В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Медведев доведет пенсии до ума Назад
Илья Карлинский: Медведев доведет пенсии до ума
Реформа пенсионной системы РФ - одно из самых тяжелых и болезненных преобразования эпохи Владимира Путина - может получить "второе дыхание" и шансы все-таки быть доведенной до конца. Первый вице-премьер и кандидат в президенты России Дмитрий Медведев взялся вплотную за эту сферу - существенное улучшение ее качества и значительный рост собственно пенсий - едва ли не ключевые лозунги его президентской кампании. И одно из последних мероприятий этой компании было посвящено именно этой теме - в Уфе Медведев провел совещание по вопросам совершенствования социального обеспечения граждан, где обозначил ряд первоочередных задач на ближайшую перспективу.

Стоит признать, что проблем в пенсионной системе накопилось столько, что одним махом их не решить. Дефицит ПФР в 2020 году, по прогнозу вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина достигнет 3% ВВП, система добровольных пенсионных накоплений толком не заработала - многие люди просто не готовы самостоятельно распоряжаться деньгами, заработанными сегодня, но которые надо с умом отложить на день, отнюдь неблизкий. К распределительной системе, работавшей (и неплохо) в СССР, и благополучно увядшей в постсоветской Росси, возврата, очевидно, нет. А тем временем число пенсионеров растет, и на сегодняшний день составляет 38,5 млн человек, на каждого из которых приходится лишь по 1,7 работающего гражданина. И этот показатель, во всяком случае пока, держит уверенный курс на снижение.

В случае победы Медведева на выборах, ему может не хватить одного президентского срока, чтобы довести дело до конца. Но у него есть хорошие шансы заложить фундамент для прочной, прозрачной системы, которая бы работала и работала, подобно швейцарским часам, как во всех развитых странах.

Задатки для нее есть: механизмы негосударственных фондов, которые призваны приумножать будущие пенсии, созданы. Механизмы добровольных накоплений с государственным софинансированием, которые предложил в свое время создать Путин, вот-вот заработают. В чем же дело? Дело в недоверии граждан частным фондам, к сложным на их взгляд схемам "прокрутки" их денег, неуверенность в завтрашнем дне. Уровень доверия населения и к государству растет очень медленно, а к частному сектору - и подавно. Ведь несмотря на галопирующие темпы роста Стабфонда (и его наследников в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и золотовалютных резервов, многие граждане еще не забыли экономических ужасов 90-х и снова ждут деноминаций и дефолтов. Дай им волю, они бы и в ПФР деньги не отчисляли и хранили бы их в чулке.

Посему система негосударственных фондов, созданных в рамках реформы государственной, автором которой был к тому же "любимый" министр всех пенсионеров и бюджетников Михаил Зурабов, вызывает у людей просто квазиотторжение. Ведь даже потенциальный значительный доход от негосударственных вложений, чья ликвидность вдвое выше, чем у вложений в госфонд, чьими средствами управляет "по умолчанию" Внешэкономбанк, не прельщает. Вроде бы и "молчуном" уже совсем быть не выгодно, но "молчунов" меньше не становится.
Ни в коем случае нельзя ставить это недоверие в укор Путину - мол, не смог убедить, внушить. Путин пришел на пепелище 90-х и начал на этих руинах создавать новую страну. Времени прошло слишком мало, и страх потерять честно заработанные деньги (вполне справедливый страх) в сознании россиян зачастую преобладает над мудрым финансовым хладнокровием.

А Медведеву здесь и карты в руки. Тема улучшения имиджа России - инвестиционного, экономического, социального - в его речах звучала не раз и не два. Можно сказать, она красной нитью проходит через все его публичные выступления. Правда, акцент там ставился, в первую очередь, на имидже в глазах иностранных партнеров России. Здесь же задача стоит куда труднее - убедить российский народ, сотни раз обжигавшийся и очень больно, поверить государству, вселить веру в то, что власть не отнимет деньги, а наоборот, поспособствует их приумножению.

Так что имиджевый или психологический аспект в обеспечении эффективности пенсионной системы играет весомую роль. Но для того, чтобы россияне поверили государству, оно должно дать гарантии и делом доказать, что ее намерения - не очередная декларация. И само собой, одной психологии мало - нужны прозрачные, понятные всем правила игры, нужно создать такие условия, в которых частные фонды и не помышляли бы о каких-то недобросовестных маневрах.

Поэтому фундаментальных преобразований пенсионной системы не потребуется. Сам Медведев в начале января заявлял, что эта работа должна проводиться аккуратно, "чтобы ничего не разбалансировать". Здесь он, конечно, перестраховался - системе не хватает именно сбалансированности. И работа в этой сфере предстоит точечная, ювелирная. Именно в балансе - залог успеха.

