В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Восточная газовая программа созрела Назад
Илья Карлинский: Восточная газовая программа созрела
В российском правительстве всерьез обеспокоились проблемами создания единой системы газоснабжения, газодобычи и транспортировки газа на Дальнем Востоке. В минувшую пятницу на заседании правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу обсуждался проект соответствующей Восточной газовой программы, который решено вынести на заседание кабинета министров ближайшей осенью. Программа, в результате, коснется не только Дальнего Востока - после ее утверждения Газпром обещает подготовить генсхему развития газовой отрасли РФ до 2030 года, на основе которой наконец удастся расписать топливный баланс страны на среднесрочную перспективу.

На освоение богатейших запасов дальневосточного газа в рамках "Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта в Китай и другие страны АТР" (только разведанные запасы составляют 9,8 трлн. кубометров) потребуется 2,4 трлн рублей до 2030 года. Одна только геологоразведка потребует 290 мдрд рублей - но и отдача должна быть колоссальной - прирост новых месторождений еще на 7 трлн. кубов газа. Определяющая и направляющая роль в реализации столь масштабного проекта отведена, естественно "Газпрому". При координации Минпромэнерго.

Тема создания на Дальнем Востоке единой газотранспортной системы (ГТС) зрела в недрах правительству уже несколько лет: первые поручения на этот счет были отданы кабинетом министров в 2002 году, а 2003 -м вопрос поднимался на заседании кабмина, после чего были отданы поручения президента страны, и еще ряд директив Белого Дома. Но то еще было правительство Михаила Касьянова, которого нынешний премьер Михаил Фрадков сменил на посту в 2004 году. В результате кадровых перетасовок работа замедлилась, а точнее - была отложена до лучших времен.

Сегодня, похоже, эти времена пришли: поручения Владимира Путина и средства, которые планируется выделить на развитие Дальнего Востока, в перспективе исчисляемые триллионами рублей, - тому наглядное свидетельство. Фрадков на это обратил внимание, подчеркнув, что Восточную программу надо "встроить в решение этого вопроса в общий замысел развития Сибири и Дальнего Востока, в программу развития этого региона".

И программа на выходе получилась весьма многообещающая. Она предусматривает создание четырех центров газодобычи - Сахалинский, Якутский, Иркутский и Красноярский. И в случае ее успешной реализации поставки газа на восток страны к 2020 году составят 27 млрд кубометров, к 2030 году - 32 млрд кубометров, и это при нынешних 4 млрд. кубов в 2006 году. По оценкам замглавы Минпромэнерго Андрея Дементьева, при достаточном развитии газоперерабатывающих мощностей эти цифры могут увеличиться соответственно аж до 41 и 46 млрд кубов газа. Программа также предполагает поставки в единую систему газоснабжения до 35 млрд. кубов газа ежегодно. Это обеспечит рост промпроизводства газохимичсекой продукции составит в 2020 году 4,5 млн тонн, в 2030 - 9,1 млн тонн. К 2030 году добыча газа в дальневосточном регионе должна составить 160 млрд кубометров. Восточный проект предполагает рыночную цену на газ для потребителей после 2011 года. Дементьев не хотел отвечать на этот вопрос у витиевато объяснил, что "изначально для внутреннего рынка цена закладывалась равноэффективная, а для экспорта - с учетом топливной конкуренции". Потом, правда озвучил цену - примерно 100 долл. за тыс. кубометров.

Программа практически согласована со всеми ведомствами - среди разногласий Дементьев выделил "вопрос рациональности выбора направлений транспортировки газа, а также нерешенность вопроса о взаимодействии разработчика программы и тех, кто ее будет реализовывать. Выполнение программы потребует уточнения прогнозы добычи газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также цифры рыночного ценообразования на газ в этом регионе. Стимулы роста - финансирование работ из инвестиционного фонда, или прямая поддержка государства, в частности в геологоразведке.

Газпром программу поддержал - в российском газовом концерне на нее возлагают большие надежды. Как отметил временный и.о. Газпрома Александр Ананенков, после 2030 года, то есть в случае успешного осуществления проекта, появится возможность выйти на уровень до 200 млрд. кубов в год на дальневосточных и восточно-сибирских месторождениях, что превышает потребности с учетом экспорт в страны АТР, и экспорта СПГ (сжиженного природного газа) на Сахалин.

