В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Ответственные за лес Назад
Илья Карлинский: Ответственные за лес
Российские чиновники решили все-таки попытаться реанимировать отечественную лесоперерабатывающую отрасль. Первый вице-премьер Сергей Иванов накануне на первом заседании правительственной комиссии по промышленности, транспорту и технологиям потребовал от Минэкономразвития и Минпромэнерго в месячный срок подготовить согласованные решения, которые бы позволили сдвинуть проблему с мертвой точки. Более того, он пригрозил, что если консолидированных предложений в обозначенный срок не будет, то правительство примет решения "в других кабинетах и других местах". Леспрому необходима кардинальная модернизация, декриминализация, создание государством благоприятных условий для бизнеса, и, как вариант, создание вертикально-интегрованных структур, подобных уже сформированным в авиапроме и судостроении.


По словам Иванова, серьезно затягивается принятие ФЦП по развитию отрасли, министерства ничего не делают для реализации нового Лесного кодекса, "кругляк" как шел на экспорт, так и идет. Отрасль, как, впрочем, и фармакология с рыбхозом, полна криминала, мощности морально устарели, производства нерентабельны, инвестиций мало, инфраструктура отсутствует, нет единых правил игры для участников рынка. Лучше всего ситуацию характеризует любимое слово первого вице-премьера - "беда".


Учитывая пристальное внимание к этой проблеме президента Владимира Путина, уже не раз жестко критиковавшего кабинет министров за бездействие в этой сфере, можно ожидать, что если МЭРТ с Минпромэнерго ничего толкового не сообразят, могут полететь чьи-то головы. Напомним, что в конце года за лес оба министерства уже пострадали - премьер Михаил Фрадков, под впечатлением президентской критики, объявил выговоры за "неудовлетворительную работу" замминистрам Виталию Савельеву (МЭРТ) и Ивану Матерову (Минпромэнерго). Впрочем, Савельев, за которого вступился глава МЭРТ Герман Греф, был прощен.


Сейчас же чиновники могут не отделаться выговорами: по сути, кроме постановления правительство о введении с 2011 года запретительных пошлин на экспорт "круглого леса" (пошлина будет доведена до 80% от стоимости экспортируемой продукции) и передачи ряда федеральных полномочий регионам, кабмином РФ ничего не сделано, о чем не забыл упомянуть Иванов. Между тем, закон о вступлении в силу с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса предусматривает, что правительство "должно издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса". Как подчеркнул Иванов, "не принято ни одного" такого постановления, а "времени нет, и гонять воздух больше никто не будет".


"Огромные запасы ценной древесины могли бы стать движущей силой для повышения эффективности лесного сектора, роста его конкурентоспособности и доходности", - уверен депутат Госдумы РФ от Архангельской области Владимир Крупчак. На деле же ситуация в ЛПК - критическая. Обладая громадными лесными ресурсами (22% от мировых запасов), страна почти их не использует. В России практически не растет объем лесозаготовки, который уж долгие годы составляет порядка 160-180 млн кубометров в год (при том, что годовой объем прироста древесины - это 1 млрд кубометров). "А ведь при грамотном и рачительном хозяйствовании мы без всякого ущерба для экологии можем ежегодно заготавливать 600 млн кубов минимум", - полагает Иванов.


Результаты такого нерачительного лесопользования плачевны. С 1990 года заготовка древесины в стране сократилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов - более чем в 3,5 раза, выпуск бумаги и картона - в 1,5 раза. За последние 15 лет доля России в мировой торговле товарами деревообрабатывающей промышленности упала с 18% до 2%. Сегодня доля леспрома в структуре ВВП составляет всего 1,2%, а также 3,2% выпуска промышленной продукции и 4% в российском экспорте. Крайне небрежно в России относятся к лесопереработке: средняя валютная выручка на один кубометр заготовленной древесины не превышает $50 долларов, в то время как в Финляндии он равен $224,5, Швеции - $163, Канаде -$ 120.


