В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Алексашенко. 29.06.1999 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Алексашенко. 29.06.1999
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Плющев, Нателла Болтянская
Гости :     Сергей Алексашенко


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель центра "Развитие", бывший зампредседателя ЦБ РФ Сергей Алексашенко.
Эфир ведут Александр Плющев и Нателла Болтянская.
НБ Мы хотели бы начать с отмены утренней спецсессии на ММВБ и с последствий этой отмены, в частности, для курса доллара.
СА Если можно, я начну не с отмены спецсессии, потому что, как и предсказывало большинство специалистов, она ни к чему не привела. То есть с курсом вообще ничего не произошло. Надо начать с того, зачем вводилась эта спецсессия. Если вспомнить, она вводилась в конце сентября 1998 года, и смысл ее был том, что ЦБ взял на себя право решать, кому покупать валюту под одному курсу, а кому по другому. То есть смысл двух сессий в том, что там формируется разный спрос и предложение, и соответственно, разный уровень курса доллара.
НБ То есть для своих как бы?
СА Там не было речи о том, что "для своих", "для чужих", но в принципе был создан такой механизм, который позволял. На вторую сессию там выкинули очень немного: банки, которые покупали на свои нужды, для финансовых операций, для вывоза капитала, то есть те операции, которые легально осуществляются в маленьком объеме. Но тем не менее была создана предпосылка восстановления "советско-белорусского механизма". Такой механизм существовал в Советском Союзе, когда предприятия покупали валюту по разнарядке: по разным курсам, дифференцированные коэффициенты. Сейчас такой механизм существует в Белоруссии. Я так понимаю, что это и было одной из тех частей экономической стратегии Правительства, ЦБ, когда они пришли осенью 98-го года, постепенно двигаться в эту сторону. То есть вводить режим дифференцированного доступа к иностранной валюте: одним по одному курсу, другим по другому курсу, третьим по третьему. Но жизнь пошла немножко другим путем, от этих планов, видимо, на какой-то стадии отказались. В результате чего выяснилось, что разница между курсами на первой и второй сессии настолько мала, что само поддержание этого административного механизма обошлось дороже. Тем не менее, очень долгое время ЦБ не решался на отмену, видимо, просто не желая ломать созданный механизм (раз он есть, пусть существует, вдруг когда-нибудь пригодится). Только под давлением МВФ, который опасался, что это и есть механизм, через который Россия очень быстро может отойти от конвертируемости рубля, ЦБ принял окончательное решение уйти от этой спецсессии.
АП С чем Вы можете связать то, что сегодня был фактически рекордный объем торгов за последнее время, почти 200 млн. долларов, и было заключено громадное количество сделок, около 2 тысяч? При этом курс не изменился фактически.
СА Можно разделить две вещи. Почему такой большой объем сделок? Я думаю, что очень многие игроки на финансовом рынке уже устали от некой стабильности курса доллара, от того, что если он имеет тенденцию, то к понижению, рубль укрепляется, и надеялись, разогревали слухи о том, что на этой сессии что-то произойдет. И готовили свой спрос, готовили если не атаку, то желание немножко раскачать курс рубля. Собственно говоря, видно по графику торгов, что торги начались действительно с очень широкого диапазона, курс достигал 24 руб. 34 коп., то есть на 0,5% там разница была, выше. В конечном итоге курс стабилизировался. Я думаю, что не обошлось без участия ЦБ, потому что выстроить такую прямую линию торгов может только ЦБ. Видимо, это было его желание сгладить однодневное колебание конъюнктуры. Я полностью согласен с той точкой зрения, что никаких оснований для резких колебаний курса рубля не существует.
НБ И все-таки Вы сказали такую фразу, что некоторые устали от стабильности доллара.
СА Да.
НБ Я понимаю, что желания, устремления потребителей и некие направления деятельности финансистов расходятся в своих обоснованиях, но все-таки может ли это означать, что курс доллара перестанет быть стабильным, что он начнет резко подниматься, то есть рубль будет резко падать?
СА Практика показала в прошлом году, что в нашем обществе есть группы, и предприятия, и люди, которые заинтересованы в девальвации рубля. Есть группы, которые не заинтересованы в этом. Чье давление окажется сильнее, на политическом уровне или на рынке, те и выиграют. Я думаю, что нужно повторить, (я очень часто на эту тему говорю), что то, что происходит сейчас на валютном рынке это некий сезонный фактор, когда сезонное предложение валюты больше, чем спрос на нее. У нас каждый год, начиная с 92-го, это происходит во втором квартале, до июля включительно. Потом, где-то в конце августа, в начале сентября, ситуация начинает разворачиваться в обратную сторону. ЦБ достаточно интенсивно покупал валюту: по моим оценкам, за второй квартал он купил примерно 2,5 млрд. долларов, но все эти доллары использованы на обслуживание внешнего долга. Это означает, что рубли в экономику вышли, а валюты у ЦБ больше не стало. То есть прочность рубля стала чуть-чуть меньше. Это, собственно говоря, и есть тот навес, который позволяет рынку играть против рубля, на укрепление доллара.
