В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Мастер и подмастерья. Портрет уходящего кабмина Назад
Илья Карлинский: Мастер и подмастерья. Портрет уходящего кабмина
Михаил Фрадков, чья отставка с поста председателя правительства РФ была принята в среду президентом Владимиром Путиным, несомненно, войдет в историю России как премьер, при котором был фактически сформирован плацдарм для будущих экономических успехов России. При Фрадкове страна перешла на трехлетнее бюджетное планирование, а инфляцию удалось укротить в пределах однозначного числа. Создан Стабфонд, началась реализация крупных инфраструктурных проектов - дороги, аэропорты, мосты. Болевыми точками остались социальная политика и ЖКХ, что свидетельствовало о недостаточной координации по этим направлениям. Но в целом работу уходящего правительства можно оценить на твердое "хорошо" - серьезных провалов у него не было.

Отставка Фрадкова, в принципе, не ставшая неожиданностью, не связана с неудовлетворительной работой его кабинета. Она вполне вписывается в логику политического процесса в свете предстоящих выборов - как парламентских, так и президентских. Владимир Путин не только весьма лестно отозвался о деятельности как самого Фрадкова, так и его подчиненных, но и наградил бывшего премьера Орденом "За заслуги перед Отечеством I степени".

Изначально окрещенный журналистами как "технический" премьер (читай: премьер, от которого ничего не зависит), Фрадков вовсе себя таким не показал. Да, он старался безукоризненно выполнять поручения президента (другое дело, что получалось не всегда), и всегда признавал справедливой его критику в адрес кабинета. При этом, он был реальным лицом номер два в государстве - человеком, имевшим свое мнение по любому вопросу, и умеющим эти вопросы решать. Другое дело, что в рамках конституции его полномочия были достаточно ограничены, и он не мог, скажем, уволить неугодных ему министров (а конфликты с подчиненными у него то и дело возникали, в первую очередь, с главой МЭРТ Германом Грефом и министром финансов Алексеем Кудриным). Ведь членов кабинета, как известно, назначает президент. Хоть и по предложению премьера. Но Фрадкова, безусловно, уважали все его подчиненные (вне зависимости от их личных симпатий или антипатий), и руководил он ими твердой, уверенной рукой.

К слову, конфликты Фрадкова с двумя вышеназванными министрами были весьма характерной чертой для этого правительства: экономические либералы Кудрин и Греф - "белые вороны" в правительственной команде, которые пользовались доверием президента, но никак не вписывались в видение Фрадковым своего правительства. И премьер им этого простить не мог. С Кудриным Фрадков вообще ничего не смог сделать, за исключением нескольких выволочек на заседаниях, у Грефа же отобрал из его Минэкономразвития таможню, не раз грозился возродить и Минторг, сделав МЭРТ ведомством чисто аналитическим. В ответ Греф бросал на его стол заявление об отставке, и угрозы прекращались. Впрочем, эти детали не мешали всем троим слаженно работать вместе и с остальными членами кабмина.

Как политик высшего ранга Фрадков не стремился к публичности - интервью не давал "принципиально", на телеэкранах появлялся редко. Но фигура он, бесспорно, примечательная, и внимание прессы приковывал к себе немалое. Крайне своеобразная манера речи, метафоры, острые реплики и замечания в адрес министров на заседаниях правительства делали его на редкость ярким персонажем, далеким от типажа "технического премьера". Со своими "максимами и афоризмами", Фрадков не уступал, а где-то и превосходил своего давнего предшественника, признанного "мастера жанра" Виктора Черномырдина.

Но главное не это, а то, что свою миссию Фрадков выполнил: экономическая ситуация при нем не только стабилизировалась, но и появилась тенденция если не к прорыву, то к реальному устойчивому росту. А для прорыва созданы неплохие заделы на будущее. Какого-то блеска, феерии от него не требовалось: нужно было просто хорошо делать свое дело, и он его делал. И в этом плане он был настоящим "техническим" премьером - хорошим техником, профессионально разбиравшимся в деталях своей работы. В случае же чего, под рукой у него всегда были подмастерья - министры-отраслевики. И работа ладилась - где-то сбоило, в ЖКХ, например, но в целом работа шла: ВВП начал ежегодно прирастать на 7% и более, инфляция упала до 9% в 2006 году и впервые в новейшей истории России стала обозначаться однозначной цифрой.

Безусловно, правительству Фрадкова сопутствовала немалая удача в виде благоприятной конъюнктуры цен на энергоносители. Но эта удача была и главной головной болью кабинета министров - зависимостью от "нефтяной иглы", за которую правительство Фрадкова не критиковал только ленивый. Стабфонд частично помог стерилизовать нефтедоллары, но до конца проблему не решил.

Принятие первого трехлетнего бюджета на 2008-2010 года стало, наверное, главным достижением уходящего правительства. Среднесрочное планирование, взятое за основу, свидетельствует о том, что бюджетная политика становится более продуманной и прозрачной. Кроме того, в проекте первой трехлетки предложен механизм не-нефтегазового бюджета, предполагающий практический отказ от текущего использования сырьевых доходов. Запускать этот механизм будет уже другое правительство, но рецепт лечения от нефтяной зависимости придумали все же Фрадков и его министры.

