В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Выход новой книги Василия Аксенова Назад
`Эхо Москвы`: Выход новой книги Василия Аксенова
Передача :     Книжное казино
Ведущие :     Ксения Ларина
Гости :     Василий Аксенов


К. ЛАРИНА - Да, смотрю я на вопросы, которые пришли по Интернету, и понимаю, что писатель за все в ответе, да? Василий Павлович Аксенов у нас сегодня в гостях, здравствуйте, Василий Павлович.

В. АКСЕНОВ - Здравствуйте, Ксения.

К. ЛАРИНА - Будете за все, за всю Одессу отвечать сегодня, как обычно это и происходит.

В. АКСЕНОВ - Ну что же...

К. ЛАРИНА - Мая Пешкова здесь тоже, Майечка, добрый день еще раз.

М. ПЕШКОВА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА - Итак, сегодня в нашем "Книжном казино" мы представляем свежую книгу Василия Павловича Аксенова, которая называется "Зеница ока", да?

М. ПЕШКОВА - Тем не менее, я хочу сразу спросить о следующей книге "Москва-ква-ква", когда она выйдет?

В. АКСЕНОВ - Она должна выйти в январе.

К. ЛАРИНА - Т.е. буквально прямо 1 января 2006 г.?

В. АКСЕНОВ - Да, сейчас же быстро издают.

К. ЛАРИНА - Да, и читают быстро, говорю я. Книгу, которую мы сегодня разыгрываем для наших слушателей, я уже прочитала, книгу "Зеница ока", здесь подзаголовок есть "Вместо мемуаров", книга вышла в издательстве "Вагриус". И сегодня у нас есть книги для вас, уважаемые друзья, вам остается только вспомнить наши средства связи в виде пейджера и в виде телефона прямого эфира. Можете уже готовить свои вопросы Василию Павловичу Аксенову, и по традиции за ваши вопросы мы будем дарить вам книги, а Василий Павлович их с удовольствием, надеюсь, подпишет после передачи.

В. АКСЕНОВ - Разумеется.

М. ПЕШКОВА - Но Василий Павлович сейчас не только пишет книги в Москве.

К. ЛАРИНА - Но и читает.

М. ПЕШКОВА - Но и активно путешествует, странствует по России. Как все было, ведь вы только-только вернулись?

В. АКСЕНОВ - Только вернулся из сердцевины российской, где никогда не был и давно собирался, но все никак не мог собраться, и вдруг мне предлагает "Открытая Россия", такое есть общество, сообщество, попутешествовать по периферии в качестве...

М. ПЕШКОВА - Букеровского героя, да.

В. АКСЕНОВ - Да-да. И я выбрал Воронеж и Тамбов, побывал сейчас в Воронеже.

К. ЛАРИНА - Почему именно эти города вы выбрали?

В. АКСЕНОВ - Потому что я в них ни разу не был.

К. ЛАРИНА - Так говорим, вообще какая-то риторика из 37-го года, как будто минус какой-то, "какие вы выбрали города".

В. АКСЕНОВ - Кстати, все там спрашивали, что вас к нам занесло.

К. ЛАРИНА - Серьезно?

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Как в ссылку.

В. АКСЕНОВ - Как это вы, как же и к нам, да что же это такое, приехал ревизор.

К. ЛАРИНА - И какие ваши впечатления, вам же не стелили там ковровые дорожки и траву вам не красили к вашему приезду?

В. АКСЕНОВ - В этом смысле, в этом что-то было похожее.

К. ЛАРИНА - Похожее было, да?

В. АКСЕНОВ - Но, в общем-то, мы жили в затрапезном отеле, как-то так, потом в таком частном маленьком отеле, в общем-то, удивительно яркие такие сильные впечатления, несмотря на то, что меня все время таскали выступать.

К. ЛАРИНА - Перед людьми?

В. АКСЕНОВ - Я выступал в университете Воронежском и в университете Державинском в Тамбове, двух большущих библиотеках, на всяких пресс-конференциях, актерском обществе, в общем, каждый день по три выступления.

К. ЛАРИНА - Что спрашивает народ?

В. АКСЕНОВ - Все, все, что в Москве.

К. ЛАРИНА - Т.е., в принципе, вопросы не отличаются новизной, все, что касается текущего момента, да?

В. АКСЕНОВ - Отличается дружелюбием как-то, как ни странно. Были враждебные тоже, но я же ждал все-таки, там это красный пояс как бы называется, но ничего такого откровенно враждебного не было. Были такие с ехидцей, как-то так, но, в основном, это все любовь и добродушие, и пожалуйста, не забывайте, приезжайте еще и т.д.

К. ЛАРИНА - А вообще по внешнему образу и облику все-таки советские города или уже нет, Василий Павлович?

В. АКСЕНОВ - Воронеж бурно развивается, и его центральный проспект, он как-то, там полно западных магазинов, бутиков каких-то, и бензоколонки везде такие современные, но есть еще такие трущобные районы, в частности, домик Мандельштама - это ужасное такое...

К. ЛАРИНА - Заброшенное все?

В. АКСЕНОВ - Заброшенность такая невероятность, и вообще там есть какие-то дворики запущенные, такие полуразрушенные дворянские маленькие домики или мещанские, но, в общем, это мне напомнило старую Казань тоже, где я жил, детство. Детство, да.

М. ПЕШКОВА - В книжные магазины случайно не попали ли вы и видели ли вы там свои книги?

