В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Плановый кандидат Назад
Илья Карлинский: Плановый кандидат
Главная политическая интрига последних нескольких месяцев, волновавшая не только Россию, но и все мировое сообщество, похоже, получила свою логическую развязку. Накануне, после встречи президента РФ Владимира Путина с лидерами весьма, на первый взгляд, неожиданного партийного квартета - ЕР, СР, "Гражданской силы" и Аграрной партии, - стало ясно, что следующим главой государства будет Дмитрий Медведев, ныне занимающий пост первого вице-премьера российского правительства.

Впрочем, есть минимальная вероятность того, что до президентских выборов-2008 "расклад" еще поменяется. Однако эта вероятность находится, как принято говорить, в пределах статистической погрешности. Объяснение тому довольно простое: Путин, уже в который раз показавший себя достаточно непредсказуемым политиком, всегда логичен и последователен в этой своей непредсказуемости. "Шараханий" в его решениях доселе замечено не было, так отчего же ждать их теперь? В то, что власть будет, как четки, перебирать кандидатов в "преемники" в ответственейший для страны момент, верится с трудом.

С момента назначения Сергея Иванова первым вице-премьером в феврале этого года и вплоть до отставки премьера Михаила Фрадкова вся политическая общественность России смотрела на публичные мероприятия Медведева и Иванова через призму "соревнования" двух первых вице за право быть первым среди равных. Сравнивали, считали шансы, анализировали, кто больше "тянет" на премьера, кто на президента. Путин же готовил решение.

Порой казалось, что Иванов, в силу большей привлекательности его сферы ответственности и поставленной перед ним задачи диверсификации экономики (против объективно трудных медведевских нацпроектов), вырывается вперед. А на преемнические шансы Медведева начинали смотреть скептически.

Цимес этой продолжительной "гонки" заключался еще и в том, что "экзамены" оба сдавали очень похожие - обоих проэкзаменовал первый замглавы администрации Кремля Владислав Сурков на встречах с молодежью, оба давали большие пресс-конференции и ярко выступали в Европе. Виртуальный финиш прото-президентского марафона был положен Кремлем в июне на Селигере, где Медведев и Иванов общались с "нашистами". Из прозвучавших тогда заявлений стало ясно, что "они не близнецы, но у них есть много общего", в чем-то антиподы, но главное - соратники, работающие на благо страны.

Что точка в кампании была поставлена именно там, стало ясно значительно позже - 12 сентября, в день отставки кабмина Фрадкова. Ведь после Селигера, когда оба "кандидата" взяли паузу в своем соперничестве, оставалось стойкое ощущение явного преимущества Иванова. И в день отставки премьера в СМИ появилась информация (еще до самого факта отставки, когда о ней знали только самые осведомленные люди), что Фрадкова в Белом Доме сменит не кто иной, как Иванов.

Путин тогда, по своему обыкновению, не пошел на поводу у общественного мнения, сильно удивив всех внесением в Госдуму кандидатуры 66-летнего главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова. Но журналисты и политологи, не уставая наступать на одни и те же грабли своих гаданий на кофейной гуще, и здесь подвоха не разглядели: в головах же застрял старый стереотип времен позднего Бориса Ельцина - если премьер, то точно преемник. (К слову, прием этот использовался властью лишь единожды в российской истории, но укоренился в сознании как единственно возможный.) И вот уже Зубков после утверждения его Думой в качестве премьера общается с прессой, которая, естественно, задает ему "тот самый вопрос". И Зубков не подводит: "Не исключаю такой возможности, что буду баллотироваться в президенты". Вполне логичный сценарий для общественности. Все довольны: вот он, новый президент.

