В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Заявление прокурора Карелии о спланированности беспорядков в Кондополе Назад
`Эхо Москвы`: Заявление прокурора Карелии о спланированности беспорядков в Кондополе
Передача :     Разворот
Ведущие :     Лев Гулько, Оксана Пашина
Гости :     Мавлит Бажаев

В эфире радиостанции - Мавлит Бажаев, член Общественной палаты Российской Федерации, президент организации чеченских общественных и культурных объединений.

Эфир ведут - Лев Гулько и Оксана Пашина.

Л. ГУЛЬКО - Гость у нас в студии Мавлит Бажаев, член Общественной палаты Российской Федерации, президент организации чеченских общественных и культурных объединений. Здравствуйте, Мавлит.

М. БАЖАЕВ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Мы начали разговор до вас. Мы разговаривали с радиослушателями довольно остро, что творится в Кондопоге, задавали им вопрос, кто виноват.

О. ПАШИНА - И закончилось наше голосование. Где-то примерно треть наших слушателей считает, что виноваты здесь власти, и 66,4 % считают, что это проявление межнациональной розни.

Л. ГУЛЬКО - Ваши комментарии к нашему голосованию.

М. БАЖАЕВ - Я считаю, что на самом деле об этом говорили и руководители республики, по крайней мере в первых своих заявлениях, что сам конфликт был спровоцирован на бытовой почве. Но кто-то усиленно пытается придать этому национальную окраску.

Л. ГУЛЬКО - Кому это выгодно?

М. БАЖАЕВ - Вы знаете, обычно за этим стоят такие достаточно приземленные корыстные интересы каких-то фигурантов, которые пытаются получить либо политические дивиденды, либо экономические. И очень важно сейчас нам создать такую ситуацию и так оценить это и поступить, чтобы никто здесь не получил вознаграждения по итогом того, что здесь происходит, потому что если мы допустим такой прецедент, то мы этот вал вообще можем не остановить .

Л. ГУЛЬКО - Вы знаете, в разговоре с нашими радиослушателями у них во всяком случае складывается впечатление, они так думают, они так говорят, что есть некие особенности (я вернусь опять к этому термину), особенности национальные: приезжают чеченцы в эти маленькие городки, где люди такие северные неразворотливые. Я просто цитирую сейчас недавний звонок. Приезжает одна семья, за ней приезжает 10 семей, потом начинают контролировать город, а власти с ними сращиваются. Вот надо как-то что-то. Мой вопрос, что, не пускать. Нет. А что делать? Как-то вот понимаете? Вот тоже существует такая точка зрения странная для меня во всяком случае.

М. БАЖАЕВ - Это существует, потому что мы не объясняем людям, что на самом деле следует и как понимать те или иные явления, связанные с другой культурой или с другими подходами и другой спецификой. На самом деле я вам скажу. В Грозном на 1-е января 90-го года было соотношение населения 65 х 35 в пользу русскоязычного населения. Никто из чеченцев не контролировал город, все было нормально. Наоборот на самых высоких должностях республики как раз таки присутствовали именно представители русскоязычного населения. Поэтому говорить о каких-то доминирующих факторах здесь, по-моему, не приходится. С другой стороны, мы все воспитаны на одной ценностной базе. Собственно северокавказцы отличаются тем, что, к сожалению, это наверное вообще их беда была, но они не имели возможности учиться на родном языке, потому что этого преподавания не было, они не знают толком ни свой литературный язык, ни свою литературу, ни свою поэзию. Все они выросли на Чехове, Толстом, Пушкине. То есть у нас сама культурная база одна и та же. И быть разными мы априори не можем, потому что нас воспитали в одной системе координат нравственно-моральной.

Л. ГУЛЬКО - Кровь, знаете, тоже красная у всех.

М. БАЖАЕВ - Другое дело, есть конечно определенная специфика, бытовая в основном специфика, которая присуща тем или иным народам. Но эту специфику мы должны понимать, к этому надо уважительно относиться, и в первую очередь уважительно должны относиться выходцы с Кавказа, которые сегодня оказались вдали от своих домов, которые нашли приют среди люди может быть несколько другой культуры, иных традиций, и они должны с уважением относиться к ним, так, как хотели бы, чтобы относились к ним.

Л. ГУЛЬКО - А что, есть много случаев, когда не относятся?

М. БАЖАЕВ - Я имею в виду, чтобы именно выходцы с Кавказа относились с уважением к местным традициям, к местной культуре.

Л. ГУЛЬКО - Я все понял.

М. БАЖАЕВ - Есть конечно разные случаи.

Л. ГУЛЬКО - А наоборот случаев нету?

М. БАЖАЕВ - Есть как одни, так и другие случаи. И мы должны призывать всех граждан нашей страны, чтобы они были терпимее друг к другу, чтобы они были корректнее друг к другу, чтобы они с пониманием относились друг к другу.

