В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Четыре `И` и семь задач Медведева Назад
Илья Карлинский: Четыре `И` и семь задач Медведева
Медведевские "четыре "И" еще войдут в историю как фундамент, базис для глобального российского прорыва по всем направлениям. Пока же эти "февральские" тезисы кандидата номер один, как и стоило ожидать, вполне уместно дополняют все то, о чем в последнее время говорил президент Владимир Путин - и на расширенном Госсовете, и на своей "большой" пресс-конференции в Кремле в минувший четверг. Речь, безусловно, идет о том, какой быть России после президентских выборов, по какому пути двигаться и кто, а главное, - как будет этим всем управлять.
Речь - о пресловутом "Плане Путина" - абстрактном когда-то термине, придуманном еще с год назад "Единой Россией", но по мере приближения выборов президента страны приобретавшем день ото дня все более реальные и осмысленные очертания. Нет сомнения в том, что "План Путина"- это не только стратегия развития России до 2020 года. Это лишь ее часть, хотя и ключевая.
Но есть и другая деталь, без которой эта конструкция, в рамках которой Путин, уйдя с высшего поста в государстве, у власти останется, сохранив свое колоссальное влияние, - работать бы не стала в принципе. Это первичное и ключевое звено Плана: Медведев - президент. Теперь уже становится очевидным, что по-другому быть не могло - именно Медведев. И личная, по признанию самого Путина, "химия" в виде его президентского доверия свидетельствует о том, что все идет по Плану.
Программная же речь первого вице-премьера - по большому счету есть этого Плана детализация. Путин накануне на пресс-конференции достаточно точно спрогнозировал, о чем будет говорить его преемник в Красноярске: "То, что он подготовил в качестве своего выступления и то, что будет в его речи в Красноярске, является продолжением той стратегии, которая была изложена мною на расширенном заседании Госсовета".
Так оно и вышло. Да, Медведев не сказал ничего нового и сенсационного: о необходимости облегчения налогового бремени разговоры ходят уже годами, как и о борьбе с коррупцией, создании прозрачной финансовой системы в РФ, поддержке малого бизнеса, инвестициях в человека, повышении эффективности государственного администрирования, борьбе с инфляцией.
Тема перехода от сырьевой экономической модели к инновационным схемам вообще набила всем оскомину, хотя она справедливо заслуживает максимального внимания. Как юрист Медведев в эти тезисы руководства страны добавляет свое - борьбу с "правовым нигилизмом" и "гуманизацию правосудия". Но это, как ни крути, путинское "создание равных условий для всех".
В такой семантике при этом нет ничего банального или неэффективного. Ведь интересна программа Медведева именно деталями. Путин как стратег ставит задачи, определяет стратегические векторы и базовые тренды развития России. Медведев же сегодня работает как тактик, разрабатывая пошаговые алгоритмы достижения амбициозных целей, поставленных действующим главой государства.
Путин, выступая на Госсовете, ставит задачу перейти к инновационной экономике, сделав ставку на человека, на инвестиции в гражданина, которого также обязует защищать, холить и лелеять, создавать для него комфортные условия труда и отдыха. Стоит признать, что конкретики в том выступлении президента не было, и кому-то оно могло показаться абстрактным. Впрочем, те, кто так думал, явно поспешили с выводами.
Ведь Путин пока еще действующий президент, а Медведев - только претендент на высший должностной пост, работающий первым зампредом российского правительства. И Путин работает, как подобает главе государства, ставя задачи. А Медведев как член правительства думает о том, как их выполнить. Поэтому "план четырех "И" или семи задач на четыре года" есть ничто иное как детальная схема выполнения первого этапа путинской программы развития России до 2020 года.
На этом этапе, заявляет Медведев, Россия должна сконцентрироваться на четырех ключевых приоритетах: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях, внутри которых решается семь первостепенных задач. Первая - преодоление правового нигилизма с особым вниманием к качеству законов и эффективности правоприменения. Вторая - радикальное снижение административных барьеров. Третья - уменьшение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал. Четвертая - построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе станет одним из "столпов" финансовой стабильности в мире. Пятая - модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего. Шестая - формирование основ национальной инновационной системы. И седьмая - реализация программы социального развития страны.
Выступление Медведева длилось почти 45 минут и не было коротким, но в этих тезисах - его суть, которая самым лаконичным образом объясняет, как и за счет чего будут выполняться наказы нынешнего президента. Можно долго расписывать все пункты медведевской программы, а можно просто заметить, что все они предельно детализированы.
Помимо этого не стоит забывать и национальные проекты, которые Медведев, - что подтвердил накануне президент, - в случае своего избрания главой государства продолжит курировать. В целом - работа большая, масштабная. Работа по качественному обновлению страны, ее модернизации. Цели поставлены с размахом, а их суть - человек, его капитал, благосостояние, здоровье, комфорт. Инновационная экономика строится человеком и на нем она зиждется. Человек же - ее мотор, сердце и разум. Но, с другой стороны, этот человек - счастливый, благополучный и здоровый - в условиях современного мира ее - инновационной экономики - плод. И в этом ключ к успеху: одно движет второе, и наоборот.
Заслуживает внимания и такой факт: решать задачи, поставленные на Госсовете, Путину предстоит самому уже на посту премьер-министра при президенте Медведеве. В связи с этим весьма примечательным выглядит и другой момент: выступление Путина на Госсовете прозвучало в большей мере как наказ своему преемнику и отчасти как программа его, Путина, будущего кабмина. Речь же Медведева в Красноярске - это отчасти его "месседж" Путину - уже как будущему премьеру.
И здесь они уже почти поменялись ролями. Может быть, рановато, но раз уж с планами экономического и социального развития некая ясность имеется, отчего не поразмыслить о том, каков же будет этот тандем - Медведев - Путин - после инаугурации нового президента России.