Но интрига в скором времени закручивается донельзя. Зубков, после ряда громких заявлений и поездок по регионам, постепенно сходит с телеэкранов. Заседания правительства, традиционно открытые для прессы при Фрадкове, закрывают, премьер становится все менее и менее публичен. А непубличный премьер - это председатель правительства без каких бы то ни было президентских амбиций, не более того. Кстати, разъясняя свое решение по кандидатуре Зубкова, Путин прямо заявил, что он должен обеспечить эффективность работы кабмина в сложный для страны переходный период, когда работать надо "в режиме вне выборов", "как швейцарские часы". Другой задачей премьера Зубкова ставилось обеспечение преемственности власти: как вариант, он может оставаться на своем посту и после 2008 года - как "старый" премьер при новом президенте.

Зубков и начал эту работу выполнять, хотя общественность все еще пыталась выискать в его региональных поездках симптомы начала президентской кампании, забыв о том, что в стране тогда еще не завершилась кампания думская. Путину же надо было довести до логического конца эти первые для него выборы в Госдуму во главе "Единой России" без лишних потрясений, тем более что смена правительства уже стала сильным политическим стрессом.

Этот эффект надо было нивелировать, отвлечь внимание общественности от гаданий о будущем президентстве. Отчасти это сделать удалось, отчасти - нет. Путину не удалось отвлечь внимание от себя - его решение возглавить список "Единой России" породило новую волну всевозможных предположений относительно третьего срока. Какие только "коллизии" не обсуждались, да и сомнений почти не оставалось: Путин остается после марта 2008 года президентом.

Видимо, на то и был тонкий расчет. Пока все обсуждали варианты "третьего срока", как-то подзабылись разговоры про преемничество Иванова и Медведева, а оба вернулись к своим "правительственным будням". Сошли на нет рассуждения о кандидатуре Зубкова. О подобных вариантах для вице-премьера Сергея Нарышкина (когда в феврале на эту должность его назначил президент, многие эксперты прогнозировали, что именно он будет преемником) и главы ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина - вообще не вспоминали.

И здесь, выдержав гроссмейстерскую паузу после убедительной победы "Единой России" на выборах в Думу, Путин сказал свое слово: "Что касается кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева, я знаком более 17-ти лет очень близко с ним, и целиком и полностью поддерживаю эту кандидатуру", - заявил он на встрече с лидерами партийного квартета. И стало ясно, что ломали голову-то эксперты да журналисты не зря. Да вот только раньше времени руки опустили.

Путин же вышел на новый виток своей непредсказуемости для общества - это уже такая предсказуемая непредсказуемость или непредсказуемость в квадрате. Но здесь важно помнить и понимать, что эта весьма характерная черта личности Владимира Путина ни в коем случае не является искусством ради искусства. Хотя получается каждый следующий раз краше предыдущего. Вроде бы и ждали все именно такого решения по Медведеву (где-то в начале года), а все равно - как снег на голову.

Не исключено (скорее всего, так и есть), что решение это он принял давно, может, даже летом. Принял - и ждал подходящего момента. А момент этот - он "на тоненького", без права на ошибку. Ткань политического бытия в России сейчас истончилась донельзя, и любое неосторожное движение может привести к крайне трудносчитываемым последствиям.

Как опытный управленец, Путин где-то притормозил этот процесс, а где-то сыграл на опережение, объявив преемника, не дожидаясь съезда "Единой России" 17 декабря, на котором партия собиралась выдвинуть кандидата от власти. Момент настал именно сейчас, и сделано все было мастерски. Кандидатуру Медведева предложила не одна "Единая Россия", как все ожидали, а партийная коалиция, две партии из которой вообще не представлены в Госдуме. Но именно эта коалиция сегодня наиболее адекватно представляет интересы путинского большинства, и эти "сверхчуствительные" процессы, да какие процессы - моменты, вспышки - ничему не мешают. Работает отлаженный механизм, без оглядки на выборы трудится кабинет Зубкова, спокойно готовится к открытию новая Дума. Все идет по плану. Значит, все расчеты оправданы.

Для чего Путину все это нужно? Причин здесь несколько, и большинство из них - очевидны. Преемственность власти, о которой не раз говорил Путин - сегодня оптимальный вариант сохранить заданные (надо признать, во многом благодаря сырьевой конъюнктуре) темпы развития страны и попытаться в условиях политической стабильности все же уйти от нефтегазовой зависимости. Хотя бы частично. Это первое.