В. АКСЕНОВ - Книг полно, они все раскупались, после каждого выступления толпа бросалась с книгами подписывать. И я просто, у меня уже рука...

К. ЛАРИНА - Рука бойца колоть устала.

В. АКСЕНОВ - Колоть устала, и я кричал - только подписи, никаких других лирик, никаких не будет.

К. ЛАРИНА - Давайте мы уже вернемся к книжке, просто я, знаете, что хотела сказать.

В. АКСЕНОВ - А Тамбов, между прочим, Тамбов - это вообще, по-моему, самая сохранившаяся от 19-го века уцелевшая среда, в центре города, во всяком случае.

К. ЛАРИНА - Но в каком смысле сохранившаяся?

В. АКСЕНОВ - Такие дома, которые, дело в том, что Воронеж ведь был разрушен почти полностью, там стояли немцы, на другом берегу наши, колошматили с обеих сторон туда-сюда, все разрушили и разошлись. А до Тамбова не дошла война, и он целиком, он уцелел, и там все эти изумительные дома, здания в таком дворянском стиле или стиле модерна или начала века, в общем, все такое.

М. ПЕШКОВА - Старое здание театра?

В. АКСЕНОВ - Старое здание театра - это дворянское собрание бывшее, потом там гуманитарные факультеты, филологический институт в бывшем институте благородных девиц, там был, оказывается, институт благородных девиц.

К. ЛАРИНА - Василий Павлович, я хотела сказать, мне никто не дает сказать вообще, что за люди.

В. АКСЕНОВ - И министр вас забивал так все время.

К. ЛАРИНА - Нет вообще никакой жизни, никакой свободы слова. Короче говоря, не отвертеться вам от мемуаров, Василий Павлович Аксенов.

В. АКСЕНОВ - Пожалуйста.

К. ЛАРИНА - Придется все равно вам их писать.

М. ПЕШКОВА - И слово "вместо" будет вычеркнуто.

К. ЛАРИНА - Я это прочитала, Майя, согласись, мы даже с Майей обменивались впечатлениями, но надо все равно писать про свою жизнь, про своих родных, про своих родителей, про свою сестру, боже мой, здесь столько вообще заделов в этой книжке, потому что про каждый период вашей жизни хочется знать как можно больше. Память у вас потрясающая, вы там оговариваетесь в предисловии, говорите, что я все равно навру, но это ваше право. Вы такой видите свою жизнь, я почему об этом говорю с такой страстностью, здесь есть фотографии, я Майе тоже про это говорила, меня совершенно поразила ваша фотография детская, "этот снимок был сделан в 38 году, сразу после того, как мой дядя Андриан Васильевич освободил меня из детдома для отпрысков врагов народа". Фотография меня поразила совершенно взглядом этого мальчика, я не могу его назвать Василием Павловичем Аксеновым, поскольку это другой человек, взгляд абсолютно такого очень взрослого человека. Сколько здесь вам лет-то, 6, 7?

В. АКСЕНОВ - Пять.

К. ЛАРИНА - 5 лет, да?

В. АКСЕНОВ - 5 с чем-то.

К. ЛАРИНА - Разве этот взгляд, он вам не должен вообще указать этот путь и все-таки рассказать о себе? Мать ваша такую книгу потрясающую написала. Это же не мемуары, это же ее история мира.

В. АКСЕНОВ - Ксения, это все в большей или меньшей степени вошло в мою беллетристику.

К. ЛАРИНА - Это я понимаю.

В. АКСЕНОВ - И я не собираюсь отказываться от беллетристики, у меня все время проекты романов. Что же мне, бросить мои романы и написать мемуары?

К. ЛАРИНА - А параллельно нельзя?

В. АКСЕНОВ - Нет, мне неинтересно.

М. ПЕШКОВА - Это не сочетаемое?

В. АКСЕНОВ - Во всяком случае, это какой-то грабеж самого себя, я бы сказал. Нет, мне не очень это интересно все. Может быть, когда одряхлею совсем уже, начну, шамкая несчастным ртом.

К. ЛАРИНА - Тем не менее, и за эту книжку хотя бы вам спасибо, потому что она читается с большим интересом, я просто скажу для наших слушателей, что здесь собрана и публицистика Василия Аксенова, статьи, которые были опубликованы, в основном, в "Московских новостях", начиная где-то с начала 90-х гг.

В. АКСЕНОВ - 90-е гг.

К. ЛАРИНА - И какие-то фрагменты старых рассказов из "Негатива положительного героя", есть замечательные совершенно такие, даже не знаю, как это назвать, портреты людей, тот же Юрий Казаков, замечательный совершенно писатель, про которого вы здесь пишете и вспоминаете фильм, который, к сожалению, сейчас забыт, с Алексеем Петренко в главной роли, да, великолепная работа.

В. АКСЕНОВ - Удивительный фильм.

К. ЛАРИНА - Очень точная.

В. АКСЕНОВ - Да-да, Кортон, Аркадий Кортон.

К. ЛАРИНА - Режиссер этого фильма, да?

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Да, Майя.

М. ПЕШКОВА - И, тем не менее, я хочу спросить, что сказала Майя Афанасьевна тогда, когда получила эту книгу, книгу вместо мемуаров? Таков подзаголовок "Зеницы ока".

К. ЛАРИНА - А кто это, Майя Афанасьевна?