Газпром гарантирует успех программы и удовлетворение потребностей всех газопотребителей на Дальнем Востоке, правда при одном непременном условии - передаче ему лицензии на ключевые в этой программе месторождения - используемые в проекте "Сахалин-3" и Чаяндинское газоконденсатное месторождение (Якутия). Это позволит Газпрому приступить к геологоразведке уже в 2008 году и обеспечить ввод месторождений в эксплуатацию с последующим достижением прогнозных показателей газодобычи. Об этом говорил и Деменьтев, отметивший, что успех Восточной программы во многом зависит от того, как будут распределены лицензии на эти месторождения. Кроме того, добавил замминистра, пора приступить к подготовке проектов "Сахалин-4 - Сахалин-9". Открытым оставался вопрос по еще одному стратегически ценному месторождению, которое в последнее время у всех на слуху - Ковыкте. Его, по словам Дементьева, планируется запустить в 2017 году.

Из слов замминистра следовало, что Ковыктинскому месторождению отводится резервная роль, оно будет включено на завершающем этапе создания единой дальневосточной ГТС. Причем расчет делается на рост потребности в газе в европейской части страны. Как считает Дементьев, газа на экспорт в АТР хватит из без Ковыкты. Логика, с одной стороны, понятна, с другой, не стоит исключать, что Ковыку пустят и раньше запланированного, но не раньше, чем будет разрешен спор вокруг нее. За десять лет это точно произойдет, и вряд ли от нее откажется Газпром. Сегодня он такие планы отрицает, но, судя по всему, газовый монополист будет контролировать большинствто месторождения Восточного проекта.

Во всяком случае, шансы у него неплохие: большинство этих месторождений сегодня находятся под угрозой отнесения их к перечню стратегических и последующему ограничению доступа к ним иностранных компаний. В этой связи вполне логичным прозвучало предложение главы ОАО "Лукойл" Вагита Алекперова - создать консорциум по освоению газовых ресурсов Восточной Сибири во главе с ОАО "Газпром", что дало бы толчок к ускорению Восточной программы с одной стороны, а с другой - дало бы контроль над лицензиями и прекратило бы "их растаскивание".

К слову, такой консорциум в регионе уже пытались создать в 2003 году Газпром", НК "Роснефть" и ОАО "Сургутнефтегаз". Туда же пыталась "вклиниться" и ТНК-ВР (на Ковыкту и Чаяндинское месторождение на условях СП с Газпромом"). Но продолжения не последовало: "Сургутнефтегаз" получил Талаканское месторождение в Якутии, "Роснефть" приобрела у ТНК-ВР блокпакет в проекте по освоению Верхнечонского месторождения (Иркутская область) и приобрела несколько участков на аукционах, у "Газпрома" также появился ряд лицензий на местные месторождения.

Заинтересованность Газпрома в этой программе более, чем очевидна: Ананенкова она вдохновила настолько, что он пообещал после ее утверждения представить в правительство генсхему развития газовой отрасли в РФ - то есть сделать то, что от Газпрома ждут уже долгие годы. Схема будет ориентирована до 2030 года. Запред правления подчеркнул, что данный документ невозможно завершить без наличия окончательного варианта Восточной газовой программы. Таким образом, как посчитал Дементьев, с учетом всех доработок, в четвертом квартале этого года генсхему можно будет внести в правительство, а в начале 2008 года - подготовить топливно-энергетический баланс страны. Фрадков, со своей стороны, отметил важность этой работы, призвав существенно ее ускорить.

Резонансом прозвучала лишь критика главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса в адрес Газпрома. Чубайс раскритиковал, в частности, прогноз газового концерна относительно роста уровня добычи газа в стране. Он отметил, что Газпром прогнозирует 8 млрд куб. м в год, из которых, по словам главы энергохолдинга, 6 млрд куб. м должны идти только на электроэнергетику. Чубайсу стало непонятно, что "станет с другими потребителями", и он попросил Фрадкова рассматривать балансы "Газпрома" на заседаниях правительственной комиссии по ТЭК: "Если "Газпром" говорит, что появился баланс до 2020 года, давайте его на комиссии посмотрим. Это основополагающий документ для меня и многих других". Премьер согласился: "Так жить нельзя, Минпромэнерго это знает, это нельзя не учитывать. Будет жаль, если за это время еще и геологоразведку потеряем", - заметил премьер, добавив при этом, что сейчас правительство подходит к пониманию важности этих вопросов, однако это потребует времени.

Восточная газовая программа, которая обеспечит газификацию дальневосточных регионов и рост экспорта газа в АТР - действительно созрела и почти готова к запуску. В то же время, проблемы развития газовой отрасли - прогнозное падение добычи газа и возможный дефицит на внутреннем рынке, низкий уровень газификации страны, нехватка производительных сил - остаются. И для их решения одно программы мало - нужен комплексный подход и единое видение решений правительством, "Газпромом", РАО "ЕЭС". Пока оно не всегда совпадает.

Илья Карлинский

18/06/2007
http://www.rosbalt.ru/print/299389.html

Док. 465639
Перв. публик.: 18.06.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 128

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``