В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Экономическая ситуация в стране; - создание единого экономического пространства России и Белоруссии Назад
`Эхо Москвы`: Экономическая ситуация в стране; - создание единого экономического пространства России и Белоруссии
Передача :     Интервью
Ведущие :     Сергей Бунтман
Гости :     Сергей Алексашенко

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель аналитической группы "Центр развития" Сергей Алексашенко.
Ведущий эфира Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН - Добрый день! Начнем мы с вопроса об инфляции. Действительно ли она составила 16,5% с октября прошлого года по июль текущего, так получается?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Да, примерно так за год.
С. БУНТМАН - Значит, здесь он ударяет по ценам на бензин у нас, так? Как это получается, что это за палка такая?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Это типично такой подход к бизнесу, который характерен для стран с переходной экономикой, и для России в том числе - производитель товара считает, что цены на его товар должны расти как минимум со скоростью не меньшей, чем у других. Бензин вырос на 15% - значит, молоко должно подорожать на 15%. Хлеб вырос на 10% - значит, бензин должен вырасти на 10%. И вот эта своеобразная гонка цен, инфляционное ожидание, они характерны для российской экономики последних 10 лет. И собственно говоря, высказывание представителя нефтяного бизнеса, оно об этом и говорит - да, вот как это так, цены на бензин целый год уже неизменны? Пора бы им и подрасти.
С. БУНТМАН - Что, это тревожно для производителей и тех, кто торгует нефтепродуктами?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Вот когда есть рост цен постоянный, даже 15-20%, безусловно, стабильность цен на вашу продукцию означает то, что вы относительно проигрываете, т.е. ваша продукция относительно дешевеет, тогда как все, что вы покупаете, относительно дорожает. Рабочая сила дорожает, нефть сырая, электроэнергия дорожает, и есть стремление подтянуть свои цены. Ну, это такие инфляционные ожидания, они характерны для нас. И опять-таки, традиционно Россия - страна сезонных особенностей. Август, сентябрь - пора уборочных кампаний, повышенный спрос на бензин, горюче-смазочные материалы, и вот к этому приурочивается - вроде бы такое объективное требование времени, что нужно повысить цены на бензин.
С. БУНТМАН - А вообще в дальнейшем будет расти бензин, молоко и т.д.? И с какой скоростью? Вот как все это будет сказываться, по каким причинам, и для производителей - это более-менее ясно, мы можем понять, но не оправдать, мы потребители. А вот как это будет объективно сказываться на тех, кто покупает?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Нужно быть большим оптимистом, чтобы сказать, что в России не будет роста цен, или рост цен будет такой же, как в Европе или США, где 2-3% в год. Я думаю, что на ближайший год нас ожидает рост цен порядка 20% - собственно говоря, та скорость, с которой цены растут на протяжении последнего года. И причин здесь действительно много. Здесь и повышение зарплаты, и периодические повышения тарифов на электроэнергию, газ, на железнодорожный транспорт. Т.е. те решения, которые время от времени принимает правительство - это общая такая экономическая неуверенность. Это рост издержек российских компаний. И, собственно говоря, я думаю, надо быть готовым к этому темпу инфляции, и примерно такой темп инфляции - примерно 18%, закладывался в проект бюджета текущего года. На будущий год Минфин планирует более низкий темп инфляции 12%. Мне кажется, здесь есть определенный оптимизм, который на руку Минфину при составлении плана.
С. БУНТМАН - Оптимизм есть, и это отметили западные кредиторы, как отмечает газета "Хандейз Глад", которая назвала свою статью "Стабильность рубля удивляет даже россиян", что это все из расчета экономического роста некоторого составляется бюджет. И, может быть, и долги будут возвращены, и вообще все хорошо будет. Не бензиновые, а молочные реки потекут.
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я думаю, что здесь газета выдает желаемое за действительное. Действительно, многим западным кредиторам кажется, что экономическая ситуация в России резко улучшилась, что за 1 год произошло российское экономическое чудо, что теперь Россия в состоянии расплачиваться со всеми долгами, что ей не нужна никакая реструктуризация. Но нужно отдавать себе четкий отчет, что, сравнивая с 1997 годом, с 1996 годом - по многим показателям российская экономика еще уступает. Уровень доходов населения и самый главный критерий - уровень жизни населения, он существенно ниже, примерно на 15%, чем было в 1997 году. И очевидно, что высокий уровень цен на нефть, газ, цветные металлы, которое сегодня благоприятное для России, у нас сейчас много валюты в экономику поступает, избыточное количество валюты, и вроде бы как можно расплачиваться с долгами, но состояние федерального бюджета, хотя оно и улучшилось, все равно оно неустойчивое. Т.е. бюджет может больше платить по долгам только в том случае, если он будет сокращать свои расходы. В принципе, те люди, которые получают зарплату из бюджета, те предприятия, которые работают на бюджет, выполняют его заказы, видят, что существенного роста зарплат нет, существенного роста заказов нет, т.е. на самом деле состояние бюджета по-прежнему остается очень ограниченным по ресурсам, т.е. денег у федерального бюджета для больших платежей по долгам практически нет.