АП Вы сказали, что сейчас нет предпосылок к колебаниям курса рубля. А как же быть с 50 млрд. рублей (или больше, разные экономисты называют разные цифры), которые зарезервированы банками на бирже?
СА Это не зарезервировано, это так называемый денежный навес, деньги, которым банки не могут найти применения и держат на депозитах в ЦБ или просто на корреспондентских счетах. У банков есть очень жесткое регулирование со стороны ЦБ. Казалось бы, чего проще возьми рубли, купи валюту. Банк тут же попадает в такое понятие, как "открытая валютная позиция", когда ты привлекаешь рубли и покупаешь валюту, или наоборот привлекаешь валюту, покупаешь рубли. Это отношение, несбалансированность активов и пассивов, регулируется ЦБ в зависимости от собственных средств банка, сколько у него капитала. После кризиса капиталы наших банков резко уменьшились, поэтому те объемы валюты, которые банки реально могут купить, не нарушая норматива, очень ограничены. Очень сильно сейчас поставлены под контроль операции импортеров. Требуется или очень быстро совершить операцию, в течение 7 дней, или получить гарантию банка, что этот импортер платежеспособен, или внести депозит в размере 100% покупки валюты. То есть это административное регулирование рынка сейчас сдерживает, не дает свободы в покупке валюты.
АП Сейчас отменено одно положение, которые было введено после кризиса пришедшей новой командой ЦБ, вероятно, не без воздействия Правительства Евгения Примакова, для стабилизации курса. Когда можно ожидать отмены других административных мер? Можно ли их вообще ожидать? Я имею в виду обязательное резервирование, его размеры и т.д., то, о чем только что Вы сказали.
СА Я думаю, что никаких послаблений от ЦБ ожидать не следует. Это те инструменты, которые сегодня существуют у ЦБ, полуадминистративные, он ими пользуется. Это те инструменты, которые сегодня ЦБ считает нужным, правильным использовать. Давления в пользу их отмены нет ни с какой стороны.
АП С другой стороны, их ведь до кризиса 17 августа не было, как раз когда Вы работали в ЦБ. Что же мешало тогда ввести такое администрирование?
СА Нельзя сказать, что не было. Обязательные резервы были.
АП Норма была другой.
СА Все же завязано на ту денежную политику, которую проводит ЦБ. Если ЦБ не выпускает новых рублей, не обеспеченных ничем, то в экономике существует некое равновесие между рублями и долларами, на основе чего формируется курс. Если вы одной рукой добавляете рубли, а долларов у вас больше не становится, это равновесие нарушается. Для того, чтобы удерживать курс, вы вводите ограничения, говорите: "Мы вводим рубли. Эти можно, эти нельзя, столько можно купить, столько нельзя". Чем больше это неравновесие между рублями и долларами, тем больше будет объем административных ограничений. Такая у нас политика сегодня.
НБ Я позволю себе продолжать задавать вопросы по политике ЦБ. Сегодня стало известно, что Совет директоров ЦБ на внеочередном заседании принял решение об отзыве лицензий у четырех банков. Как Вы прокомментируете эти действия? Я могу назвать эти банки.
СА Назовите для радиослушателей.
НБ Это "ОНЭКСИМбанк", "Мосбизнесбанк", "Промстройбанк" и "Межкомбанк".
СА Очевидно, что этот шаг предпринят ЦБ, как выполнение тех обязательств, которые были взяты перед МВФ в рамках этой программы. Для меня это решение более чем спорно. Потому что из этих названных четырех банков как минимум три находятся в стадии добровольной реструктуризации. "ОНЭКСИМбанк", "Межкомбанк" сами проводят переговоры с кредиторами, они продвигаются достаточно успешно. Есть основания рассчитывать, что в течение месяца-двух, до конца лета, эти банки завершат переговоры и урегулируют свои долги с кредиторами, после чего они могут нормально работать. Начинать с нуля, у них нет никакого капитала, но тем не менее у них не будет убытков, они будут свободны от обязательств. Было заявлено, что "Мосбизнесбанк" осуществляет слияние с банком Москвы, что банк Москвы его поглощает. Никакого опровержения, отказа. Да, процесс не очень быстрый, процесс медленный. Но тем не менее, вроде как есть банк, который взял за него ответственность. "Промстройбанк" это другая ситуация. Этот банк имеет достаточно большие убытки, у него мало активов, у него нет нерезидентов, с которыми можно вести переговоры об урегулировании долгов. Кредиторы очень мелкие, распылены, акционеры не собраны. В принципе, я думаю, что для этого банка это не самый плохой вариант окончания его жизни. Хотя, конечно, жалко, что у него есть история, есть филиалы.