М. ПЕШКОВА - Майя Афанасьевна Аксенова.

В. АКСЕНОВ - Майя Афанасьевна со множеством фамилий. Она ее еще не видела.

К. ЛАРИНА - Тут, кстати, ее фотографии есть замечательные.

В. АКСЕНОВ - Да-да. Она еще не видела ее.

К. ЛАРИНА - Вообще хитрый Аксенов, конечно.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Там пишет - предшествовал нашей женитьбе потрясающий роман. Все, я хочу романа, Василий Павлович.

В. АКСЕНОВ - Тут написано, а рядом сидит моя любовь, Майя Афанасьевна.

К. ЛАРИНА - Где роман?

В. АКСЕНОВ - Что еще надо женщине? Больше ничего не надо уже, да. Вот Пушкин наш.

К. ЛАРИНА - Собака, да. Я надеюсь, что наши слушатели и ваши читатели и почитатели поддерживают мои речи, и все-таки мы заставим вас писать мемуары, пока вы совсем не одряхлели и не потеряли, хотя вы же помните все, вы вели какие-нибудь дневники всю жизнь, чего-нибудь записывали, записные книжки писателя? Нет?

В. АКСЕНОВ - Никогда, нет, ничего. Например, "Зеница ока", рассказ, по которому назван сборник, это, по сути дела, часть моей биографии, хотя там много изменено в этой версии, а ведь он был написан 45 лет назад и назывался "Голубой глаз отца", когда я только начал писательскую деятельность, я написал рассказ о том, как вернулся отец. Это все очень точно, как в жизни было. И они его не напечатали, сказали - это невозможно, слишком острый материал. И я его положил и забыл о нем. И когда Саша Кабаков в "Новом очевидце" начал печатать рассказы, я его вытащил и переписал. Переписал заново, там появились новые интонации, новый вообще основной герой, т.е. не основной, а юноша, он как-то иначе там соединился с Будапештом, с памятью о Будапеште, все такое. Так что это тоже, это и есть часть мемуаров.

М. ПЕШКОВА - И читая "Зеницу ока", я понимаю, что очень многое из того, что наполняло и наполняет вашу жизнь, входит в художественный текст ваших произведений.

К. ЛАРИНА - Понятно.

В. АКСЕНОВ - Конечно.

М. ПЕШКОВА - Это переплетаются мемуары жизни и все это находит отображение.

К. ЛАРИНА - Безусловно. Я, кстати, я прямо отвечаю за Аксенова, я сейчас вспомнила повесть, которая абсолютно в чистом виде автобиографична, это "Скажи изюм", история Метрополя.

В. АКСЕНОВ - "Скажи изюм" - это история Метрополя, хотя там тоже все замутнено несколько. Или здесь про Стаса Красаускаса рассказ есть, это точный герой нашего времени был, 60-70-е гг., супермен, литовец, художник, спортсмен, певец, вообще.

М. ПЕШКОВА - Девушка, ставшая символом журнала "Юность" - это Стаса Красаускаса рисунок?

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - А если говорить о публицистике, здесь, конечно, вещи такие, очень, как мне кажется, сиюминутные, сегодняшние, я имею в виду сегодняшние по отношению к тому времени, в котором они были написаны, статьи.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Там у вас, конечно, такие категоричные оценки и действительности, и конкретных людей, конкретных событий, я имею в виду и Чечню, я имею в виду и все акты террористические, которые были за это время. Там есть и люди, которые рядом с вами были в какой-то момент, в период времени, тот же Борис Абрамович Березовский. Скажите мне пожалуйста, в этом смысле меняются ваши оценки с течением времени? Насколько публицистика как жанр, она долговечна, на ваш взгляд?

В. АКСЕНОВ - Да она ведь, по сути дела, все-таки ведь эссе, они не были особенно, так сказать, документалистского жанра, они вроде бы как бы мое собственное восприятие того или иного момента. И совершенно я не претендовал на некий объективизм и категорическую точку зрения, этого не было. Это то, как я это вижу.

К. ЛАРИНА - А у вас меняется отношение к каким-то событиям с течением времени?

В. АКСЕНОВ - Да пока, по-моему, нет, не особенно меняется.

К. ЛАРИНА - Т.е. никаких заблуждений не было?

В. АКСЕНОВ - Заблуждений полно было, дело в том, что это не основная моя деятельность, это моя, как бы так сказать, участие в гражданской жизни, как гражданин я считал, что я должен высказаться по поводу бомбардировок в Боснии, по поводу жуткого садизма и жестокости в Чечне и т.д. Что касается Бориса Абрамовича, то мы тогда как-то сблизились, незадолго до его высылки, или как это сказать, отъезда.

К. ЛАРИНА - Вынужденной эмиграции, скажем так.

В. АКСЕНОВ - Вынужденной эмиграции.

К. ЛАРИНА - Как, собственно, и с вами произошло в свое время.

В. АКСЕНОВ - Да, совершенно верно. И эти несколько месяцев мы были очень близки друг другу и как-то обменивались мнениями все время, пока, потом пошли эти, я там упоминаю, эти катастрофы августа 2000 г., какая-то просто, как будто низверглись небеса на нашу несчастную родину. И потом я его еще на Западе встречал, мы выступали вместе в различных аудиториях, и потом он как-то все, в этом отношении я понял, что то, что мы тогда планировали, это утопия полнейшая пока что.

