В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Возможность введения 100% обязательной продажи экспортной валютной выручки и предложение ЦБ о понижении ставки рефинансирования Назад
`Эхо Москвы`: Возможность введения 100% обязательной продажи экспортной валютной выручки и предложение ЦБ о понижении ставки рефинансирования
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Сергей Алексашенко

В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы Сергей Алексашенко, руководитель центра Развитие, бывший заместитель председателя Центрального банка.
Эфир ведет Александр Климов

А.КЛИМОВ: С Новым Годом, с наступившим Рождеством.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Спасибо, Вас также.
А.КЛИМОВ: И с возможным введением порядка, при котором 100 процентов валютной выручки все экспортеры будут продавать. Во всяком случае, такую идею вынашивает сейчас Центральный банк,
уже рассказал обо всем Владимиру Путину, и Путин это дело уже успел поддержать. Мы тут все такие искушенные экономисты, поэтому давайте просто: что это такое стопроцентная продажа валюты?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Хорошо, я сейчас постараюсь объяснить. Но, наверное, начнем с того, что мы извинимся перед нашими слушателями, что в выходной, праздничный день мы такой ерундой будем заниматься.
А.КЛИМОВ: А вот мы должны показать, что это не ерунда.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Да, к сожалению, у нас жизнь сейчас будет складываться таким образом, что у нас, действительно, идет смена власти, смена президента, и Владимиру Путину нужно сейчас себя показывать в других качествах, в тех, в которых мы его раньше не знали. И не случайно одним из первых его заявлений по экономике, одно из первых заявлений, сделанное его помощниками, советниками, вице-премьером Христенко, председателем Центрального банка, вызывает такой интерес. О чем идет речь? В Российской Федерации есть закон, согласно которому все экспортеры, которые получают выручку в иностранной валюте от продажи своих товаров на экспорт, обязаны продавать часть этой выручки на внутреннем валютном рынке, на биржевых торгах Московской межбанковской валютной биржи. В 1992 году этот порядок был введен. Долгие годы с 1992 по 1998 эта норма оставляла 50%. 50% экспортер обязан был продать, 50% он мог оставить у себя на своем официальном легальном счете и пользоваться этими деньгами по своему усмотрению. В конце 1998 года, после того, как сменилось руководство Центрального банка, пришло новое правительство, правительство Примакова, было внесено новое изменение в законодательство, и эта норма была установлена на уровне 75%. То есть теперь экспортер обязан был продать уже 75%. Сейчас Центральный банк предлагает ввести уже стопроцентную продажу экспортной выручки, и это уже мера, которая вызывает достаточно большие вопросы. Основной аргумент, который выдвигают сторонники этого шага, звучит следующим образом: международные финансовые организации отказались нам помогать, правительству предстоит платить большие суммы по внешнему долгу в текущем году, у государства нет валюты, соответственно, нужно что-то изменить, нужно усилить государственное регулирование очень хороший термин: очень емкий, очень непонятный Эти тезисы мы предлагаем ввести стопроцентную продажу выручки И тут же вице-премьер Христенко озвучивает, что это приведет к тому, что в страну будет поступать полтора миллиарда долларов в месяц сверх чего-то, сверх того, что имеется сегодня.