В числе других экономических побед правительства Фрадкова можно выделить полное погашение долгов бывшего СССР и практическое завершение переговоров по ВТО. Дан толчок к росту перспективных отраслей промышленности путем создания госкорпораций - а авиа- и судостроении, в атомной энергетике, в сфере нанотехнологий. Впервые с советских времен государство из Москвы посмотрело на Дальний Восток и пришло к пониманию того, что он требует триллионных вложений (хотя недавно правительству крепко влетело от Путина за плохую работу по развитию Камчатки). Запущено строительство ряда крупных нефтепроводов: БТС-2, "Восточная Сибирь - Тихий Океан", СЕГ, кардинально решающих проблему диверсификации Россией экспортных нефтяных поставок.

В завершающую стадию вступают реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В сфере лесного хозяйства работа долго не двигалась, за что правительство нещадно критиковал Путин, дошло до выговоров и взысканий, но потихоньку работа пошла. Был сделан ряд серьезных шагов по упрощению налогового администрирования, созданию комфортных условий для малого и среднего предпринимательства. Правда, эта работа находится пока в зачаточной стадии.

Преобразования в социальной сфере шли намного тяжелее. Так называемая "монетизация" льгот, или реформа льготного обеспечения, начатая в 2005 году, давала серьезные сбои, за что правительство кляли направо и налево, и ее корректировали уже по ходу реализации. Отголоски эта история получила уже в этом году, когда начались проблемы с дополнительным лекарственным обеспечением льготников (ДЛО). Впрочем, Минздравсоцразвития под руководством Михаила Зурабова не раз показывало себя слабым звеном в кабмине, и даже бросало на него тень. Здесь же можно вспомнить и скандал с Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), когда в конце 2006 года почти все его руководство "погорело" на взятках.

Серьезной проблемой стало введение летом 2006 года системы ЕГАИС, призванной регулировать рынок алкогольной продукции. Это нововведение, из-за его непродуманности и неподготовленности, не только не отрегулировало рынок, но на какое то время просто парализовало его. В результате чего проблема дошла до президента, который жестко высказался в адрес кабинета министров, и, как с лесхозом, снова были выговоры, а ЕГАИС после долгих мучений было решено отменить.

Из достижений можно отметить реформу образования - школьное обучение должно стать вскоре более специальным и менее напряженным для детей, высшее - двухуровневым, включающим бакалавриат и магистратуру. Немалые подвижки в социалке дают нацпроекты - выросли зарплаты врачей и учителей, школы, поликлиники, больницы постепенно оснащаются современным оборудованием. Свою роль сыграл здесь авторитет первого вице-премьера Дмитрия Медведева, курирующего эту работу.

К слову, разграничение зон ответственности в правительстве Фрадкова было очень четким и весьма эффективным. У Медведва - социальная сфера, у первого вице-премьера Сергея Иванова - промышленность, оборона и безопасность, у вице-премьера Сергея Нарышкина - внешнеэкономическая деятельность и СНГ, у вице-премьера Александра Жукова - бюджетная политика и макроэкономика.

Но ЖКХ и региональная политика - по-прежнему больные темы, за что был не раз отчитан глава Минрегионразвития Владимир Яковлев. Плохое состояние коммунального хозяйства, рост тарифов - все эти проблемы остаются по наследству будущему правительству, как и проблема роста цен на жилье. Пока здесь мало что изменилось, и само название нацпроекта "Доступное жилье" вызывает лишь горькую усмешку. Остается немало проблем и в АПК, которые также решать новому кабмину.

Комментируя уход Фрадкова, практически все политики, представители бизнес-сообщества и эксперты сходятся в одном: Путин принял его отставку не потому, что он и его правительство плохо работали, - просто так нужно для страны. Сам Фрадков об этом сегодня высказался на совещании с членами правительства в Белом Доме, которое он собрал, вернувшись из Кремля: "Это решение (об отставке) вписано в план действий, который разработан и реализуется президентом, что важно, на наш взгляд". Он также заверил коллег, что новый кабинет продолжит проводить курс, "озвученный несколько раз, доведенный до граждан". Своего вероятного преемника, главу Росфинмониторинга Виктора Зубкова, Фрадков охарактеризовал как "авторитетного, профессионального и очень порядочного человека". "Я со своей стороны считаю, что выбор президента хороший, и знаю его (Зубкова) возможности. Он это неоднократно доказывал в различных рабочих и житейских ситуациях", - отметил Фрадков.

Очень вероятно, что новое правительство сохранит свой костяк практически полностью. Из вероятных потерь - Греф: по личным причинам. Он уже давно хочет уйти в бизнес и "изнутри посмотреть на то, как работают институты, созданные правительством". Другой кандидат на вылет - Зурабов, чья отставка давно ожидается под думские выборы, как розыгрыш козырной карты одной из партий. Вот, собственно, и все. Вероятны рокировки среди первых вице и вице-премьеров, но не более того.

Что же касается Фрадкова, то пенсионный возраст у него еще не наступил (Михаилу Ефимовичу 57 лет), и, возможно, очень скоро он получит хорошее предложение. К слову, после отставки Игоря Иванова в июле этого года с поста главы Совбеза РФ, в этом органе есть неплохая вакансия.


Илья Карлинский

13/09/2007
http://www.rosbalt.ru/print/413198.html

Док. 465632
Перв. публик.: 13.09.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 139

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``