К. ЛАРИНА - Кстати, я тогда добавлю еще одного персонажа, как мне кажется, тоже к нему у вас отношение изменилось за это время, я имею в виду нынешнего президента России.

В. АКСЕНОВ - С этим президентом, у меня никогда к нему не было хорошего отношения, и я его никогда и не идеализировал до тех пор, пока не случился теракт на Манхэттене, September 11, да, и он приехал в Москву и выступал перед всеми людьми Вашингтона.

К. ЛАРИНА - Не в Москву, а в Америку.

В. АКСЕНОВ - Т.е., пардон, в Вашингтон. И выступал перед всеми людьми Вашингтона, и он там впервые произнес - мы будем всегда с вами, т.е. с Западом, мы вас поддерживаем, мы надеемся быть частью Запада, и мы никогда не сдадимся, наши два лидера погибли от руки террориста. Он имел в виду Абрахама Линкольна и царя Александра Второго. Т.е. это вдруг такое совершенно невероятное преображение бывшего чекиста в такого деятеля международного масштаба. А после этого он как-то...

К. ЛАРИНА - Прошли годы.

В. АКСЕНОВ - Прошли годы, он стал, он больше не высказывается на эту тему.

К. ЛАРИНА - Нет, он, может быть, и высказывается, но, опять же, где-нибудь в Вашингтоне.

В. АКСЕНОВ - Где-нибудь там, да.

К. ЛАРИНА - Мы сейчас делаем паузу на новости. Василий Аксенов в нашей студии, потом мы обратимся к вашим вопросам и продолжим передачу "Книжное казино".

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Напомню, Василий Аксенов у нас сегодня в гостях, пришла пора передать слово нашим слушателям. Я сейчас несколько вопросов задам, которые пришли на наш эфирный пейджер и по Интернету, а потом мы телефон включим.

В. АКСЕНОВ - А мне надеть?

К. ЛАРИНА - Пока нет, Василий Павлович, я потом вам скажу. Смотрите, вопрос из Москвы от Алексея. Не совсем, может быть, он корректен, но, тем не менее, я его прочту, поскольку мне кажется, что эта тема важная. Господин Аксенов, как-то в газете "МН" вы объявили ислам врагом всего цивилизованного мира. Стоит ли после этого относиться к вам как к нацисту по религиозному признаку? Я процитировала так, как есть. Но, в принципе, я бы опустила последнюю часть, это все ерунда, но, по сути, я бы его так переформулировала. Сейчас очень много книг выходит на эту тему.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Вы слышали и знаете, книга Орианы Фалаччи, которая произвела...

В. АКСЕНОВ - Конечно.

К. ЛАРИНА - Очень такой эффект сильный на общественность мировую. У нас вышла книга Елены, по-моему, Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери", практически тоже на эту тему, если вы слышали, такая антиутопия.

В. АКСЕНОВ - Слышал-слышал.

К. ЛАРИНА - Все-таки здесь где эта граница, за которой начинается то, что мы так вежливо называем неполиткорректностью?

В. АКСЕНОВ - Конечно, нельзя говорить, что там весь ислам и т.д., но не все причастные к исламу террористы, но все террористы - это причастные к исламу люди.

К. ЛАРИНА - И какой вывод?

В. АКСЕНОВ - Мусульмане.

К. ЛАРИНА - И какой вывод вы делаете?

В. АКСЕНОВ - Делайте сами из этого вывод. Значит, видимо, в каком-то, на каком-то уровне ислама создалась энергетическая группа, звено преступное, которое бросило вызов всему человечеству, особенно западной цивилизации. И видимо, у них есть идея разрушения западной цивилизации, замена ее темной шариатской культурой с пренебрежением к женщине, полнейшим, с отрицанием всех наших ценностей, в общем, западных. Поэтому я так и говорил. Но я не имею в виду вообще ислам как, ислам ведь - это вроде бы терпение, да, это в переводе означает терпимость. Но они как раз показывают пример противоположный. И в принципе, я всегда говорю, что надо сопротивляться любыми способами. Но один из этих способов сопротивления, может быть, самый важный, это дискуссия с ними. С ними надо говорить.

К. ЛАРИНА - С ними - с кем?

В. АКСЕНОВ - С попами, с муллами, с людьми, которые берут на себя ответственность за индоктринацию этих молодых людей, которые прочищают мозги.

К. ЛАРИНА - Т.е. вам кажется, недостаточное участие в этих дискуссиях представителей именно мусульманской конфессий, да?

В. АКСЕНОВ - Необходимо вести постоянный разговор с интеллектуалами восточными, не знаю, может быть, мусульманами или там есть другие, представители других религий. Я встречался со многими мусульманскими интеллектуалами в Америке, это люди широкого кругозора и совершенно не того порядка, понимаете, эти люди обладают серьезным влиянием, и они должны, их надо убедить, что они должны распространять свое влияние.

К. ЛАРИНА - А почему они этого не делают, как вы думаете?

