В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Правительство-2007: думая о будущем Назад
Илья Карлинский: Правительство-2007: думая о будущем
Итоги работы правительства в уходящем году и их влияние на российскую экономику можно охарактеризовать как попытку заложить фундамент для будущего развития страны, который бы цементировался не только за счет нефтегазовых доходов бюджета, но и за счет роста несырьевых секторов экономики - обрабатывающих производств, инноваций, "человеческого капитала".

Те механизмы, которые созданы правительством в 2007-м и предыдущих годах - инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Банк развития, госкорпорции - пока только начинают работать, и эффект от них можно будет ощутить не раньше, чем через пару-тройку лет (исключение составляет разве что Россельхозбанк, на котором во многом держится реализация национального проекта по развитию АПК). Но уже один вывод можно сделать: дилемма - тратить или не тратить сырьевые "сверхприбыли" - решена.

Причем решена она вполне здраво: часть Стабилизационного фонда будет сохранена в виде Резервного фонда, часть - направлена в Фонд национального благосостояния и пущена на развитие экономики - инфраструктуру (дороги авто и железные, порты аэро и морские, коммуникации), и подъем несырьевых - инновационных секторов экономики через институты развития и госкорпорации.

Ключевой позицией здесь стало первое в истории страны принятие трехлетнего бюджета, верстка которого шла почти весь первый квартал. В этом глобальном документе, помимо доходов, расходов и других макроэкономических параметров, есть два принципиальных момента - обнуление к 2010 году бюджетного профицита и сокращение "нефтегазового трансферта" (величины, равной доле энергодоходов в доходах бюджета) до уровня в 4,5% ВВП против 6,1% в 2008 году при доходах бюджета 18,1 и 19% ВВП соответственно. К примеру, в 2005 году бюджетные доходы были на 50% сформированы из сырьевой прибыли, в первой же трехлетней конфигурации этот показатель планируется сократить вдвое.

По мнению чиновников правительства, и прежде всего вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, с которым соглашаются многие эксперты, среднесрочное планирование позволит значительно эффективнее контролировать развитие страны, сделать его более предсказуемым. К слову, Минфин не намерен останавливаться на достигнутом и уже готовит финансовый план развития РФ на 15 лет (2009-2023 годы), который предполагается презентовать будущим летом.

Продолжившееся создание госкорпораций в проблемных секторах экономики - второй тренд уходящего сезона, неразрывно связанный с первым. За Объединенной авиастроительной корпорацией появилась аналогичная структура в судостроении, созданы госхолдинги "Росатом", "Роснанотех", "Ростехнологии", корпорация по развитию ЖКХ, "Олимпийская госкорпорация".

Их создание до сих пор вызывает споры и опасения в экспертном сообществе - а не возврат ли это к госмонополизму и не извращенная ли это форма госкапитализма, при которой самые "лакомые" куски достаются лишь власть предержащим? На деле же все куда проще: в условиях объективной отсталости ряда отечественных высокотехнологичных секторов, насыщенных при этом энным числом небольших, отчаянно конкурирующих друг с другом предприятий, отрасли эти неэффективны. Ни для внутреннего, ни тем более для внешнего рынков.
Объединяя разрозненные структуры в единые, с общей четкой стратегией развития холдинги, государство дает шанс для консолидации той или иной отрасли, с тем чтобы она заработала с той максимальной отдачей, которая от нее требуется.

Более того, подъем производства за счет государства (тех же нефтегазовых прибылей) должен решить задачу по повышению инвестиционной привлекательности этих секторов, и подтянуть туда частный бизнес.
И это, на самом деле, конечная задача создаваемых структур. Выполнив свою миссию, они, в перспективе, могут и прекратить свое существование. Это недавно подтвердил президент Владимир Путин, подчеркнув, что "возврата к госкапитализму не будет".

Примеров кардинального прорыва по тем или иным направлениям пока немного. И первой ласточкой должно стать авиастроение - региональный лайнер "Суперджет-100", который взлетит в небо уже в наступающим году и постепенно заменит "рассыпающиеся" ТУ-134.

В остальных же секторах говорить о каких-то успехах преждевременно: "Ростехнологии" и "Росатом" созданы совсем недавно, сферы компетенции "Роснанотеха" пока для многих представляется загадкой. По прогнозу главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, через несколько лет рынок нанотехнологий России составит десятки миллиардов долларов. Задачи же корпорации, как отмечают в руководстве холдинга, сопоставимы с теми, что решают космические и атомные отрасли страны.