Второе - национальные проекты. Сферы социалки и ЖКХ, поднимать которые "бросили" Медведева, и тот факт, что первый вице-премьер в итоге стал кандидатом номер один, говорит о том, что именно эти социальные направления, касающиеся буквально каждого россиянина, являются приоритетными для нынешней власти с точки зрения модернизации страны.

Третье заключается в том, что обеспечить эту преемственность, а точнее - сохранность курса (потому что нынешний президент, скорее всего, вернется в Кремль в 2012 году) Путин сможет лишь отдав власть в руки человека, которому безгранично доверяет, и который его не предаст. Медведев видится именно таким. С Путиным они знакомы уже 17 лет, и, как отмечают в Кремле, "многое пережили вместе, и еще многое предстоит вместе сделать".

Четвертое: Медведев в качестве президента однозначно позволит Путину сохранить свой значительный политический вес в ближайшие 4 года в условиях жесткой конкуренции за влияние в кремлевском окружении. Медведев видится здесь как кандидат от либерального крыла администрации президента, представленного Владиславом Сурковым в противовес крылу "силовому" (зампред администрации Игорь Сечин). Победа Медведева на выборах президента будет означать достижения баланса между этими крыльями за счет усиления "либералов", на фоне сильно укрепившихся в последнее время "силовиков". В этом балансе и заключается шанс Путина остаться во власти, находясь "де-юре вне ее". Тотальная же победа "силовиков" и продвижение ими своего кандидата шансы Путина сильно уменьшают.

И, наконец, в-пятых, кандидатура Медведева является не только удобной Путину, не только не вызывает аллергии у россиян (все же нацпроекты потихоньку начинают приносить плоды), но и в глазах Запада он выглядит едва ли не самым привлекательным на посту президента РФ из сегодняшних представителей российской власти. В Европе до сих пор помнят его январское выступление на Давосском экономическом форуме, которое было воспринято инвесторами, как сигнал, что с Россией можно иметь дело - и до, и после марта 2008 года.

Дело здесь, конечно, не в том, чтобы этому Западу угодить - скорее всего, просто так совпало. Но и это совпадение пошло Медведеву "в плюс": свой либеральный имидж он легко может конвертировать в миллиарды долларов и евро инвестиций в российскую экономику. Да и перед Сергеем Ивановым, представляющимся мировому сообществу этаким "ястребом", это тоже - плюс. Весьма вероятно, что при выборе между двумя кандидатами "внешнеполитический фактор" сыграл свою роль (пусть и не определяющую, но важную).

Впрочем, было бы наивно полагать, что президент Медведев будет в своей внешней политике сильно отклоняться от политики президента Путина, отложив в сторону знаменитые "мюнхенские тезисы" про неэффективность однополярной модели мира. В крайнем случае, Сергей Иванов, не раз успешно эти тезисы развивавший, своему соратнику подскажет.

Что же до самого Иванова, то его не стоит сбрасывать со счетов. В команде Медведева он видится главным кандидатом на пост премьер-министра. После того, конечно, как окончательно завершится непростая процедура по передаче власти от одного президента к другому - в мае 2008 года.

Пока же, за три месяца до президентских выборов, все, включая Медведева, продолжают работать в штатном режиме. Путин сегодня расставил в этом вопросе точки над "i": "Несмотря на все избирательные переживания и все процессы, которые с этим связаны, еще раз напоминаю: правительство РФ должно работать как хорошие часы, ритмично обеспечивая жизнедеятельность всех государственных механизмов и не поддаваться никаким колебаниям, связанным с политическими событиями внутри страны".

По сути, все, что предшествовало выдвижению Медведева, включая перестановки в правительстве и решение президента возглавить список "Единой России", было только подготовкой. Подготовкой к исполнению Плана Путина. Вчера этот план заработал.

Илья Карлинский

11/12/2007
http://www.rosbalt.ru/print/439113.html

Док. 465610
Перв. публик.: 11.12.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 121

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``