В. АКСЕНОВ - Они, видимо, делают, но очень незначительно, очень незначительно. Вовлекать молодежь. У меня в классе в Америке примерно одна треть студентов были мусульмане, я с ними говорил на эти темы, причем всякий раз там нельзя, в общем, класс литературный, и на политические темы вообще не стоит говорить, я и не говорил. Но иногда, когда я говорил о России 19 века, я упоминал терроризм. В принципе, я несколько раз говорил об этом, я считаю, что совсем не марксизм разрушил империю российскую, а именно терроризм СР, социалистов-революционеров, 40-летней долготы, 40 лет они разрушали все. Так что и я упоминал этот терроризм, но тут же я, и когда я говорил о русском молодежном терроризме, я видел, как у всех моих студентов-мусульман поднимались ушки, и так вообще они замирали. Я говорил, что это все-таки разные вещи, потому что это были просто одержимые фанатики революции, они жертвовали собой и атаковывали представителей власти, они никогда не нападали на невинных людей, в отличие от...

К. ЛАРИНА - Сегодняшних террористов.

В. АКСЕНОВ - Да, шахидов. И смешно говорить о нацизме, это как раз и есть вариант нацизма, то, что сейчас распространяется, та угроза, которая сейчас распространяется по всему миру, это и есть. Недавно один сенатор, кстати, американский сказал, они все же очень бодрячки такие, оптимисты, он говорил - ничего-ничего, мы сладим и с этим, мы справились с нацистами, справились с коммунистами, а сейчас и с исламистами справимся. Исламисты, я против исламистов такого порядка, экстремального порядка, идеологического порядка, они превращают веру в идеологию, вот в чем дело, я об этом и говорю.

К. ЛАРИНА - Уважаемый Василий Павлович, спрашивает Вероника, выскажите ваше отношение к общественной палате при президенте России, не предлагали ли вам быть одним из участников?

В. АКСЕНОВ - Нет, мне не предлагали, я, в общем-то, не знаю, что это такое, что это за палата, что-то слышал, никого не видел.

К. ЛАРИНА - Лучшие люди отечества в ней собираются.

В. АКСЕНОВ - Возможно, но это, как говорится, for members only.

К. ЛАРИНА - Ну да, у нас, кстати, везде лучшие люди, и в парламенте тоже лучшие люди отечества. Да, Майя Пешкова.

М. ПЕШКОВА - Я очень хочу получить книжку с автографом, можно я тоже задам вопрос?

К. ЛАРИНА - Давай.

М. ПЕШКОВА - Василий Павлович, я знаю, что завтра состоится круглый стол, посвященный русским литературным премиям. Какова, по-вашему, та самая главная черта, которая характеризует отечественные литературные премии на данном этапе, нужны ли они?

В. АКСЕНОВ - Они просто необходимы пока что, мне кажется, вообще всегда приятно получать премии или стремиться к получению премии, это всегда стимулирует творчество, это ясно. Но у нас, когда они появились в 92 г., это, кстати говоря, инициатива Березовского была, он первым основал серьезную премию культурную, "Триумф", то они просто выручали людей, спасали очень многих людей, возник какой-то определенный такой клуб "Триумфа". И я помню, как речь шла очень часто на жюри, я член жюри этого "Триумфа", разговоры о том, что этот, такой-то талантливый, а тот равный талант, но один совершенно в бедственном положении, а другой еще ничего. Значит, надо дать бедственному человеку. И сейчас, конечно, обстановка изменилась, но все-таки я знаю примеры, когда, скажем, предположим, какой-нибудь поэт, очень хороший, серьезного масштаба, он живет просто от премии к премии, как говорится.

К. ЛАРИНА - Я сейчас прочту один вопрос, за который мы ничего не дадим, поскольку человек свой телефон не оставил, просто такой, по следам наших воспоминаний о выступлении Путина в Вашингтоне, Александр пишет - а вы уверены, что в Вашингтоне выступал Путин, может, это был двойник?

В. АКСЕНОВ - А какая разница? Если двойник выступает от Путина, значит, это выступает Путин.

К. ЛАРИНА - Он все равно от имени.

В. АКСЕНОВ - У Сталина, говорят, я сейчас в "Совершенно секретно" прочел, что сменились три.

К. ЛАРИНА - Двойника?

В. АКСЕНОВ - Двойника, да.

К. ЛАРИНА - Берите уже наушники, давайте мы послушаем телефон. Здесь у нас в студии Василий Павлович Аксенов, который готов ответить на любые ваши вопросы. Только большая просьба к вам - не бросать трубку для того, чтобы мы успели записать номер вашего телефона и, естественно, подарить вам книжку потом.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА (Омск) - Во-первых, я хотела напомнить Василию Павловичу.

В. АКСЕНОВ - Нельзя ли погромче?

К. ЛАРИНА - Погромче.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА - Во-первых, я хотела напомнить, что ирландские террористы - христиане и баски в Испании тоже христиане. И хотела спросить, как думает Василий Павлович, если бы в октябре 93 г. не был расстрелян Верховный совет, я думаю, что не было бы и первой чеченской войны, потому что Верховный совет бы стал против этой войны.

К. ЛАРИНА - Понятно. Тамара, пожалуйста, оставьте номер своего телефона. Василий Павлович, попробуйте ответить.

В. АКСЕНОВ - Я не знаю, во-первых, что-то я просто плохо слышал.

К. ЛАРИНА - Там у нас, Майя, эти штучки надо подкрутить, да, крути, какая здесь подходит к Василию Павловичу, крути-крути. Давайте, лучше?

В. АКСЕНОВ - Я совершенно.

К. ЛАРИНА - Перевести вам, что Тамара сказала? Она вспомнила про ирландцев и про басков, которые не являются мусульманами, но являются террористами, это раз. А во-вторых, сказала, что если бы не было расстрела Верховного совета в 93 г., то, может быть, не было бы и войны в Чечне. Так она считает.