С. БУНТМАН - Отмечают и аналитики всевозможные, что когда перестанет базироваться экономический рост на высоких ценах на нефть, что это не единственный источник нашего процветания, что есть еще такой потенциальный источник нашего процветания как измененный налоговый кодекс. Что Вы можете сказать, вот, сейчас уже вторая часть налогового кодекса, единая ставка подоходного налога и прочее? Может ли это принести бюджетные поступления, и насколько это реально в будущем году?
С. АЛЕКСАШЕНКО - В целом, по самым общим цифрам, которые Минфин сообщил о проекте бюджета на будущий год, он представляется реалистичным, т.е. нет того сверхоптимизма, который был характерен несколько лет назад. Но вместе с тем и большого продвижения вперед нет, фактически констатируется та ситуация, которая есть на сегодня, фиксируются те достижения, которые есть у бюджета сейчас. Я не уверен в том, что те решения по принятию второй части налогового кодекса даст очень быструю отдачу и покажет свое стимулирующее воздействие на экономику в уже будущем году. Более того, мне кажется, что разговоры о таких революционных достижениях, реформаторских шагах, они несколько преувеличены. Да, у нас введена единая ставка подоходного налога 13%, да, у нас снижены отчисления в социальные фонды. Но в значительной мере это касается людей с доходами выше 500-1000 долларов в месяц. Да, конечно, для них снижение налогового бремени будет очень важно. Возможно, многие из них захотят показывать свои доходы. Но нужно четко отдавать себе отчет, что значительная часть работников российской экономики, она получает доходы меньше этих 500 долларов, т.е. налоговая нагрузка на промышленные предприятия, предприятия реального сектора, на малый бизнес практически по этой позиции не сокращается. Да, снижена ставка оборотных налогов с 4% до 1%, но мы знаем, что впереди еще обсуждение бюджета, там может выявиться недостаток доходов, и в принципе, мы сталкивались уже в недалеком прошлом, когда после решения о снижении налогов Госдума и правительство возвращались к повышению ставки. До сих пор нет ясности с ключевым налогом для многих предприятий - с налогом на прибыль. Были снижены оборотные налоги, и в ответ на это правительство сказало, что будет повышена ставка налога на прибыль, т.е. вот такие шаги. Да, хорошо, что у нас будет налоговый кодекс, да, возможно, это будет гарантировать некую стабильность налоговых правил, процедур, но вот для того, чтобы обеспечить уверенность бизнеса в том, что налоговые правила стабильны, что они благоприятны для бизнеса, потребуется еще несколько лет. Поэтому я бы не стал излагать такие оптимистические подходы, что в следующем году все будет хорошо, что у нас прекратиться серая экономика, что весь бизнес выйдет на поверхность. Я думаю, что это такие более долгосрочные ожидания.
С. БУНТМАН - Здесь одновременно идут интеграционные процессы с Белоруссией. Сейчас говорят о "белорубле", который может появиться через некоторое время. Что для этого нужно сделать? Как должен быть решен, по Вашему мнению, вопрос об эмиссионных центрах, где будут печатать, скажем так, нашу единую валюту? И какова реальность этих интеграционных процессов в ближайшем будущем?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я могу сказать, что переговоры об интеграции России и Белоруссии с различной интенсивностью ведутся на протяжении последних 5 лет. И время от времени нас радуют тем, что подписан какой-то очередной договор, что вот мы уже вступили в фазу выбора единого парламента, что уже вот-вот будет представлен закон о выборах единого парламента. Но мне кажется, что это больше носит какой-то политический оттенок, политическую риторику - вопрос об интеграции, т.к. на деле как у нас были 2 принципиально разные экономические системы у России и Белоруссии, так они и остаются, как жили российские предприятия при такой относительно свободной рыночной экономике, а белорусские при такой сильно централизованной, командного типа, так и остаются. Как существовала разница в налоговых, таможенных режимах, так она и существует. Как существовала разница в подходах к денежной политике, такой она и сохранилась. Мне кажется, нужно не забывать, что через год в Белоруссии будут президентские выборы, и вполне вероятно, что тема объединения с Россией станет одним из лозунгов одного из кандидатов в выборы белорусского президента. Что же касается эмиссионного центра, то мне кажется, позиции 2 сторон, России и Белоруссии, достаточно очевидны. Россия говорит о том, что идет объединение сильной экономики, которая, может быть, в 10 раз превосходит вторую, и, соответственно, единой валютой должен стать российский рубль, т.е. это примерно тот подход, который использовался в объединении восточной и западной Германии, когда валюта более мощной экономической державы стала более мощной валютой. Белоруссия предлагает использовать подход, который был при введении евро, когда вводится некая наднациональная денежная единица.
