В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Перспективы российского нефтяного рынка и приобретение компанией Интеррос банковской группы ОВК Назад
`Эхо Москвы`: Перспективы российского нефтяного рынка и приобретение компанией Интеррос банковской группы ОВК
Передача :     Интервью
Ведущие :     Татьяна Пелипейко
Гости :     Сергей Алексашенко



В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Алексашенко, заместитель гендиректора холдинга "Интеррос", бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ.
Эфир ведет Татьяна Пелипейко.

Т. ПЕЛИПЕЙКО 12:09, добрый день. Татьяна Пелипейко в студии, и приветствуем в студии Сергея Алексашенко. Сергей Владимирович, добрый день.
С. АЛЕКСАШЕНКО Добрый день, Татьяна.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Напоминаю все должности, известно всем, в течение долгого времени первый заместитель председателя Центробанка РФ, но это уже с приставкой "экс", а действующая зам. гендиректора холдинга "Интеррос". Сергей Владимирович, на самом деле, прежде, чем начать философствовать на разные экономические и прочие нефтяные темы, "Интеррос", насколько я понимаю, банковскую группу ОВК прикупил недавно. Так?
С. АЛЕКСАШЕНКО Была такая сделка, действительно.
Т. ПЕЛИПЕЙКО За 200 миллионов?
С. АЛЕКСАШЕНКО Да.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Давайте разберемся сразу, чтобы забыть. Пишут многие, что дороговато купили.
С. АЛЕКСАШЕНКО Вы знаете, я напомню фразу одного известного героя литературного, что согласие есть непротивление двух сторон. Но видимо кому-то считается дороговато, и эти люди не покупали. Соответственно "Интеррос" посчитал, что для нас такая цена является приемлемой, и мы можем позволить себе эффективно использовать эти активы для того, чтобы окупить наши вложения. Нужно признать, ни для кого не секрет, что за последние 3-4 года в России произошла существенная переоценка активов, все активы подорожали. Те цены, которые были 3-4 года назад на разные активы, они были существенно ниже, чем сделки, которые делаются сегодня. Поэтому это нормально, что активы дорожают, собственно говоря, это и есть показатель активности экономики. Мы считаем, что 200 млн., которые будут заплачены за активы группы ОВК, они являются адекватной ценой тем активам, которые мы покупаем.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Сергей Алексашенко, зам. гендиректора холдинга "Интеррос", сегодня в нашей студии. Собственно говоря, зачем вам эта лишняя забота?
С. АЛЕКСАШЕНКО У нас, вы знаете, и многие слушатели знают, что есть банк "Росбанк" в составе "Интеррос". Это один из наших активов, и когда мы на протяжении последних месяцев обсуждали стратегию развития банка, как любого актива, который у нас имеется, мы понимали, что будущее для банковского бизнеса в России может быть двояким - либо это очень маленький корпоративный банк, который обслуживает интересы "Интерроса", связанных с ним юридических, физических лиц, внутренний свой банчок. Он может быть достаточно крупным, с достаточно большими активами, но обслуживающий интересы ограниченного круга клиентов. Либо этот банк должен быть публичным, большим, крупным, рассчитанным на очень широкий круг клиентуры, работающий по всей территории страны, на самом деле нельзя сказать прямой конкурент Сбербанку потому что со Сбербанком в ближайшие десятилетия никто конкурировать не сможет, но банк, который работает по всей стране, оказывает услуги всем клиентам. И мы решили, что постольку, поскольку стратегией "Интерроса" является то, чтобы у нас все активы были публичными финансами, торгуемыми на бирже, путь развития лежит в эту сторону, во вторую сторону. А дальше вопрос технологии, можно идти последовательно к этой цели, открывая в этом году 20 отделений, в следующем году еще 20, лет через 10 открыть 200 отделений, например, по всей стране.
Т. ПЕЛИПЕЙКО А сколько вам дает приобретение ОВК?