В. АКСЕНОВ - Говоря о басках, я сам живу там, в Басконии, часть года я провожу в Басконии, я так знаю все более или менее. И должен сказать, что баски в течение последних лет всегда предупреждают о взрывах и просят всех уйти из этого места. Они не стараются убить как можно больше людей в отличие от названных нами. Ирландцы, да, ирландские сепаратисты, они довольно бешеные, действительно, ну что же, бывают и такие. А что касается расстрела Белого дома, то я как-то иначе все это, смотрел всегда на эти события. И мне кажется, что, в общем, там подавление этого бунта депутатов Верховного совета, реакционного такого, национально-нацистского, я бы сказал, порядка, оно, в общем, спасло нас всех, включая, может быть, ту даму, которая задавала вопрос, от страшного реванша, причем кровавого реванша.

К. ЛАРИНА - Грубо говоря, гражданской войны.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Еще звонок, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ - Василий Павлович, скажите пожалуйста, есть у вас ваши произведение, какое вы считаете самое озорное? И второй вопрос, планируете ли вы написать для детей?

К. ЛАРИНА - Спасибо.

В. АКСЕНОВ - Наконец-то литературный вопрос.

К. ЛАРИНА - Настя, оставьте номер вашего телефона. Пожалуйста, Василий Павлович.

В. АКСЕНОВ - Наконец-то какой-то любитель, истинный любитель литературы прорвался сквозь эти политические орды. Я написал в свое время две детских книги, два детских романа, один называется "Мой дедушка - памятник", а второй называется "Сундучок, в котором что-то стучит". Их собирается переиздать издательство "Астрель" в скором времени.

К. ЛАРИНА - Здесь, кстати, вопрос по этому поводу есть и на пейджере от Софьи, Василий Павлович, пишете ли вы сейчас для детей, будет ли издаваться "Мой дедушка - памятник"?

В. АКСЕНОВ - Он будет переиздаваться.

К. ЛАРИНА - Ждем.

В. АКСЕНОВ - Он вообще-то переиздавался в эти годы, но как-то пиратским способом, в каком-то очень непотребном виде, не очень.

К. ЛАРИНА - Давайте еще звонок, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА РАИСА (Москва) - Я бы хотела узнать, ваша повесть "Мой младший брат", было ли продолжение? Я слышала, что было продолжение, как оно называется?

В. АКСЕНОВ - Простите, Раиса, это не было такой повести.

К. ЛАРИНА - Был фильм, а повесть "Звездный билет".

СЛУШАТЕЛЬНИЦА РАИСА - "Звездный билет"?

К. ЛАРИНА - Да.

В. АКСЕНОВ - Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА РАИСА - Я слышала, что было продолжение "Звездного билета".

В. АКСЕНОВ - Нет-нет, это ошибка.

К. ЛАРИНА - В любом случае, оставьте нам номер вашего телефона. Но, может быть, мы выдаем желаемое за действительное, просто здесь было предложение от наших слушателей на пейджере, продолжить следить за судьбой "Коллег", т.е. сделать такие "Коллеги-2".

В. АКСЕНОВ - "Коллеги 40 лет спустя".

К. ЛАРИНА - Да, "Коллеги 40 лет спустя".

В. АКСЕНОВ - Это, кстати, мне Вася Ливанов, один из артистов этого фильма, звонил недавно и говорит - ты знаешь, мы все уцелели. И Вася Лановой, и Анофриев, и Семина. И доходят какие-то...

К. ЛАРИНА - И Нина Шацкая, кстати.

В. АКСЕНОВ - Да, запросы о том, что не сделать ли нам римейк, т.е. не римейк, а продолжение какое-то.

К. ЛАРИНА - Сиквел это называется, по-вашему.

В. АКСЕНОВ - Sequel.

К. ЛАРИНА - По-вашему, да. Кстати хорошая идея, если артисты готовы, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ - Василий Павлович, я надеюсь, что вы до сего времени дружны с Беллой Ахатовной Ахмадуллиной, а давно ли вы с ней виделись? И скажите что-нибудь о ней, как она, настроение ее, мысли?

В. АКСЕНОВ - Мы виделись.

К. ЛАРИНА - Спасибо.

В. АКСЕНОВ - Да, виделись недавно при очень печальных обстоятельствах, умер Григорий Поженян, и мы встретились на отпевании, потом на похоронах. Но Белла - творчески совершенно на высоте, пишет стихи и в очень, по-моему, спокойном таком настроении, философском, я бы сказал.

К. ЛАРИНА - Она, кстати, получила Государственную премию.

В. АКСЕНОВ - Да-да.

К. ЛАРИНА - Совершенно заслуженно, так что надо нам вообще уже встретиться с Беллой Ахатовной в нашем эфире.

В. АКСЕНОВ - Конечно.

К. ЛАРИНА - Еще звонок, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА - Я бы хотела спросить, какое из своих произведений Василий Павлович хотел бы увидеть экранизированным еще, помимо того, что уже экранизировано?

К. ЛАРИНА - Татьяна, оставьте номер вашего телефона. Что бы вы хотели увидеть на экране, какое из своих произведений, Василий Павлович?

В. АКСЕНОВ - Больше всего я хочу, чтобы был когда-то экранизирован "Остров Крым".

К. ЛАРИНА - Мы же про это каждый раз говорим, когда встречаемся. И что происходит сейчас?