Но начинать с чего-то всегда надо. Об этом и шла речь на совещании в Уфе. Начать надо с того, что у государства сегодня есть возможности решать проблемы пенсионеров "на совершенно ином уровне". И эти возможности в разы превышают те, что были восемь лет назад. Главное же в том, подчеркивает Медведев, что забота о пенсионерах - "это задача государства".

А задача эта - повышение пенсий. "Главная задача, из которой мы сегодня исходим, это повышение размера пенсии, - отметил Медведев. - В России сегодня 38,5 млн пенсионеров, для большинства из которых пенсия - это единственный источник дохода".

Да, некоторые шаги в этом направлении предприняты: с 1 февраля страховая часть пенсии в России увеличилась на 12%, с 1 апреля она повысится еще на 7,5%, а базовая часть пенсии с 1 августа повысится еще на 15%, запланировано повышение и в последующие годы.

Но повышения должны быть ощутимыми. В качестве примера того, к чему надо стремиться, Медведев привел ситуацию с обеспечением ветеранов Великой Отечественной войны, где "стала прослеживаться положительная тенденция". "Их совокупный доход вместе с различными социальными выплатами составляет более 13 тысяч рублей, и эти 13 тысяч с лишним рублей - это та модель, к которой нужно стремиться, потому что это средняя заработная плата по стране, - сказал первый вице-премьер. - Наша главная задача - те положительные тенденции, которые наметились, реализовать, причем сделать это максимально эффективным способом".

Более конкретно планку повышения пенсий обозначила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. По ее словам, уже в следующем году средняя трудовая пенсия в России должна как минимум в 1,5 раза превысить прожиточный минимум для пенсионеров. Глава Минздравсоцразвития видит задачу правительства РФ и региональных властей в том, чтобы "в среднесрочной перспективе ликвидировать бедность среди пенсионеров".

Другая проблема - льготники. Кризис системы дополнительного лекарственного обеспечения вызвал шок у населения. И хотя его последствия удалось преодолеть, аббревиатуру ДЛО до сих пор с ужасом вспоминают многие наши сограждане. Во избежание "повторения пройденного" Голикова предлагает создать на базе Пенсионного фонда единый социальный регистр, в который будут включены все льготники. Медведев предложение поддержал и пообещал дать необходимые поручения. "Нам нужно себя посчитать, мы уже давно живем в компьютерную эпоху, а до сих пор ведем учет с помощью карточек, которые в лучшем случае отцифровываются", - категорично заявил первый вице-премьер.

Однако проблема ДЛО до конца не решена. Как отметила Голикова, пока субвенции регионам на эти цели составляют 27,6 млрд руб., то есть 417 руб. на человека в месяц. "Такое обеспечение недостаточно", - признала министр и заверила, что в ближайшее время будет произведен перерасчет данного норматива.

Важно, чтобы пенсионеры чувствовали себя людьми, чего в России зачастую с ними не всегда случается. Поэтому Медведев призывает ПФР повысить качество своей работы, начав с того, чтобы его работники избавлялись от таких негативных явлений, как равнодушие и хамство. Собственно качество работы фонда, заметил первый вице-премьер, тема отдельная. "Достаточно часты и обычны для нашей страны случаи хамства в отделениях Пенсионного фонда, очереди стоят, и просто равнодушие по отношению к тем пенсионерам, которые приходят для того, чтобы получить свои деньги, - констатировал он. - Естественно, что с такого рода проблемами нужно бороться, и делать это не только при помощи репрессивных мер - наказывать нерадивых сотрудников тоже необходимо, но, прежде всего, за счет формирования современной пенсионной среды, современного комплекса пенсионных услуг".

На совещании было затронуто еще немало животрепещущих тем - жилье для ветеранов и инвалидов, упрощение процедур оформления инвалидности и вопрос существенного улучшения качества продукции для них. Уже наметились решения и этих вопросов - где-то частично, где-то комплексно. Главное - есть движение вперед и понимание у руководства страны, что этими проблемами нужно заниматься плотно, в ежедневном режиме.

Все это постепенно, день ото дня, капля по капле будет повышать доверие пенсионеров к тем же Медведеву и Голиковой. Разумеется, если эти меры будут иметь должный эффект. И когда это доверие достигнет определенного уровня, и Медведеву, и Голиковой, и другим вовлеченным в эту работу чиновникам, будет много легче научить россиян как правильно распорядиться своими будущими пенсиями. Это не означает, что только так и будет создана прочная и надежная система. Но при должных управленческих решениях по ее настройке эффект будет обязательно.

Илья Карлинский

26/02/2008
http://www.rosbaltvolga.ru/print/459935.html

Док. 465591
Перв. публик.: 26.02.08
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 107

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``