А.КЛИМОВ: Но он тут же делает несколько оговорок насчет контроля за экспортом, контроля за исходом валюты
С.АЛЕКСАШЕНКО: Начнем с того, что экспорт в Российской Федерации в год составляет примерно 72-75 млрд. долларов - где-то 6 млрд. долларов в месяц. И все эти 6 млрд. официально приходят в страну. Сколько у нас нерегистрированного экспорта, никто не знает, речь идет только об официальном экспорте. Сегодня экспортер обязан продать 75%, то есть 4,5 млрд. долларов. Еще полтора миллиарда долларов у них остаются на счетах, в России, в российских банках на официальных счетах. То есть деньги в России существуют, их никто не прячет. Речь не идет о том, что кто-то держит деньги в оффшорных компаниях. Этих денег никто не видит. И теперь они говорят: нет, вы не можете держать валютные счета, вы обязаны эту валюту продать. Экспортеры уже начали заявлять, хотя и праздники, кто-то из них, видимо, работает: Как же так, у нас инвестиционные программы, мы должны закупать оборудование, нам для этого нужны доллары, марки, евро, фунты Ответ: Вы сначала продайте, а потом купите. То есть просто имитация некоей бурной деятельности. Второй сюжет, о котором Вы сказали, действительно, более серьезен. Складывается очень парадоксальная ситуация. Ценовая конъюнктура для Российской Федерации в прошедшем году и в наступившем году очень благоприятна. Очень высокие цены на товары российского экспорта: на сырье, на нефть, на газ, на металлы, на древесину, на химикаты. И страна получает гораздо больше денег, чем раньше. И по разнице экспорта и импорта по товарам и услугам образуется большое положительное сальдо порядка 25-30 млрд. долларов: около 30 млрд. долларов по торговле в 1999 году и, может быть, даже до 35 млрд. долларов в 2000 году, если не будет резкого паления цен. И вместе с тем резервы Центрального банка не растут. Если резервы Центрального банка не растут, то это означает, что, за вычетом платежей по процентам, еще каких-то платежей - примерно 10 млрд. долларов в год, - вся остальная сумма уходит на то, что российская экономика кредитует весь остальной мир. То есть российские предприятия не считают нужным и возможным вкладывать деньги в российскую экономику, они не верят тому экономическому режиму, тому законодательству, которое сегодня существует. И это составляет головную боль. Потому что в большинстве стран, по крайней мере, в тех странах, которые продемонстрировали успешное развитие рыночной экономики на демократических принципах, вообще не существует обязательной продажи. В стране все расчеты ведутся в национальной валюте. Да, ты экспортер, ты получил иностранную валюту, но чтобы рассчитываться со страной, ты эту валюту продаешь. Тебе нужно осуществлять выплату заработной платы, закупать у кого-то оборудование, комплектующие, сырье, материалы за все ты расплачиваешься национальной валютой.
А.КЛИМОВ: Но сколько продавать решаешь ты сам.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Сколько продавать решаешь ты сам. При этом разрешается иметь валютные счета. Надо сказать, что система, которая была в Советском Союзе, была другой. Собственно говоря, сто процентов валютной выручки нужно было передать в распоряжение государству. У нас эта система уже существовала, она существовала фактически до 1991 года, пока существовал Советский Союз. И государство решало, кому и сколько рублей оно за этот доллар отдаст. Кому-то давало 60 копеек за доллар, кому-то 78, кому-то 26.
А.КЛИМОВ: При этом в Известиях регулярно публиковался официальный курс доллара, а на улице доллар совершенно по другим ценам продавался.
С.АЛЕКСАШЕНКО: А на улице доллар продавался совершенно по другим ценам, точно так же, как и предприятия-импортеры получали совершенно различные курсы, по которым они могли купить доллар, хотя все были государственные внешнеторговые объединения. Ты покупаешь доллар по рубль двадцать, ты по рубль пятьдесят, ты по рубль восемьдесят, ты по десять рублей И вот эта система такая фактически распределения валюты. Обидно то, что фактически новый президент России начинает с того, что заявляет: Да, я за то, чтобы ввести систему, которая будет сильным шагом в сторону советской системы. Сначала мы введем стопроцентную продажу валюты, потом мы скажем, что не все могут ее покупать, а только отдельные, все звери равны, но некоторые равнее, вот те, кто равнее те будут покупать
А.КЛИМОВ: То есть это уже просчитывается?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Логика понятна. Вот какие позитивные моменты будут совершенно неочевидно. То есть я, по крайней мере, не вижу, что может быть позитивного, что может улучшиться. Валюта как была в стране, так и будет. Ну, заставят продать экспортеров. Они ее продадут и тут же купят, потому что она им нужна для оплаты контрактов. Не они купят так другие предприятия. Все равно эта валюта просто перераспределится между другими предприятиями и банками в стране. Когда у нас сальдо, разница между экспортом и импортом, составляет 25-30 млрд., а Центральный банк в состоянии купить только 5 млрд. в течение года, нам не нужно увеличивать это сальдо. То есть мы можем заставлять продавать экспортеров не 75%, а 100% выручки, при высоком уровне цен Центральный банк будет покупать не 5 млрд., а 6 млрд. Вопрос: а что делать, когда цены на нефть упадут? Вот мы сейчас вводим эту норму, представим себе, что в 2000 году цены на нефть начинают падать, а в 2001 году они совсем низкие, как были в 1998 году. И что? Мы введем двухсотпроцентную продажу валютной выручки? Когда цены растут, мы говорим: У нас в стране плохо, у нас не хватает валюты. Кому не хватает, почему не хватает не объясняется. Просто: В стране не хватает валюты. Вот, и МВФ нам отказался давать деньги Да не он отказался просто мы не выполнили те обязательства, которые давали. И правительство пальцем о палец не ударило в конце декабря для того, чтобы хоть что-то сделать и получить эти деньги. А реально было получить деньги. Другой вопрос: нужно не нужно, это вопрос политики. Но если правительство и Центральный банк утверждают, что нам нужны эти деньги для того, чтобы расплачиваться по долгам, значит, надо было шевелиться.