Л. ГУЛЬКО - Они не понимают этого некоторые. Им говори, в одно ухо влетает, в другое вылетает. Вот ситуация в Кондопоге дальше начинает распространяться. Делать-то что? Вот господин Катанандов, который сам себя высек в этом сегодняшнем своем откровении, сказал, что мы знали, но не придали значения. У нас были силы не допустить погромы, были, но мы пошли по мягкому сценарию. Это что такое? Когда во время по башке дают, тогда все прекращается, понимаете.

М. БАЖАЕВ - Более чем с вами согласен. Если бы изначально начальник горотдела милиции принял бы действенные эффективные меры, как это предписано его служебными обязанностями, сегодня этого не было бы. Надо было немедленно локализовать конфликт, но этого сделано не было. Мы сейчас ситуацию запустили далеко. Я не знаю, о чем говорил Катанандов, я не слышал...

Л. ГУЛЬКО - Ну я вам цитирую.

М. БАЖАЕВ - Я с пониманием отношусь к тому, что он говорит, имея в виду, что сама ситуация нестандартная. Для него тоже, видимо, она неожиданная. А так как мы не готовы к таким ситуациям...

Л. ГУЛЬКО - Нет-нет, она ожиданная. Они знали.

М. БАЖАЕВ - Если она ожиданная, если они об этом знали, тогда я вообще не понимаю.

Л. ГУЛЬКО - Что надо сделать? Уходить в отставку надо, да? Поднимать руки, говорить, нет, я пойду лучше капусту выращивать. Не могу я управлять.

М. БАЖАЕВ - По крайней мере, они должны тогда очень критически отнестись к тому, что происходит в республике. И конечно, если они ощущают себя виноватыми, сделать соответствующие выводы. Какие конкретно, это уже ему виднее.

Л. ГУЛЬКО - Я еще раз напомню, у нас, к сожалению, остается не очень много времени, буквально пару минут, у нас в гостях Мавлит Бажаев, член Общественной палаты Российской Федерации, президент организации чеченских общественных и культурных объединений. Сегодня встречались представители Чеченской республики. Поехали туда и встречались.

М. БАЖАЕВ - Да, я в курсе.

Л. ГУЛЬКО - Какие итоги встречи?

М. БАЖАЕВ - Я с ними еще не разговаривал, но в любом случае мы ожидаем очень позитивных итогов, потому что сама ситуация требует разрешения. И та делегация, которая туда выехала, это серьезные люди с серьезными полномочиями. И надеюсь, что этот визит посодействует урегулированию того, что там происходит.

Л. ГУЛЬКО - Потому что были радикальные высказывания премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова о том, что если не успокоится, то я могу приехать и все успокоить.

О. ПАШИНА - Я хочу напомнить, что буквально сегодня были сообщения о том, что жители Кондопоги, чеченцы, говорят, что мы собираемся туда вернуться, собираемся требовать компенсации. Там предлагают уехать в Штаты и Финляндию, но нет, мы вернемся в Кондопоге. Зачем это нужно? Им не страшно? Зачем они хотят?

Л. ГУЛЬКО - У нас, правда, есть полминуточки на ответ.

М. БАЖАЕВ - Вы знаете, я не слышал заявления Кадырова о том, что он туда поедет. Я слышал, что он...

Л. ГУЛЬКО - Это я утрирую просто. Если что, мы можем послать своих.

М. БАЖАЕВ - Если власти не смогут решить вопрос другим путем, мы найдем другие механизмы, которые позволят стабилизировать ситуацию. Я думаю, он в первую очередь, как гражданин России, тем более как премьер республики, имел в виду обращение в высшие законодательные исполнительные органы власти или Верховный суд для того, чтобы помочь решить ситуацию. Я так это понял. Вместе с тем относительно мнения людей, которые хотят вернуться, но они не хотят покидать свою родину. Ведь все-таки мы живем в одной стране. И сейчас требовать от этих людей или предлагать им заменить свою родину какой-то другой родиной это как-то, по-моему и с нашей точки зрения, очень будет неправильно. И я думаю, если мы сейчас позволим таким образом отнестись к тем людям, которые были вынуждены выехать оттуда, если мы не решим вопроса их возвращения, тогда мы и получим такую линию раскола по межнациональному признаку, что может просто привести к распаду нашей страны.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо. К сожалению, у нас время закончилось. Я еще раз напомню, Мавлит Бажаев, член Общественной палаты Российской Федерации, президент организации чеченских общественных и культурных объединений был у нас в гостях. Мы говорили о Кондопоге. Оксана Пашина и Лев Гулько прощаются с вами до завтра.

О. ПАШИНА - О чем будем говорит завтра, завтра же и сообщим. Будет день, будет и пища.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо. Всего хорошего.

М. БАЖАЕВ - До свидания.




06.09.2006
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/46000.phtml


Док. 465270
Перв. публик.: 06.09.06
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 153

  • Бажаев Мавлит Юсупович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``