С. АЛЕКСАШЕНКО У банков ОВК на сегодняшний день существует 350 с небольшим отделений, которые работают, еще примерно порядка двух с половиной сотен так называемых законсервированных отделений, которые банк в силу того, что банк был ограничен по капиталу, он не мог их запустить в деятельность. Т.е. в реальности это может быть до 600 отделений.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Т.е. вы хотите ориентироваться на работу уже с клиентом частным?
С. АЛЕКСАШЕНКО Да, конечно.
Т. ПЕЛИПЕЙКО С обычным, мелким клиентом?
С. АЛЕКСАШЕНКО Мы считаем, что именно в этом будущее банка, что он работает с неограниченным кругом клиентов, т.е. он должен оказывать услуги любому клиенту, который к нему приходит. И тогда у него есть будущее, тогда понятно, к чему ему стремиться.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Что меняется для вкладчиков ОВК, это технический вопрос, но тем не менее он возникает?
С. АЛЕКСАШЕНКО Для вкладчиков ОВК не меняется ничего, потому что банки ОВК, их несколько, 5 банков, они все остаются существовать как юридические лица, меняются их собственники. И соответственно для вкладчиков не меняется ничего, все договоры, которые для вкладчиков, для кредиторов, заемщиков, ничего не меняется, все договоры остаются в силе, они будут действовать. Соответственно, если после проведения таких консультаций уже и с международными специалистами, с консультантами мы примем решение о слиянии этих банков в холдинг или в единый банк, дальше будут процедуры, существующие в нашем законодательстве, закрепленные, что в любом случае вкладчики останутся при своих, кредиторы получат право преимущественного требования, заемщики видимо с ними тоже ничего не произойдет, обязаны будут погасить свои кредиты. Наша задача чтобы клиентам точно не стало хуже, мы хотим, чтобы клиентам стало лучше. Не прямо завтра, с завтрашнего дня, но через несколько месяцев, мы считаем, что мы должны клиентам банков ОВК предложить более интересные условия.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Т.е. проще говоря, на данном этапе человек, где обслуживался, туда может идти дальше?
С. АЛЕКСАШЕНКО Туда же идет, работает с теми же самыми людьми, все остается на месте.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Значит, с этой точки зрения я думаю, что все понятно тем нашим слушателям, кого это интересует с практической точки зрения, теперь тут Алла задает вопрос, очень принципиальный Сергей, все нормальные люди продают, а вы покупаете, разве есть на что надеяться?
С. АЛЕКСАШЕНКО Знаете, как надежда умирает последней, поэтому если верить только в плохие сценарии, нужно было давно уехать из этой страны, и жить где-то в другом месте, понимания, что здесь ничего хорошего не будет. Мы надеемся, что все те негативные моменты, которые мы наблюдаем в последний месяц, что это некий рецидив, временное искривление общей линии движения, которое не меняет общей траектории, потому что если посмотреть на последние 10-12 лет жизни России, то если мы возьмем за точку отсчета 90 или 91 год с сегодняшним, то это абсолютно прямая линия. И понятно, куда она ведет, на каждом узком промежутке времени, коротком, могли уходить вправо, влево, может быть даже делать круги на месте, возвращаться назад, особенно первые годы у нас этим памятны. Но тем не менее общая траектория движения нашего государства, она достаточно однозначная. Мы считаем, что эту траекторию изменить невозможно.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Как и общую траекторию развития человечества, но с другой стороны можно ли прогнозировать на какой-то короткий относительно период развития ситуации нашей, и в общем экономической, кстати говоря, даже если взять за скобки сейчас, оставить политику в чистом виде.