А.КЛИМОВ: Так что же, замкнутый круг получается? Нам не дают деньги западные инвесторы и Международный валютный фонд, мы пытаемся восполнить тот пробел за счет стопроцентной продажи валюты, это создает неблагоприятный инвестиционный климат в стране, и Международный валютный фонд делает кислую мину и говорит: Ребята, мы вам, наверное, не дадим. Нам не понравилось
С.АЛЕКСАШЕНКО: Абсолютно правильно. К сожалению, создается именно такой порочный круг.
А.КЛИМОВ: Плюс еще возможность, если параллельно советским временам, опять черного курса доллара на рынке.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Со временем да. Сейчас этого нет. В том законопроекте, который подготовлен в Центральном банке, этого не написано. Но вот сама эта мера создает очень хорошую основу для того, чтобы двигаться дальше. Точно так же, как год назад были введены два курса. Помните, были утренняя сессия и дневная? Это же был шаг к тому, чтобы попытаться продавать по разным курсам валюту: кому-то чуть подешевле, кому-то чуть подороже. Вот, отменили. Давайте с другой стороны зайдем. Давайте зайдем с того, что сначала всю валюту нужно будет продавать, а потом мы скажем: Всю валюту продавать только Центральному банку. А потом скажем, что Центральный банк будет продавать валюту только тому, кому скажем Минэкономики, и только по тому курсу, по которому скажет Минфин. Замечательно! Система а-ля Советский Союз.
А.КЛИМОВ: Из всего того, что Вы сказали, на Ваш взгляд, эта мера, которая планируется правительством, какая?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Она, очевидно, не дает никаких преимуществ, она свидетельствует о слабости экономической политики и потенциально чревата большими опасностями для российской экономики, для российского населения.
А.КЛИМОВ: Интерес правительства понятен. Неинтерес, абсолютная незаинтересованность экспортеров тоже очевидна.
С.АЛЕКСАШЕНКО: На самом деле, интерес правительства тоже неочевиден. То есть, что от этого получает правительство.
А.КЛИМОВ: Оно хочет залатать дыры, которые возникли
С.АЛЕКСАШЕНКО: Как?
А.КЛИМОВ: Вот так.
С.АЛЕКСАШЕНКО: У нас как разруха в головах, а дыра в бюджете. Если в бюджете нет денег, то от того, что экспортеры будут продавать 75-80-90-100% валютной выручки, ничего не изменится. Они с этой выручки все равно
А.КЛИМОВ: Тем не менее, видимо, правительство таким образом хочет Мы говорим о намерениях. Я не знаю, что там на самом деле, но обозначено именно так. Ну, паны дерутся, а нам-то что? У нас-то все интересы, когда все эти пертурбации происходят, это то, что на ценнике в магазине написано, и каков курс доллара в обменных пунктах. С этой точки зрения, что для нас изменится?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Проще всего сказать, что пока не примут закон, ничего не изменится. Но, наверно, это не совсем верно. Экономика это организм, который во многом построен на ожиданиях и слухах. И есть специальные теории экономических ожиданий. После того, как исполняющий обязанности президента и председатель правительства поддержал этот законопроект, очевидно, что он пойдет дальше. И уже заявлена негативная реакция экспортеров, что мы не хотим, мы не согласны Возникает некое нервозное настроение на валютном рынке, оно всегда приводит к одному: все всегда стремятся закупить валюту впрок, на всякий случай. А мало ли, что еще будет. На самом деле, год с небольшим назад тот же самый господин Геращенко говорил, что он за то, чтобы ограничить хождение доллара в стране. А вдруг ему еще и это захочется сделать? Ну, давайте мы пойдем чуть дальше: сначала сто процентов продать, а потом ограничить хождение, чтобы тогда вообще