Путин в четверг дал понять, что данная конструкция будет эффективной: "Премьер - это глава высшей исполнительной власти. Полномочий достаточно. И мы с Дмитрием Медведевым, если народ нас поддержит, их распределим". Как эти полномочия будут делиться, пока не очень ясно. Но вполне вероятно, что не так, как в нынешней системе между Путиным и его "техническими" премьерами. Не исключено, что зоны ответственности будут поделены поровну, и Медведеву отойдет то, в чем он, по идее, силен: социалка и экономика, а Путин же "заберет" себе внешнюю политику, оборону, силовой блок. В любом случае конфигурация будет кардинально иной, чем сейчас.
Впрочем, если им удастся ужиться, то и эта интрига, это звено "Плана Путина" уйдет на второй, да простит меня читатель за тавтологию, план. А в центре внимания как раз будет то (а так и должно быть), чем они оба будут заниматься - реализацией стратегии сильного, суверенного государства, которую, по словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, и озвучил в пятницу Медведев.
Справедливости ради стоит отметить, что кандидат номер один день ото дня набирает политический вес, и на его заявления российская элита реагирует уже почти так же, как и на слова действующего главы государства. Да и сам Путин, к слову, очень внимательно прислушивается к своему преемнику. Достаточно вспомнить, что не прошло и двух недель с того момента, как Медведев предложил учредить в России День юриста, как президент подписал соответствующий указ.
Естественно, не стало исключением и выступление первого вице-премьера в Красноярске. Так, "Единая Россия" уже пообещала законодательно подкрепить озвученные им инициативы. Как заявил глава Центрального исполнительного комитета партии Андрей Воробьев, "предложенные меры, которые будут подкреплены в самое ближайшее время на законодательном уровне, позволят приступить к созданию общества новых возможностей, инновационной экономики, коренных качественных изменений в социальной сфере".
А руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович поддержал предложение Медведева по снижению НДС, заявив, что сделать это можно уже в текущем году. "Этому будут предшествовать детальные расчеты, и Минфин не намерен их задерживать", - заметил Дворкович. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, правда, с этим пока не очень согласен и обращает внимание на то, что облегчение налогового бремени может затруднить реализацию инфраструктурных проектов. Налоги, как-никак, - это доходы в бюджет. Впрочем, думается, что препятствовать снижению НДС Кудрин вряд ли станет. Инфраструктурные проекты - они частно-государственные, с существенным участием бизнеса. А чем для предпринимателя плоха мотивация вкладываться в них в виде снижения налогов?!
С другой стороны, сентенция Кудрина, которому, конечно, по должности положено экономить на чем только можно, вскрывает и пласт проблем, с которыми Медведеву неизбежно придется столкнуться: а именно - одновременное решение таких задач как борьба с инфляцией и снижение налогов параллельно с развитием инфраструктуры, промышленности, села, социалки. Но это, хотя и уже в недалеком, но - будущем. Пока же - все идет по Плану.


Илья Карлинский

15/02/2008
http://www.rosbalt.ru/print/457117.html





Док. 465595
Перв. публик.: 15.02.08
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 114

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``