С. АЛЕКСАШЕНКО Проблема экономики состоит в том, что в ней гораздо проще прогнозировать на достаточно длинный промежуток времени, чем сказать то, что произойдет завтра, что произойдет через час, потому что когда вы смотрите на длинные отрезки времени, то работают длинные тенденции, работают закономерности, которые наблюдались в предыдущие годы, десятилетия, и они рано или поздно подтверждают свою силу, с точки зрения жизни даже поколения, не говорю об истории человечества, плюс-минус два-три месяца или плюс-минус год, это вообще ничего не значит. Напомню, что есть такая страна, США, где сейчас все вроде как считают рецессия, она закончилась, а перед этим на протяжении 9 с лишним лет продолжался экономический подъем, что с точки зрения теории очень много, в практике никогда не было таких экономических подъемов. И уважаемая организация, которая называется МВФ в каждом своем годовом прогнозе примерно с середины 90-х гг. писала одно и то же, мы прогнозируем начало спада в американской экономике. И мы будем стоять на этой точке зрения до тех пор, пока спад не начнется, потому что объяснить, почему спад не начинается, невозможно, все понимали, что он рано или поздно начнется. Собственно говоря, это и произошло в 99 году, там произошел перелом. Поэтому вдлинную в экономике прогнозировать гораздо проще.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Утешили, короче говоря, с точки зрения жизни одного поколения анализировать нечего?
С. АЛЕКСАШЕНКО С точки зрения жизни одного поколения все будет хорошо, чего не могу сказать о ближайшей неделе или месяце.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Много кстати прогнозов у вас запрашивают наши слушатели. Но я бы хотела сейчас обратиться, может быть, даже не к прогнозу, для начала к анализу ситуации с нефтью. То, что для, казалось бы, всегда было подвешенным, тем не менее на протяжении первой половины этого года было для России весьма благополучным. Что сейчас мы имеем? И что это для нас означает на предстоящее время?
С. АЛЕКСАШЕНКО Это означает, что Россия по-прежнему находится в таких очень благоприятных, если не сказать тепличных условиях.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Может, это плохо? Чуть сквозняк подует, мы простудимся.
С. АЛЕКСАШЕНКО Вы знаете, непонятно, что лучше быть здоровым в тепличных условиях или быть тяжело больным с гриппом и лежать в больнице. Поэтому в 98 году, когда цены на нефть упали, все помнят, чем это закончилось. Поэтому я считаю, что наверное все-таки опять с человеческой точки зрения лучше пусть тепличное благополучие, чем сквозняки, которые могут плохо заканчиваться. Причина того, что происходит на нефтяном рынке, достаточно очевидна, Ирак полностью практически прекратил поставки нефти на мировой рынок, и видимо американцы как оккупационный режим пока не в состоянии наладить добычу нефти. Что происходит, реальных объяснений, серьезных, пока не существует, сроки выхода иракской нефти на мировой рынок откладываются все дальше и дальше.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Тут есть две версии, и развалившаяся практически инфраструктура, и сознательное придерживание всего этого. Во втором случае это можно быстро поменять.
С. АЛЕКСАШЕНКО Вы знаете, похоже, что в районе нефтяных месторождений боевых действий не было.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Это от старости как бы там пришло в негодность.
С. АЛЕКСАШЕНКО Инфраструктура Ирака и вообще стран Персидского залива, она немножко другая, очень много месторождений находится очень близко от, условно говоря, моря, пробурил скважину, построил деревянный лоток, по этому деревянному лотку нефть течет прямо в танкер. Т.е. там нет труб тысячекилометровых, как в России, не нужно нефть железными дорогами гнать за границу, там инфраструктура гораздо проще и дешевле. Она ремонтируется гораздо эффективнее. Что касается сознательного стремления придерживать, вы знаете, тоже нельзя думать, что американцы заинтересованы в такой цене на нефть, 30 долларов за баррель. У Америки есть своя добыча нефти, американские нефтяные компании заинтересованы в относительно высокой цене на нефть, но все сходятся во мнении, что цена должна быть где-то около 20 долларов, 18-20 долларов это некий оптимум с точки зрения потребителя, которого высокие цены на нефть сдерживают, все экономисты говорят о том, что дорогая нефть сдерживает экономическое восстановление, особенно в Европе, там доля акцизов гораздо выше, чем в США. Поэтому сознательно сдерживают тоже непонятно, почему. Поэтому все ждут, когда же эта иракская нефть появится. Но тем временем российские нефтяники успешно используют это окно возможности и наращивают экспорт. Поэтому у нас хуже не становится, все хорошо.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Ситуация вокруг ЮКОС, она именно на нефтяной рынок какое-то оказала воздействие? Потому что мы знаем цифры обесценивания собственно активов ЮКОС, правда, их разные приводят, но все-таки значительные весьма. Мы знаем данные по индексу РТС, который было перешел тогда уровень 500 и сейчас снизился до 400 с половиной. А что с нефтяным рынком как таковым?