вся валюта была у Центрального банка. Это будет подогревать нехорошие ожидания. Все будут стремиться купить валюту, потратить рубли и то, что мы можем увидеть, будет называться рост курса доллара совершенно неожиданный, ни с того ни с сего: все было спокойно и раз 23 копейки в день, 25 копеек в день, 40 копеек в день Туда-сюда и пошло-поехало Потом, в конечном итоге, выяснится, что Может быть, на какой-то стадии правительство одумается, может быть, законопроект внесут в Думу. Его там ожидает такая длинная судьба, его поставят в очередь, не спеша будут рассматривать, лоббисты будут заинтересованы в том, чтобы отложить его рассмотрение подальше. Потом выяснится, что президентские выборы на носу: Может быть, попозже мы его рассмотрим и так далее Конечно, через какое-то время все про этот законопроект забудут до тех пор, пока он не будет принят. А если он будет принят, то дальше все будет зависеть от фантазии наших чиновников в правительстве, в Центральном банке а что они хотят с этого получить? И что? Ввели в продажу, ничего не изменяется, кроме того, что все продолжают новыми словами ругать нашу власть, которая вводит меры, совершенно непонятные, совершенно неизвестно, для чего Ну и хорошо. Ужесточение валютного контроля пожалуйста, ужесточайте.
А.КЛИМОВ: Кстати, никто не говорит, как. И экспортного контроля. Я еще не слышал ни одного, кто
С.АЛЕКСАШЕНКО: Как? И что вообще за этим скрывается?
А.КЛИМОВ: Если раньше невозможно было контролировать экспорт, значит, сначала, наверное, надо контролировать экспорт
С.АЛЕКСАШЕНКО: Сначала научиться контролировать, а потом вводить какие-то новые ограничения.
А.КЛИМОВ: Если все так плохо, не говорит ли это о слабости экономической команды Путина?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Конечно, говорит.
А.КЛИМОВ: Она не изменилась?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Я сейчас не хочу говорить много об этой команде. Она продемонстрировала свою дееспособность или недееспособность за последний год достаточно наглядно. То есть, ничего не сделано. Ну, вроде жизнь так Цены на мировом рынке выросли на нефть - у нас в стране стало жить лучше. Замечательно, хорошая экономика. А если цены упадут? Глядишь, их уже к тому времени снимут, и не им отвечать, отвечать будут другие. Мне кажется, что здесь есть два сюжета. Первый - это качество команды Путина и те цели, которые они перед собой ставят, и второй почему Путин поддержал это заявление. Собственно говоря, совершенно неординарный шаг со стороны исполняющего обязанности президента - взять в новогодний праздник сказать: Я поддерживаю эти меры. Откровенно сказать, прямо. Да, конечно, там надо что-то подсчитать, взвесить еще раз, но, вообще говоря, я за.. Решительное заявление. Что касается команды мне кажется, действительно, существует дефицит идей, дефицит понимания того, что нужно делать. То есть, если люди по-разному думают о том, куда мы движемся, если для кого-то идеалом является советская система с централизованным распределением на рынке, для кого-то идеалом является сохранение нынешнего порядка всеобщей анархии на среднем уровне, для кого-то идеалом является усиление государственного контроля, для кого-то - укрепление монополистов и олигархов или, наоборот, их ослабление. То есть у каждого есть свои интересы, каждый на своем месте занимается своим делом. А общей цели не у правительства, у экономического блока, включая Центральный банк и все остальные органы вне правительства, - общей цели нет. И вот эту цель должен ставить премьер-министр. У нас премьер-министр долгие месяцы занимался весьма специфическими делами под названием военная операция.