Средства на госкорпорации и институты развития государство не жалеет, что еще раз подчеркивает их чрезвычайную важность. Только в этом году на их докапитализацию было выделено 640 млрд рублей. Не дожидаясь 2008 года и создания Фонда национального благосостояния, на эти цели из стабфонда было выделено 300 млрд из этой суммы, остальные 340 млрд нашлись в результате продажи остатков НК "ЮКОС". По прогнозу же главы МЭРТ Эльвиры Набиуллиной, к 2010 году суммарная капитализация одних только институтов развития составит 1 трлн рублей.

Институтам развития вообще отведена особая роль. За ними не закреплены конкретные отрасли, но при этом они, при необходимости, должны "подстраховать" всех и каждого. Приоритетом остаются те сектора, где преобладают частники - например, село, леспром. ЛПК вообще для чиновников Белого дома сильная головная боль. И повышение до уровня запретительных пошлин на экспорт кругляка к 2010 году проблемы отрасли не решает. Посему в конце года при правительстве создан Совет по развитию леспрома, который возглавил лично премьер Виктор Зубков. Но результатов в скором времени также вряд ли стоит от него ожидать.

В целом же, задачи институтов развития выглядят примерно так: Банк развития призван вытянуть малое и среднее предпринимательство, в том числе за счет льготных кредитов, на фоне мер, предпринимаемых правительством для снижения административных барьеров. "Российская венчурная компания" обязана за счет региональных венчурных фондов содействовать продвижению лучших научных разработок и развитию частного инновационного бизнеса. С "Россельхозбанком" все более-менее понятно, а вот отдачи от Агентства по ипотечному жилищному кредитованию пока не видно.

Еще одним важным шагом правительства, если говорить о планировании на годы вперед, стал выбор стратегии развития автопрома. Не конкретной компании - АВТОВАЗа, а всей отрасли в целом, имея ввиду, что на этой структуре российский автопром держится последние лет десять-пятнадцать. Тренд выбран, судя по всему, раз и навсегда. Тренд в сторону создания СП с иностранными, более умелыми коллегами. Здесь государство расписалось в своем бессилии воскресить автомобильную промышленность собственными руками, признав, что пациент "скорее мертв, чем жив".

Впрочем, учитывая просто вопиющее технологическое отставание РФ именно в этой сфере, решение видится единственно верным. За АВТОВАЗ взялись, назначили ему нового президента в виде покинувшего Роспром Бориса Алешина, и в скором времени был заключен весьма перспективный "брак по расчету" с французским "Рено". Одновременно в других городах открываются все новые и новые автосборки таких монстров мирового автопрома, как "Фольксваген", "Ниссан", "Тойота"...

Можно говорить о том, что год уходящий прошел для российского кабмина под знаком создания "задела на будущее". При этом ряд текущих задач выполнить не удалось: в частности, уровень роста потребительских цен, который на 2007 год был запланирован в размере 8,5%, составил 12% (против 9% в прошлом году). Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции вместо плановых 15% составил, по оценке 2007 года, 8,5%. Жилья в 2007 году было введено вместо 59,3 млн кв. м только 56,3 млн кв. м. План по ремонту федеральных автотрасс выполнен лишь на 37,5% вместо запланированных 49%.

Впрочем, стоит отметить, что правительству выпало работать в очень непростой, выборный год, на который еще пришлась смена премьера и двух ключевых министров, ответственных за решение задач по повышению качества жизни граждан (главу МЭРТ Германа Грефа в новом кабмине сменила Эльвира Набиуллина, главу Минздравсоцразвития Михаила Зурабова - Татьяна Голикова). Но однозначно оценить эти перестановки вряд ли возможно, как и февральские назначения - Сергея Иванова первым вице-премьером, а Сергея Нарышкина - вице-премьером.

Точно можно сказать, что выборные циклы сказались на работе правительства. К примеру, тема возможного "преемничества" Сергея Иванова и уже теперь кандидата в президенты РФ, первого вице-премьера Дмитрия Медведева, очевидно, помогала обоим в курировании вверенных им сфер работы правительства. Назначение же премьером Виктора Зубкова, который по началу "не исключал" для себя возможности баллотироваться в президенты, обозначило сугубо технический характер правительства, задача которого "передать" проводимый курс новому премьеру при новом президенте в мае 2008 года.

Илья Карлинский

30/12/2007
http://www.rosbalt.biz/print/444928.html

Док. 465600
Перв. публик.: 30.12.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 141

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``