С. АЛЕКСАШЕНКО Пока с производственной деятельностью компании ЮКОС ничего не происходит, она работает, насколько я понимаю, в прежнем режиме, и слава Богу, эту часть российской экономики пока не затронута тем, что я называю словом рецидив, и пока под ударом находится финансовый рынок, финансовые активы, и скажем так, долгосрочные надежды российской экономики, потому что не секрет, что все западные инвесторы очень настороженно смотрят на то, что сейчас происходит в России. И всерьез говорить о том, что реально делается в последние 2-3 года с точки зрения улучшения имиджа в России, то очень сильно события вокруг ЮКОС отбрасывают нас назад, т.е. реально можно говорить о том, что очень много придется делать с самого начала. Знаете, испортить репутацию можно за один день, на ее восстановление понадобится месяцы, а может быть даже и годы. Похоже, что с ЮКОС у нас происходит именно это.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Вы сейчас все-таки в практической экономике, ощущается это на деятельности вашей компании непосредственно?
С. АЛЕКСАШЕНКО Да, конечно, потому что разговоры с теми нашими контрагентами сегодня заканчиваются вежливыми фразами, ничего не значащими обещаниями, в то время, как еще 2 месяца назад, 1.5 месяца назад нам казалось, что мы достаточно близки к тому, чтобы подписать какие-то соглашения, сделки. Поэтому конечно это сказывается.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Сергей Алексашенко, зам. гендиректора холдинга "Интеррос", в прошлом первый зам.пред. ЦБ, эту вашу должность явно хорошо помнят наши слушатели, потому что не один, а очень много человек задает вопрос ваш прогноз по курсу доллара, теперь правда еще и евро, и вообще ситуация с валютой?
С. АЛЕКСАШЕНКО Мне кажется, что относительно доллара беспокоиться не надо. У меня такое ощущение, что есть два сюжета, будет ли рубль быстро падать, реально ли повторение событий 98-го года, 99-го, когда рубль быстро девальвировался. Мне кажется, что таких опасений у нас на ближайшие годы не существует, потому что дорогая нефть, и рост физического объема экспорта нефти, газа за последние годы привел к тому, что платежный баланс у нас исключительно устойчивый. Наше внешнее торговое сальдо, оно в прошлом году было абсолютно рекордным за всю историю России. И валютные резервы ЦБ пополняются, будут пополняться, видимо, до конца года, и поэтому реально ослабления рубля, дефицита доллара не будет, соответственно ослабления рубля нам опасаться не стоит. Можно ли опасаться ослабления доллара, будет ли он продолжать падать, здесь уже прогнозировать тяжелее.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Подрос чуть-чуть.
С. АЛЕКСАШЕНКО Он последние полтора месяца ходит в таком узком коридоре, от 30.20 до 30.40.
Т. ПЕЛИПЕЙКО По отношению к евро подрос чуть-чуть.
