В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Кашин:Тотальное беззаконие Назад
Олег Кашин:Тотальное беззаконие
Юрист Сергей Мирзоев летом 2004 года уехал на Украину. Через полгода вернулся в Москву. Впечатления от увиденного и пережитого в эти полгода оказались настолько сильными, что Мирзоев написал книгу.

Строго говоря, все и без Сергея Мирзоева прекрасно знают, что происходило на Украине в конце 2004 года. Одни говорят - революция, другие - инспирированный внешними силами переворот, но в деталях картина общеизвестна - бесконечные президентские выборы, народ в оранжевых шарфиках, с оранжевыми флагами стоит на Майдане, слушает "Океан Эльзы" и Юлию Тимошенко. Центризбирком, возглавляемый человеком по фамилии Кивалов, постоянно пересчитывает голоса избирателей, каждый раз получая новый результат. Сначала прибавляя в пользу Януковича, а потом, совсем наоборот, в пользу Ющенко. Два кандидата в президенты при посредничестве властей соседних государств ведут очевидно бессмысленные переговоры о выходе из кризиса. Президент России Путин то поздравляет Виктора Януковича с победой в первом туре, то объясняет, что имел в виду результаты exit-polls. События сменяют друг друга как в калейдоскопе, и январская инаугурация Виктора Ющенко выглядит уже провальным сиквелом популярного кинобоевика - продолжение истории никому не интересно, главное - драки, погони и прочая суета, которые зритель видел в первой части. Украинская "оранжевая революция" - это яркие визуальные образы и символы, хлесткие лозунги, навязчивый саундтрек, и всего этого так много, что сложно относиться к киевским событиям 2004 года иначе как к шоу-бизнесу, тем более что подлинным эпилогом стояния на Майдане стал политизированный как никогда финал песенного конкурса "Евровидение", прошедший в Киеве весной 2005 года.

И если бы Сергей Мирзоев был хотя бы журналистом, ироничным бытописателем, художником слова, политологом, в конце концов (вспомним хотя бы стихи Станислава Белковского о Юлии Тимошенко), вероятно, у него получилась бы веселая и интересная книжка со множеством трогательных и забавных деталей из жизни революционного Киева. Но Сергей Мирзоев - юрист. На Украину на президентские выборы он ездил в качестве международного наблюдателя. И книга у него получилась не забавная и не трогательная, а очень жесткая, если не сказать страшная.

В стране проходят выборы президента. Существуют какие-то правила, по которым эти выборы проводятся. Но в общественном сознании эти правила полностью ассоциируются с непопулярной властью и, как следствие, считаются заведомо нечестными. А если так, значит, только победа оппозиционного кандидата может считаться справедливой, и потому оппозиция получает право на все. Например, на "юридические войны". Работающие на оппозицию адвокаты бомбардируют все суды республики однотипными жалобами - Мирзоев приводит пример с предвыборным плакатом Януковича, ставшим предметом для 70 судебных исков. Иски были отклонены, и даже сами оппозиционные адвокаты против решений судов не возражали, иски изначально предназначались не для восстановления справедливости (которую к тому же никто и не попирал), а для статистики - "Нами было подано более 70 исков, и ни один не был удовлетворен" - в общем, вперед, на баррикады.

Вперед, на баррикады. Туда, где транслируется заседание Верховного суда Украины, и свидетели, которые в принципе не имеют права знать, что происходит в зале суда, в нарушение всех мировых юридических норм следят за процессом, изменяя свои показания в зависимости от увиденного и услышанного. Туда, где Юлия Тимошенко произносит зажигательные речи с призывами блокировать и захватывать правительственные здания, при том что Верховная рада уже две недели как приняла временный закон, согласно которому любое применение силы, включая защиту органов власти от посягательств, объявлено вне закона - опять же вопреки всем правовым и конституционным нормам.

"Круглый стол" с участием президентов Квасьневского и Адамкуса, фактически стоящий над национальными органами власти Украины и по сути дела устанавливающий отдельное правовое поле, никак не связанное ни с конституцией Украины, ни с национальным законодательством. Запрет на голосование по открепительным талонам для украинцев, находящихся за пределами страны. Запрет на голосование на дому для престарелых граждан. Да что там престарелых граждан - на дому теперь нельзя голосовать уже и инвалидам. Исключение (согласно тому же временному закону) из законодательства нормы об обязательности альтернативного голосования - на случай, если Виктор Янукович вдруг снял бы свою кандидатуру. Наконец, третий тур, изначально нацеленный на победу только одного кандидата.

Вместо калейдоскопа революционных вихрей со всей их романтикой и трагичностью у Мирзоева получается чудовищная картина тотального беззакония. И суровый приговор - "политический процесс постсоветских стран демонстрирует одно и то же явление - легитимность властителя на нем же и закреплена, причем столь жестко что не может быть транслируема новому президенту".

Впрочем, если внимательно читать книгу Сергея Мирзоева, то можно дочитаться до мыслей еще более печальных. А есть ли вообще инструменты противостояния беззаконию или их просто не существует? Административному праву одних делать все что угодно противопоставляется только оппозиционное право других плевать на любой закон и любые процедуры.



"Эксперт" No9
06.03.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/09/book_totalnoe_bezzakonie/

Док. 461244
Перв. публик.: 06.03.06
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 176

  • Кашин Олег

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``