НБ Мы говорили об отзыве лицензии у четырех банков Советом директоров ЦБ России, обсудили ситуацию в "ОНЭКСИМбанке", "Промстройбанке", "Мосбизнесбанке". Остался "Межкомбанк".
СА "Межкомбанк" напоминает "ОНЭКСИМ". Он проводит переговоры примерно по той же схеме, с нерезидентами. Банк, у которого есть активы, достаточно долгосрочные, работающие. Они приносят доход, их нельзя ликвидировать быстро, нельзя быстро получить ликвидности. Убытки тоже возникли на форвардных операциях, на срочных операциях. Я так понимаю, что отзываешь лицензию значит, что-то произошло, что-то обнаружено. Эти банки сейчас находятся в состоянии гораздо лучшем, чем это было полгода назад, 8 месяцев назад.
НБ Так может, зря?
СА Я не вижу логики в таких действиях, кроме того, что когда обещали, то думали, что выполнять не будут. Когда перед МВФ подписывали соглашение (или парафировали соглашение, оно было еще не подписано), то думали, что наобещаем и все равно достигать соглашения с МВФ не будем, поэтому можно обещать все, что угодно. А теперь неожиданно выяснилось, что надо выполнять обязательства. Сотрудники МВФ проявили здесь завидную принципиальность, что, мне кажется, не совсем адекватно, понимая, что происходит в российской банковской системе. Для них это некий формальный критерий выполнения обязательств: обещали выполняйте, если нет, то скажите, что. Сказать, что мы не можем, тогда выполняйте то, что обещали.
АП Что касается обязательств многих банков, которые еще существует, у которых лицензия еще не отозвана перед частными вкладчиками. Сейчас уже у многих подходит программы реструктуризации задолженности перед вкладчиками, которые были разработаны в спешном порядке после 17 августа. Как Вы думаете, какие из банков смогут выполнить перед вкладчиками эти обязательства? Стоит ли надеяться людям или плюнуть на все и идти в суд?
СА Надежда умирает последней, поэтому надеяться надо всегда. Я думаю, что кто-то из банков сможет, кто-то нет. Идти в суд, пока не выяснилось выполнение банком обязательств, бессмысленно, вам нечего туда предъявить. Вы подписали программу реструктуризации, вы с ней согласились, значит, вам нужно дождаться того, когда он не заплатит по своим обязательствам.
НБ Я думаю, что мы сейчас должны перейти к теме, которая весьма актуальна. Это тема переговоров с МВФ. Михаил Задорнов считает, что успешно идет процесс переговоров. Как Вы оцениваете то, что происходит?
СА Мне тоже кажется, что, судя по всему, процесс достижения согласия идет достаточно быстро, что российскому Правительству впервые за многие месяцы (может быть, даже годы) есть, что предъявить с точки зрения улучшения положения дел с доходами федерального бюджета. Пусть еще не совсем то, что бы хотелось, но тем не менее некая динамика во втором квартале этого года прослеживается. Доходы июня обещают быть еще более высокими, чем ожидалось. Они удивили даже специалистов МВФ. Россия выполняет (как мы видим на примере решения об отзыве лицензии, об отмене спецсессии) те обязательства, которые она взяла. Насколько я понимаю, миссия приехала в Москву для того, чтобы согласовать самые последние детали. Уже известно, что не прошел налог на бензоколонки. Значит, задача российского Минфина, российского Правительства сказать: "да, он не прошел, но мы сделали то-то и то-то, мы здесь собрали больше, мы здесь соберем больше, здесь ставка НДС не меняется (потому что все ожидали, что она будет уменьшена с 1 июля), поэтому доходов будет больше". После чего, я думаю, что будет включен зеленый свет соглашению, и в 20-х числах июля мы реально сможем получить первый транш.
НБ Помимо автозаправочных станций известно, что представители миссии собираются знакомиться с ходом выполнения российской стороной согласованного с МВФ совместного заявления Правительства и ЦБ об экономической политике на текущий год. Что Вы знаете о выполнении этого соглашения?
СА Любая программа с МВФ, любое заявление содержит конкретные даты и конкретные обязательства: к такому-то числу делается то-то. К 30 июня отменяются две сессии. К 30 июня (правда, к 30 маю это было) отзываются 6 лицензий из 18 крупнейших банков. Мы это сделали к 30 июня, тем не менее. Доходы достигают того-то.
