В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главный специалист Министерства экономразвития и торговли Андрей Шаронов подал в отставку Назад
Главный специалист Министерства экономразвития и торговли Андрей Шаронов подал в отставку
Главный специалист Министерства экономразвития и торговли Андрей Шаронов подал в отставку. В сочетании с недавней добровольной отставкой главы ФСФР Олега Вьюгина вырисовывается тревожная тенденция: похоже, начался "бунт специалистов", о возможности которого давно уже говорят госчиновники.
Заявление о добровольной отставке статс-секретаря, заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова стало неприятным сюрпризом как для его коллег, так, похоже, и для Германа Грефа. "Мы все в шоке от неожиданности", - говорит один из сослуживцев Шаронова.

Особенно нетривиально поступок статс-секретаря МЭРТ выглядит на фоне его интервью журналу "Эксперт" [1] трехмесячной давности, в котором г-ну Шаронову задавался, в частности, вопрос о том, что может удержать хорошего профессионала на государственной службе. "Высокая зарплата и интересная работа, - ответил тогда статс-секретарь МЭРТ. - Что касается зарплаты - если сравнивать ее с тем, что я как замминистра получал четыре-пять лет назад, то она выросла в разы в реальном выражении. Хотя это, конечно, на порядок меньше, чем получают менеджеры высокого уровня в крупных компаниях... Остается интерес. Здесь я могу сказать, что такой интересной работы, как у сотрудников Министерства экономического развития и торговли, нет ни в одной компании. Это интересно, это вызов".

Так что же, материальные соображения все-таки взяли верх над профессиональным интересом? Вряд ли все так просто. Скорее, дело не только и не столько в деньгах, сколько в том самом интересе. Точнее, в его исчезновении.

В том же интервью Андрей Шаронов признал, что сегодня типичной оказывается ситуация, когда профессионал с опытом и знаниями отказывается от карьеры в бизнесе, где он может зарабатывать большие деньги, и приходит в федеральное ведомство, чтобы реализовать свои идеи по улучшению жизни в стране. Эти идеи идут наверх и где-то там пропадают. А раз нет возможности реализовать свои идеи, то и смысла работать на государство нет - лучше уж тогда хотя бы деньги зарабатывать в частном секторе. "Это имеет место быть, и мне тоже хотелось бы получать гораздо больший результат от тех заделов, которые мы создавали: и законодательных, и программных, - отметил статс-секретарь МЭРТ. - Но есть масса частных интересов, которые гасят эти инициативы".

Это весьма явно перекликается с заявлением бывшего руководителя Федеральной службы по финанасовым рынкам Олега Вьюгина, сделанного незадолго до добровольного ухода с госслужбы. "Без согласования с Министерством экономического развития и торговли, с Минфином, с Центральным банком мы никаких шагов сделать не можем, - жаловался глава ФСФР. - А система согласования дает большие сбои. В этой машине согласования 50 процентов "шестеренок" - просто лишние. И они просто мешают движению, в результате машина движется со скоростью пешехода, а топлива поедает много...".

Другими словами, возможности реализовать свои идеи на государственной службе у квалифицированных специалистов сегодня практически нет - любая инициатива, направленная на сколько-нибудь серьезные изменения статус-кво, либо с ходу отвергается, либо тонет в бесконечных согласованиях. Во всяком случае, в экономическом блоке правительства все обстоит именно так. Тема реформирования госмонополий закрыта, мало того, господствующим трендом, судя по всему, становится создание новых монополий под контролем государства - достаточно вспомнить недавнюю инициативу о создании государственного монополиста по экспорту и импорту продукции станкостроения. Пенсионная реформа - в кризисе, административная - в коме, налоговая, похоже, принесла больше вреда, чем пользы. Экономическая политика по сути свелась к накоплению бюджетных резервов. И, что удручает больше всего, словно разлитое в воздухе ощущение незыблемости сложившихся тенденций. Это называется стабильность.

Так что нет ничего удивительного в новой тенденции, которую в министерствах и ведомствах уже окрестили "бунтом специалистов": когда высококвалифицированные чиновники, имеющие свое представление о том, как должна работать и развиваться экономика, "голосуют ногами" против пресловутой стабильности - уходя в частный сектор, где за хорошие знания и новые идеи платят деньги, а самое главное - дают возможность реализовать эти идеи и знания. В конце концов, еще Конфуций писал: "Благородный муж идет служить, когда страна управляется правильно, и может скрывать свои способности от правителей, когда страна управляется неправильно".

Сейчас аналитики напряженно ждут информации о том, кто займет место Андрея Шаронова в МЭРТ. Напомним, что он не просто замминистра, а статс-секретарь - то есть высшее профессиональное должностное лицо в министерстве, фактически - главный специалист. Особенность этой должности заключается в том, что в отличие от министра статс-секретарь не является политическим назначенцем. Другими словами, после президентских выборов министры меняются, а статс-секретари остаются, и в значительной мере именно они определяют политику и идеологию того или иного министерства. Так что, узнав имя нового статс-секретаря МЭРТ, можно будет немало понять о российской экономической политике послевыборного периода.





Максим Рубченко
"Эксперт Online"
10.07.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/07/10/sharonov/


Док. 465188
Перв. публик.: 10.07.07
Последн. ред.: 21.07.08
Число обращений: 136

  • Шаронов Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``