С. БУНТМАН - С постепенным переходом обеих валют.
С. АЛЕКСАШЕНКО - Да, с какой-то этапностью перехода. Сначала выравнивание курсов, фиксация курсов, а потом введение новой валюты. Но не надо забывать, что при создании евро там было как минимум 4 экономики, примерно равных по весу. Очевидно, что мы никак в эту ситуацию не вписываемся. Но это такой вот диспут, он продолжается. Решения поэтому вопросы нет, и продвижения тоже нет, т.к. пока все обещания белорусский властей об унификации экономического режима остаются только на словах и в лучшем случае на бумаге. Реальных шагов вперед пока не предпринимали.
С. БУНТМАН - Очень много есть вопросов на нашем пейджере. И сейчас Сергей Алексашенко будет отвечать на ваши вопросы, и которые приходят на пейджер, и по телефону мы будем принимать ваши вопросы. "Скажите, что будет с долларом? Какова его реальная цена? И прав ли Геращенко, говоря, что его реальная цена - 20 рублей?" - ну, он сказал, по-моему, что и при 20 рублях экспортеры смогут извлекать выгоду.
С. АЛЕКСАШЕНКО - Да, вы правы, потому что если бы Геращенко сказал, что доллар стоит 20 рублей, я бы первым встал в очередь и купил бы у него доллар за 20 рублей. Доллар стоит ровно столько, сколько он стоит, вот, на сегодня 27 рублей 69 копеек, и я думаю, что вопрос больше относится к тому, почему уже больше практически на протяжении года доллар находится в этой границе между 27 и 28 рублями. После финансового кризиса 1998 года рубль обесценился практически в 4 раза, с 6,30 в середине августа до 24-26 рублей в марте 1999 года. И вот это обесценивание было очень резким, и в принципе, существенно опередило темпы инфляции. И после этого выяснилось, что доллар по такой цене - 25-27 рублей - мало кому нужен в России. Спрос на импортные товары сократился более чем на 40%, сильно стала изменяться структура импорта - Россия стала импортировать более дешевые, низкокачественные товары, и объемы импорта практически не растут. И в то же время мировая конъюнктура цен на сырьевые товары, в первую очередь на нефть, привела к тому, что экспортная выручка российских компаний вырастет практически на 1/3. Если в прошлом году объем экспорта составлял около 75 миллиардов, то в этом году мы прогнозируем объем экспорта на уровне примерно 100 миллиардов долларов. И вот этот разрыв между поступлениями валюты в страну и спросом на нее, он сохраняется, что позволяет Центробанку, с одной стороны, наращивать свои валютные резервы, он купил уже больше 10 миллиардов долларов в этом году, а с другой стороны, не позволяет доллару дорожать, т.к. спрос все равно очень низкий, и идет рост реального курса рубля. Собственно говоря, этот процесс не новый, Россия сталкивалась с ним в 1995 году. И видимо, до тех пор, пока будут сохраняться такие цены на нефть, этот процесс может объективно продолжаться еще несколько месяцев, может быть, даже лет.
С. БУНТМАН - Про налоги: "Москва собирается ввести свой налог на прибыль 5%, увеличить налог с продаж до 5%, об этом сказал Шанцев на "Эхе Москвы", так что налоговое бремя не уменьшится" - и просят вас это прокомментировать.
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я именно на эту тему и говорил в первой части нашей встречи, что, к сожалению, российское правительство вслед за словами о радикальном снижении налогов, о необходимости новых подходов во взаимоотношении с налогоплательщиками очень быстро вернулось к старой практике: отмена одних налогов означает повышение ставок по другим. Собственно говоря, то же самое делают региональные власти. Поэтому я думаю, что реально о снижении налогового бремени, об облегчении положения производителей можно будет говорить только где-то через год, когда все столкнуться с новой ситуацией, когда реально выяснится, какие налоги мы должны платить.
С. БУНТМАН - Есть и телефонные вопросы. Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Известно, что если соседка наша хорошо печет пироги, то я посылаю жену, и она учится этому рецепту. Известно, что много стран живут гораздо благополучнее нас с прекрасной экономикой. Почему бы нам не принять план Маршалла, как было с ФРГ? И, соответственно, принять их правила игры, им следовать, учитывая, конечно, условия наши? Зачем нам идти другим путем, когда пироги уже хорошо испечены?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Хороший вопрос, но ответ очень короткий - нам никто плана Маршалла не предлагает, а что касается чужого опята, то мы сильны своим умом и, к сожалению, особенности экономической политики России последних 80 лет сводятся к тому, что мы вечно ищем эксперименты, и ищем особый русский путь, мы не хотим быть такими как весь остальной мир. Я полностью поддерживаю вопрос нашего слушателя, что к сожалению, правила игры хорошо известны, и опыт человечества свидетельствует о том, что к нему нужно как минимум прислушиваться.