НБ Так что, плановые чистки, как в 37-м году, извините?
СА МВФ организация бюрократическая. Там программа составляется таким образом, что кредитный транш вы можете получать каждый квартал. Для того, чтобы понять, выполняете вы или не выполняете программу, есть количественные показатели (по доходам бюджета, по денежной программе, по уровню валютных резервов) и некие качественные действия (Правительство само берет на себя обязательства, что сделает это и это; ЦБ сделает то-то и то-то). После чего приходит дата, приезжает миссия, которая оценивает: это сделали, это выполнили, этого достигли. Все, вы свои обязательства выполнили, наше обязательство было дать вам в этом случае денег. Мы едем на Совет директоров вместе с сотрудниками миссии МВФ, они докладывают, что были в России, посмотрели, все, что обещано, сделано, все показатели выполнены.
НБ Тогда простите, я возвращаюсь на шаг. То есть получается, что отзыв у четырех банков лицензии это есть акция плановая, что если бы не было их, то отобрали бы лицензию у кого-то другого, потому что у какого-то количества ее должны были ее изъять?
СА Да. В начале этого года было проведено обследование 18-ти крупнейших банков сотрудниками МВФ и Мирового банка. По каждому из банков была дана оценка. ЦБ взял на себя обязательство решить, у кого из шести банков он отзовет лицензию.
АП Если первый транш поступит, как Вы сказали, в 20-х числах июля, можно ли ожидать корректировки курса доллара? Сегодня об этом говорил Михаил Задорнов, спецпредставитель Президента. Какой будет эта корректировка? Если я правильно понял Задорнова, видимо, это будет некое снижение, но (как сказал Задорнов) в рамках бюджета на 99-й год, то есть около 21 рубля, по-моему, 21 руб. 50.
СА Я бы не был таким оптимистом по поводу цифр. В июле Минфину предстоит платить по внешнему долгу около 1 млрд. долларов. Транш МВФ это 650-700 млн. долларов, то есть еще и не хватит, ЦБ придется что-то давать дополнительно, чтобы расплатиться по внешним долгам. Конечно, на рынок это окажет благоприятное воздействие, но я думаю, что больше это воздействие будет ощущаться на внешних рынках, на финансовых, на курсе российских еврооблигаций, которые начнут расти. Может быть, на рынке российских акций. Но в повседневной жизни, я думаю, что мало кто на это отреагирует.
АП Означает ли это, что курс доллара в ближайший месяц-два, может быть, до осени, скорее всего будет стабильным, ни в ту, ни в другую сторону колебаний не произойдет?
СА Я могу только повторить. Обычно у нас в конце августа, в начале сентября сезонные факторы разворачиваются в обратную сторону. То есть у нас начинается сезон импортных поставок, нужно проплачивать импортерам за товары, и обычно спрос повышается. Он повышается существенно, так, что он превышает предложение. И обычно, с 1992 года, ЦБ в этот сезон продает валюту и курс доллара движется вверх, рубль немножко падает. Как будет в этом году? Сезонный фактор выглядит примерно следующим образом. Да, есть сезонный фактор, есть избыточные рубли. Импорт упал уже в два раза по сравнению с прошлым годом. Если он останется на том же самом уровне, может быть, этот сезонный фактор будет настолько подавлен, что рубль может быть стабильным и в ближайшие два-три месяца, и до конца года, с какими-то небольшими колебаниями.
НБ Я понимаю, что Вы не работаете Кассандрой, даже на полставки, но все-таки возможно ли у Вас спросить, как Вы считаете, каков будет курс доллара, скажем, к декабрю 1999 года?
СА Я недавно уже отвечал на этот вопрос. По моим оценкам, от 25 до 30 рублей, в этом диапазоне. То есть дальше это искусство ЦБ плюс некая доля везения, как сложится ситуация.
НБ Еще один вопрос по переговорам с МВФ. Как-то неоднократно уже складывалось так, что вроде бы все идет гладко, а на каком-то этапе застопоривается. Как Вы считаете, не постигнет ли нынешний этап переговоров та же самая участь?
СА Насколько я знаю о ходе переговоров, насколько я видел документы, которые согласованы с миссией МВФ, там нет сейчас такой точки преткновения, на которой переговоры могут застопориться. Мне кажется, они дойдут до конца.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был руководитель центра "Развитие", бывший зампредседателя ЦБ РФ Сергей Алексашенко.



29.06.1999
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13323.phtml


Док. 462338
Перв. публик.: 29.06.99
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 419

  • Алексашенко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``