В. АКСЕНОВ - И происходит, вот-вот, вот-вот запустится, а потом все как-то разваливается.

К. ЛАРИНА - Т.е. там продюсерские проблемы, да?

В. АКСЕНОВ - Продюсерские, да, продюсерские проблемы. Я еще, опять есть разные проекты, и я надеюсь, что когда-нибудь все-таки закрутится машина.

К. ЛАРИНА - Еще звонок, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Василий Павлович, а самоцензура в литературе, молодые писатели и самоцензура, ваше мнение, отношение, насколько она нам важна сейчас?

В. АКСЕНОВ - Простите, я ваше имя не уловил.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Людмила.

В. АКСЕНОВ - Людмила, дело в том, что наша литература российская, сейчас переживает совершенно невероятный период. Никогда в истории литературы и России не было такого времени, чтобы не было цензуры литературной. А сейчас мы можем прямо сказать, без всяких преувеличений, что литературной цензуры нет, что вся литературная продукция выходит по мере изготовления, все это зависит только от издателей. Самоцензура - это совершенно другое дело. И самоцензура сейчас, я бы назвал это цензура вкуса, это единственная, может быть, цензура, за которую я выступаю обеими руками.

К. ЛАРИНА - А если вкуса нет?

В. АКСЕНОВ - А если вкуса нет, значит, человек работает на самоцензуре безвкусия.

К. ЛАРИНА - Но он все равно выпускается, издается и читается.

В. АКСЕНОВ - Все равно выпускается.

К. ЛАРИНА - И он все равно писатель, Василий Павлович.

В. АКСЕНОВ - Разумеется.

К. ЛАРИНА - Ведь я понимаю, с чем связан вопрос, прости, Майя, нашей слушательницы, поскольку этот вновь вечный спор возникает, нужно ли что-либо запрещать.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Кто должен решать, кто достоин быть достойнейшим, а кто не достоин быть достойнейшим, да, кто решает, что культура, что не культура, эти вопросы сегодня обсуждаются.

В. АКСЕНОВ - Во всяком случае, не правительство должно решать.

К. ЛАРИНА - А кто?

В. АКСЕНОВ - Я не знаю, кто, издатели, может быть.

К. ЛАРИНА - Я вас умоляю.

В. АКСЕНОВ - Трудно сказать.

М. ПЕШКОВА - Придумать новый орган такой в нашем государстве?

В. АКСЕНОВ - Но не запрещающий орган. Может быть, орган какой-то указующий, оценивающий, но не запрещающий, потому что любой запрещающий орган, в конце концов, вырождается и начинает запрещать настоящую литературу.

К. ЛАРИНА - Но все равно безобразное побеждает, если мы говорим о пресловутом рейтинге, будь то рейтинг писателей, книжек или рейтинг в телевизоре. Мне говорят - Грабовой к нам пришел, этот сектант, "Рикошет" был 10 тыс. Так я говорю, а придет женщина с бородой в телевизор, вообще будет запредельный рейтинг, все просто с ума сойдут.

В. АКСЕНОВ - Конечно, это во всех странах так, во всех странах. Возьмите все эти списки бестселлеров, это, в основном, ведь очень низкого качества бестселлеры. А хорошего качества литература очень редко в Америке попадается в списке бестселлеров.

К. ЛАРИНА - Но это значит, что нужен эти бестселлеры, дешевую литературу запрещать ее как класс?

В. АКСЕНОВ - Нет, запрещать нельзя ни в коем случае.

К. ЛАРИНА - А как спасаться?

В. АКСЕНОВ - А просто, чтобы в обществе возникла литература меньшинства и литература большинства, вот и все. И те, кто принадлежит к меньшинству, к интеллектуальному, к эстетическому меньшинству, должны иметь свою литературу без всяких запретов.

М. ПЕШКОВА - Здесь у меня и возникает вопрос, на этой неделе в конце будет объявлен шорт-лист Букеровской премии, "Открытая Россия", вы прочитали множество романов, отобрали. Я не спрашиваю имен, я не спрашиваю названий. Положение русского романа нынче каково?

В. АКСЕНОВ - Мне трудно говорить, потому что я председатель этого жюри в этом году, и я не могу давать никаких оценок сейчас до решения. Но, в общем, все-таки такая тенденция была, это мы огласили, когда утверждали лонг-лист, что, в общем-то, попытка будет сделана и уже сделана отделить эту такую литературу, которая стремится к этому бурному коммерческому потоку, и от литературы, которая предпочитает такой небольшой, но кристально чистый ручей. Т.е. литературу самовыраженческую, роман самовыраженческий от романа, беспардонно рассказывающего всяческие истории.

К. ЛАРИНА - А вам не кажется все-таки, что сегодня сама профессия писательская, она девальвировалась в какой-то степени? Я имею в виду, что сегодня писателем себя может считать любой человек, который пишет в Интернете некие тексты.

В. АКСЕНОВ - Конечно.

К. ЛАРИНА - Будь то "Журнал живой" или все, что угодно, или дневники, очень сейчас модные и популярные. И эти люди очень быстро переходят эту границу между графоманией и писательством, очень быстро, очень много же сегодня литературы вышло из Интернета. В этом нет некой опасности, Василий Павлович?