С. АЛЕКСАШЕНКО Про евро мы поговорим. Получается так, что в последние как раз полтора месяца, это примерно события, связанные с ЮКОСом, у нас наблюдается очень бурный отток капитала из страны. То есть те иностранные инвесторы, которые год назад, полгода назад активно инвестировали в Россию, сейчас они выводят свои деньги обратно, это сказывается на том, что валютные резервы ЦБ перестали расти и даже чуть-чуть снизились. Вот объем иностранного притока, финансового капитала в Россию, мы оцениваем в 6-7 млрд. долларов, т.е. в конечном итоге даже если весь этот капитал уйдет, то это произойдет в течение квартала. И в течение квартала валютные резервы будут стабильными, они не будут расти, капитал уйдет, после чего опять избыток долларов сохранится, высокие цены на нефть в ближайшие месяцы сохранятся. Соответственно, ЦБ будет наращивать опять валютные резервы, и опять у руководителей ЦБ будет вопрос, а нужно ли снижать курс доллара, нужно ли от 30.20 двигаться к 30.10 или к 29.90. Это вопрос абсолютно личностных предпочтений. Здесь никакая теория не работает, если руководители ЦБ решат, что нужно снизить курс доллара, то они это сделают. Понятно, что не будет происходить резко. Наверное, 25 руб. за доллар нам не грозит, но я считаю, что кроме психологических причин, что доллар должен стоить больше 30 руб., ничего не удерживает нас от того, чтобы в течение ближайших 6-12 месяцев доллар стоил 29 рублей, т.е. экономически это вполне обоснованно, потому что у нас платежный баланс исключительно устойчивый, валюты много, и вроде бы экономика переживает пока внешне без проблем этот подешевевший доллар.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Другая линия здесь, что многие промышленники считают не выгодным для себя все-таки такой курс рубля.
С. АЛЕКСАШЕНКО Это дальше вопрос, что выгодно экономике, что выгодно реальному сектору.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Мы приходим к тому, что чисто факторы лоббизма проявляются?
С. АЛЕКСАШЕНКО Есть внешняя конъюнктура, т.е. курс рубля к доллару определяется тем, как складывается внешняя торговля России, потоки капиталов в Россию, из России, есть недостаток долларов или их нет, или есть их избыток. А есть вопрос, как воздействует укрепление рубля на реальную российскую промышленность. Нужно прямо сказать, что это написано в любом учебнике по экономике, что укрепление национальной валюты снижает ценовую конкурентоспособность национальной продукции, что нашим промышленникам, нашим производителям, товаропроизводителям, модное слово у нас, им тяжелее конкурировать не только на внешнем рынке, они конкурируют не очень сильно, а самое главное, что на внутреннем. И в прошлом году мы видели, чем все это дело закончилось, что во второй половине года все российские автомобильные заводы остановились, они практически были вынуждены сократить объемы производства примерно на треть по отношению к декабрю 2001 года. Это безусловно можно говорить о том, что все ожидали повышения импортных пошлин, был резкий завоз старых автомобилей, но тем не менее нужно помнить, что и промышленный спад в 98 году начался с того, что Автоваз затоварился и остановил свои конвейеры на достаточно длительный период. Поэтому эта угроза существует, но официальная позиция руководства ЦБ и правительства в том, что мы считаем эту угрозу несильной, и мы ее не боимся, будем и дальше действовать так, как считаем нужным.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Евро, очень коротко, обещали.
С. АЛЕКСАШЕНКО Вы знаете, я считаю, что это длинная проблема, что колебания курса доллара и евро нужно смотреть, чтобы сказать, что будет происходить, нужно смотреть, что было в последние годы. В последние годы было волнообразное хождение этого курса. Мой прогноз на короткий период, до конца года, что видимо евро будет ходить к доллару в диапазоне 1.10-1.15, а потом в какой-то момент начнется ослабление евро по отношению к доллару, может быть, до 1.1, может быть, до 90 центов за евро.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Спасибо. Сергей Алексашенко, зам. гендиректора холдинга "Интеррос", вот вам уже наш слушатель Петров вас призывает улучшать работу отделений банка ОВК.
С. АЛЕКСАШЕНКО Спасибо, постараемся.
Т. ПЕЛИПЕЙКО А то его студентам, которые получают стипендию через этот банк, получалось с задержками, чтобы такого больше не было. И под занавес процитирую вам Рину дословно "Спасибо, Сереженька, родной, Вы не красите жизнь черной краской, спасибо, Вы дали надежду". Что есть, то цитирую.
С. АЛЕКСАШЕНКО Спасибо.
Т. ПЕЛИПЕЙКО Спасибо, что пришли. Сергей Алексашенко, бывший первый зам. пред. ЦБ, зам. гендиректора холдинга "Интеррос", был в нашем эфире.




01.08.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/22932.phtml



Док. 462291
Перв. публик.: 01.08.03
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 273

  • Алексашенко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``