А.КЛИМОВ: Его, кстати, упрекали в том, что он слишком много занимается и надо бы, пора уже высказаться по поводу экономики. Он где-то подслушал, и не прошло и 24 часов
С.АЛЕКСАШЕНКО: Получилось так, что он занимался и, надо отдать должное, занимался долго, решительно и с какой-то степенью успеха то есть то, чем ни один предыдущий премьер похвастаться пока не мог. Тут выяснилось, что, оказывается, действительно, надо заниматься экономикой. И подвернулся случай. Ну, кто-то что-то сказал, Геращенко что-то сказал, Христенко сказал: Да, ничего, нормально, поддерживаем. И Путин решительно говорит: Поддерживаем. Тема очень сложная... Я попытался ее в течение десяти минут рассказать радиослушателям. Я не знаю, насколько это понятно, сколько минут ушло у Христенко или у Геращенко на доклад Путину по этому вопросу, непонятно. У меня такое ощущение, что его просто подставили. Сказали: Нормально, все хорошо. МВФ денег не дает? Не дает.
А.КЛИМОВ: Сами соберем.
С.АЛЕКСАШЕНКО: Значит, нужно собрать самим. А как собрать? У кого? У экспортеров? А как? А пусть продают Такая одноходовка
А.КЛИМОВ: Его обманывают?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Я не думаю, что идет осознанный обман. Просто люди рассказывают Я все время вспоминаю гениальную фразу из Двенадцати стульев: Остап знал, что ход Е2-Е4 не грозит ему никакими осложнениями. Но дальнейшее виделось ему в тумане. Вот это примерно то же самое. Сам по себе первый шаг Ну, да, будут неприятности, кто-то будет возмущаться, но вообще говоря, ничего плохого не произойдет. Пусть продают. Нужно купят. Мы же не запрещаем продавать, правда? То есть, на самом деле, кроме лишних неприятностей экспортерам, ничего не происходит.
А.КЛИМОВ: Путину, как исполняющему обязанности президента, нужен премьер? Ведь он пока совмещает
С.АЛЕКСАШЕНКО: Юридически он не имеет права назначить премьера. Ему, безусловно, нужен премьер или, как минимум, очень сильный заместитель в правительстве.
А.КЛИМОВ: По-моему, исполняющий обязанности премьера может у него быть.
С.АЛЕКСАШЕНКО: По Конституции, по закону, насколько я понимаю, у нас председатель правительства исполняет обязанности президента.
А.КЛИМОВ: То есть вариант, как тогда, с Гайдаром, не пройдет?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Он может назначить нового первого вице-премьера, который де факто будет являться премьер-министром.
А.КЛИМОВ: Кого бы Вы ему посоветовали?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Я не могу давать такие советы, тем более, публично. Это неэтично. Неэтично на всю страну говорить: Я считаю, что это так.. Путин является руководителем исполнительной власти. Ему решать, он решает для себя, кому он доверяет. Это должен быть человек, которому он доверяет, это должен быть человек, которому он верит, что у него та же система ценностей, что и у него, который его не подставит в сложную минуту, у которого хватает энергии на то, чтобы делать что-то, у которого хватает идей для того, чтобы реализовывать намеченные планы.
А.КЛИМОВ: Хватит ли понимания у депутатов новой Госдумы, которым придется утверждать соответствующий закон, который наверняка правительство будет направлять в палату, на то, чтобы принять или не принять? Осознание этой ситуации, о которой мы сейчас говорили Или протащат?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Я думаю, что хватит. Я думаю, что хватит, потому что у меня ощущение, что слишком многие заинтересованы в непрохождении этого закона, и возможности воздействия на депутатов гораздо более сильны. Тем более, что год назад коммунисты поддерживали правительство Примакова и голосовали за принятие закона и изменение с 50% до 75%. Сейчас большое центристское образование в Думе Собственно говоря, это и будет проверка на его действительную лояльность Путину. Если Путин выйдет и скажет: Я хочу, чтобы этот закон был принят, тогда и посмотрим, как Дума его поддерживает.
А.КЛИМОВ: То есть это может обернуться простым чинопочитанием?
С.АЛЕКСАШЕНКО: Может обернуться простым чинопочитанием, а может обернуться тем, что именно в этот день 2/3 депутатов Думы не придут на голосование
А.КЛИМОВ: Как третье чтение бюджета
С.АЛЕКСАШЕНКО: Конечно.
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы был Сергей Алексашенко, руководитель центра Развитие, бывший заместитель председателя Центрального банка.



07.01.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/10850.phtml


Док. 462328
Перв. публик.: 07.01.00
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 377

  • Алексашенко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``