В. АКСЕНОВ - Да полно таких, я еще в 70-м году, когда приехал в Америку, снял квартиру там, сосед по коридору сказал - говорят, что вы писатель. Я говорю - да. Я тоже писатель, он писал рекламные такие штучки для электрических утюгов, писатель.

К. ЛАРИНА - Как чистоту рядов соблюсти в таком случае?

В. АКСЕНОВ - Все-таки, опять же, я говорю.

К. ЛАРИНА - Раньше хоть Союз писателей был.

В. АКСЕНОВ - И должен быть какой-то клуб, может быть, без организационных таких границ, но все-таки какой-то клуб людей, которые понимают, что такое литература. И все, и больше ничего. Не гнаться за большими тиражами. Но если вдруг начинают тебя покупать, ну что же, пожалуйста, т.е. не гнаться за успехом, а пусть успех за тобой гонится.

К. ЛАРИНА - Т.е. вы считаете, что то самое состояние, в котором мы сегодня пребываем, я имею в виду в этом пространстве культурном, в России, это нормально для рыночной, для демократической страны? Т.е. пусть расцветают все цветы?

В. АКСЕНОВ - В общем-то, конечно, может быть, только какая-то, может быть, возникнуть человеконенавистническая, знаете, сатанистская какая-то литература, но это уже совсем вообще не литература, а это не художественное, я не знаю, может быть, можно какой-то сделать фильтр для такого рода нарочитых порно или сатанистской какой-то литературы или что-то, я не знаю.

К. ЛАРИНА - Я все от вас добиваюсь ответа на простой вопрос, а кто это должен решать? Ведь давайте вспомним эту скандальную историю с погромом выставки "Осторожно, религия", помните, когда это у нас случилось.

В. АКСЕНОВ - Да-да.

К. ЛАРИНА - В музее Сахарова была выставка. Ведь там, действительно, стенка на стенку пошла. Или после премьеры оперы "Дети Розенталя" в Большом театре какая-то часть общества стала возмущаться, говорить о том, что такого рода произведения не имеют права появляться на центральной сцене России, на сцене главного театра страны.

В. АКСЕНОВ - Это чепуха, конечно, но говорить об этом, предположим, об этой выставке религии, я там не был, но там какие-то мои друзья были, говорили, что выставка вообще паршивая.

К. ЛАРИНА - Провокационная.

В. АКСЕНОВ - Нет, просто она безвкусная и очень на низком художественном уровне была. И вообще о ней говорить-то нечего было бы, если бы не это варварство. Но совершено варварство, это тоже ясно. И в этом смысле, то это милиция должна просто решать, кто больше нарушил общественный порядок.

К. ЛАРИНА - Нет, все-таки вы не отвечаете на этот вопрос. Люди хотят порядка в культуре, в литературе, чтобы была великая культура России, а вся остальная фигня и шелуха, которая сегодня возникает...

В. АКСЕНОВ - Должна быть запрещена.

К. ЛАРИНА - Запретить ее, вымести ее.

В. АКСЕНОВ - Нет, это неверно. Это, конечно, вызовет климат запретительства.

К. ЛАРИНА - А есть какие-нибудь книжки в вашей жизни, которые вы бы запретили?

В. АКСЕНОВ - Нет, пожалуйста, пускай.

К. ЛАРИНА - А фашистская литература? А "Майн кампф"?

В. АКСЕНОВ - Фашистская, это не литература, это политическое, это же не художественная литература. Такого подстрекательского плана это пожалуйста, но не художественную литературу, вот в чем дело.

К. ЛАРИНА - А для вас имеет значение политическая ориентация писателя?

В. АКСЕНОВ - Нет, не особенно, я бы сказал, например, Эдик Лимонов, мы с ним, в общем-то, хорошо знаем друг друга и нормально, лояльно относимся, но мне его политическая ориентация категорически не нравится.

К. ЛАРИНА - Но при этом вы его принимаете как писателя?

В. АКСЕНОВ - Как писателя вполне принимаю, да.

К. ЛАРИНА - Мы уже вынуждены завершать наше блиц-интервью, спасибо вам большое, Василий Аксенов - наш сегодняшний гость. Но поскольку Василий Павлович - любимый гость всех журналистов на радиостанции "Эхо Москвы", на него уже стоит очередь, мы были первыми в этой очереди с Майей Пешковой, зубами вообще держали.

В. АКСЕНОВ - Да, я не был на вашем юбилее, хочу сейчас задним числом поздравить.

К. ЛАРИНА - Спасибо.

В. АКСЕНОВ - С 15-летием.

К. ЛАРИНА - Спасибо.

В. АКСЕНОВ - Я ведь был еще там, на Никольской, да.

К. ЛАРИНА - На Никольской, да, я помню. Все 15 лет вы с нами.

В. АКСЕНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Так что и дальше.

В. АКСЕНОВ - Можно, с трудом пробирался там по доске какой-то над пропастью.

К. ЛАРИНА - Спасибо, Василий Павлович Аксенов - наш сегодняшний гость, который сейчас пойдет подписывать книги нашим победителям. Все, кто по телефону был и оставил свои координаты, вам книги мы подарим. И еще два вопроса, которые я прочитала с пейджера, Вероника и Софья, вы тоже обязательно получите книги с автографом Василия Аксенова.





02.10.2005
http://echo.msk.ru/programs/kazino/39043.phtml


Док. 464680
Перв. публик.: 02.10.05
Последн. ред.: 20.07.08
Число обращений: 203

  • Аксенов Василий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``