С. БУНТМАН - "Правда ли, что в Белоруссии инфляция составляет 350%?" и второе: "Правда ли, что введение евро уронило марку на 20%? Не может ли такое случиться с рублем после объединения с Белоруссией?"
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я не очень хорошо помню цифры. Мне кажется, что в первом полугодии этого года инфляция в Белоруссии составила около 80% - это примерно где-то 250-270% в год. Что касается евро, марки - мне кажется, что вообще говоря ситуация более сложное. Да, с одной стороны объединение Германии потребовало больших финансовых усилий со стороны западной Германии, что должно было ослабить немецкую валюту, но с другой стороны, экономика получила пространство для роста, она получила восточные земли для освоения, куда были направлены большие капиталовложения. И я бы не стал связывать с чисто объединительными процессами снижение курса марки или снижения курса евро. Что касается российского и белорусского рубля - в любом случае пока что речь идет о введении единой валюты в 2008 году - слишком рано делать прогнозы.
С. БУНТМАН - Алло, добрый день!
СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Сейчас вновь воскресли обвинения Центробанка тех времен, когда там работал Алексашенко, в неправильном расходе валютного кредита МВФ. Я хотел бы комментарий, что за этим стоит: перевирание фактов, неправильная интерпретация фактов или что-то еще более серьезное?
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я бы сказал так: за этим стоит низкая квалификация журналистов, которые об этом пишут. Для своих друзей я обычно говорю - вы знаете, я могу очень быстро доказать, что на ваши деньги куплены наркотики. Вы получили зарплату, пошли на рынок, купили помидоров, заплатили рублями. Продавец помидоров пошел, на эти деньги купил наркотиков. Вот милиция арестовывает вас, потому что на ваши рубли, которые 5 минут назад были в вашем кошельке, были куплены наркотики. Собственно все обвинения, которые идут в адрес Центробанка, строятся по тому же принципу - что Центробанк направил деньги туда-то, заплатил за что-то, после чего деньги были направлены куда-то еще. Я могу сказать, что и я, и мои коллеги по работе давали многочисленные показания следователям из разных инстанций, практически всем, какие у нас имеют возможности спрашивать, задавать вопросы, и не одного серьезного обвинения в наш адрес так и не прозвучало. Мы все выступали как свидетели. Мне кажется, что это дело, по крайне мере, в наших правоохранительных структурах, уже заглохло.
С. БУНТМАН - Здесь очень много вопросов на эту тему: "Кто рассчитывает прожиточный минимум? Что такое 900 рублей? Проживите 1 месяц на 900 рублей!"
С. АЛЕКСАШЕНКО - Прожиточный минимум - это условная статистическая величина, рассчитывает Госкомстат. Есть специальная методика, где есть корзина товаров, которая действительно очень ограниченная, прожить на нее очень тяжело, но, тем не менее, наверное, с точки зрения физиологической возможно. Вопрос, сколько вы проживете - 30 лет или 5 лет - на таком пайке, он снимается. Соответственно, есть методика исчисления, то же самое, как с цены на эти товары контролируются ежемесячно, еженедельно Госкомстатом, подсчитывается некий набор. Почему я говорю, что это величина условная? Потому что к ней привязано социальное пособие, пенсия - просто нужно взять какую-то величину в качестве точки отсчета. У нас в качестве такой точки отсчета по очень многим показателям выступает минимальный размер оплаты труда, который равен на сегодня 132 рублям, до этого он был 83,5 рубля. Скажите, вот всерьез, кроме компаний, которые очень откровенно уходят от налогов, кто-нибудь получает 132 рубля? Наверное, нет. То же самое с прожиточным минимумом. Получается, что у нас минимальный размер оплаты труда в 6-7 раз меньше, чем прожиточный минимум.
С. БУНТМАН - И последний вопрос, про американцев: "Смогут ли американцы существенно сбить цены на нефть?"
С. АЛЕКСАШЕНКО - Я думаю, что если постараются, то скорее да.
С. БУНТМАН - Спасибо Вам! Теперь у нас каждый день с 12 до 13 примерно будут экономические темы и возможность вам задать свои вопросы нашим гостям. Спасибо Вам большое!
С. АЛЕКСАШЕНКО - Спасибо, до свидания!
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был руководитель аналитической группы "Центр развития" Сергей Алексашенко.




14.08.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/11290.phtml


Док. 462324
Перв. публик.: 14.08.00
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 359

  • Алексашенко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``