим организовывать уборку снега с городских улиц. Вернувшись же в Саратов, Аксененко заявил, что по вине областных властей снегоуборочная техника нанесла городу серьезный ущерб - повредила бордюры и асфальт. Конфликт не мог продолжаться бесконечно, отставка Аксененко не могла не стать первоочередной задачей новых областных властей. К началу декабря им удалось привлечь на свою сторону большинство депутатов горсовета, которые блокировали все предложения, вносимые мэром, в том числе и поправки в устав города, устанавливающие процедуру избрания мэра (как он будет избираться - прямым голосованием граждан или решением самих депутатов, - до сих пор неизвестно). Городская власть была практически парализована. Аксененко вынуждали уйти в отставку. Приезд Вячеслава Володина стал решающим фактором в борьбе против мэра. В местных газетах даже пишут о загадочном компромате, который Володин предъявил мэру: по мнению газеты "Саратовский расклад", "этот компромат весит на двенадцать лет тюремного заключения". Сразу после разговора с вице-спикером Госдумы Аксененко написал заявление об отпуске, назначив и. о. мэра Олега Грищенко.

А через несколько часов на улицы вышла "Единая Россия". Работники муниципальных предприятий и студенты городских вузов, организованно доставленные в центр города на автобусах в сопровождении милицейских кортежей, требовали отставки мэра. Отставки действительно еще не было (и нет до сих пор), но Аксененко к тому моменту уже был повержен. Это, впрочем, никого не смущало - митинги шли на протяжении всей недели. Главы районов, которых митингующие клеймили заодно с мэром, также один за другим уходили в отставку. Если судить о происходящем только по репортажам местных газет и телеканалов, то создавалось стойкое ощущение, будто в городе действительно происходит революция и власть меняется только под давлением общественности, организованной "Единой Россией".

Губернатор Павел Ипатов, комментируя "Эксперту" события в городе, тоже настаивал на версии стихийного характера смены власти в городе:

- Прежняя городская власть была коррумпированной и неэффективной. В Саратове был системный кризис, в том числе и потому, что власти города не смогли выстроить отношения ни с областью, ни с городскими депутатами, ни с населением. Требования отставки мэра раздавались постоянно, на заключительном этапе их поддержала "Единая Россия", которая вывела людей на улицы. Вообще, я считаю, что выходить на улицы - это крайняя мера, но если уж к ней приходится прибегать, то процесс должен идти в интересах всех жителей города.

Впрочем, с тем, что без митингов Аксененко все равно ушел бы (а без конфликта с горсоветом и разговора с Володиным, скорее всего, нет), в Саратове не спорит никто. В чем же тогда дело? Судя по всему, в условиях, когда прямые выборы губернаторов остались в прошлом (а в большинстве областных центров, включая, скорее всего, и Саратов, такая же судьба ждет и выборы мэров), даже "Единая Россия", несмотря на всю благоприятность своего нынешнего положения, начинает испытывать острый дефицит легитимности. Одного только президентского рейтинга на всю страну оказалось недостаточно. Власти на местах нужно ощущение народной поддержки и обратной связи, а потому приходится изобретать новые способы прямой связи с населением. Со стороны все выглядит странно и малопонятно, но выбирать не приходится - по крайней мере, пока у "Единой России" нет иных способов вовлечения простых людей в политический процесс, кроме как организованно выводить на улицы работников муниципальных предприятий. Сработает ли этот рецепт, покажет самое ближайшее время, и, если саратовский опыт (а Павел Ипатов был первым губернатором, пришедшим к власти по новой схеме) окажется удачным, мы увидим еще много аналогичных "майданов" в разных городах страны.



"Эксперт" No49
26.12.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/49/49ex-saratov/

Док. 461238
Перв. публик.: 26.12.05
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 182

  • Кашин Олег

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``