Россия в разы отстает от развитых лесопромышленных стран по уровню переработки леса, особенно в целлюлозно-бумажном производстве. Базовые отрасли лесного сектора вот уже 10 лет находятся в кризисном состоянии. Лесозаготовительное и лесопильное производства в целом по стране убыточны, рентабельность целлюлозно-бумажной промышленности также едва превышает 10%. Доходы РФ от экспорта продукции отечественного леспрома составляют чуть более $7 млрд, хотя в той же Финляндии аналогичная сумма превышает $11 млрд. При этом неустанно растет импорт лесобумажной продукции - в среднем на 15-20% в год. Россия почти перестала стоить деревянное жилье, хотя в тех же США его доля в общем объеме строительства домов составляет почти 80%".


Тяжело и с лесной инфраструктурой. К 70% лесных запасов России практически нет доступа. "Лес стоит, гниет, падает, ничего там не происходит, и взять его невозможно из-за инфраструктурных ограничений", - заметил Иванов. В России на тысячу гектаров лесных угодий приходится 1,2 километра лесных дорог, в то время как в странах Северной Европы и Северной Америки - прямых конкурентов РФ - этот показатель в 20-30 раз выше. И в ближайшие 5-7 лет, только по самым скромным расчетам, нужно построить не меньше 8 тыс. км таких дорог, чтобы хоть как-то поправить положение. К инфраструктурным проблемам плюсуются и постоянно растущие тарифы на железнодорожные грузоперевозки. А неумение рационально использовать свои ресурсы в конечном итоге превращается в фарс: вся граница РФ на Дальнем Востоке и Восточной Сибири "усеяна" лесоперерабатывающими предприятиями, работающих на российской древесине, и России ее же продающие.


Проблема экспорта "кругляка" давно набила оскомину. 35% всего экспорта РФ - "кругляк", хотя он, как отметил первый вице-премьер, как минимум в три раза дешевле "даже обыкновенной доски". По данным Иванова в стране сейчас насчитывается до 16 тыс. экспортеров круглого леса, большинство из которых - фирмы-однодневки, создаваемые под разовый экспорт. Россия по объемам экспорта "кругляка" впереди планеты всей, но такое "лидерство" не нужно и задаром.


Одними заградительными пошлинами вопрос не решить (хотя в Минпромэнерго и полагают, что в 2011 году это позволит сократить экспорт "кругляка" с нынешних 51 млн до 5 млн. кубометров). Переработка леса далека от рентабельности. 3-5% прибыли (в редчайших случаях) - минимальное условие для выживания лесозаготовителей, которых по пальцам можно пересчитать. ЦБК, производители фанеры, мебели, по ощущениям, просто никому не нужны. Если радикально и в кратчайшие сроки не модернизировать мощности, не построить новых современных предприятий по глубокой переработке (а за последние 15 лет ни одного такого не построено), то и эти оставшиеся в раз обанкротятся.


По словам Иванова, решение, "вроде бы лежит на поверхности". Именно "вроде бы". Потому как на деле все гораздо сложнее. Да, нужно в экстренном порядке наращивать мощности, строить лесопилки. Но этого очень и очень мало. Нужны инвестиции, причем значительные. Да, инвесторы, в том числе зарубежные, готовы вкладываться в российский ЛПК. Сделка между "ИЛИМ-ПАЛП" и американской International Paper, по условиям которой IP входит в блок химической переработки древесины, покупая 50% целлюлозно-бумажных активов нашей компании - наглядное тому подтверждение. Только в одном конкретном случае речь идет о серьезных инвестициях - порядка $1 млрд.


Но для того, чтобы такие "случаи" стали повседневностью, необходимо создавать условия для инвесторов. Вал проблем не дает отрасли самостоятельно развиваться и здесь роль государства, правительства - ключевая. По выработке единых правил игры (по налогам, строительству, аукционам, порубочным билетам и т.д.), по обеспечению эффективного применения неплохого и в целом "продвинутого" Лесного кодекса. И здесь любое промедление смерти подобно, потому как "больной сейчас уже почти при смерти".


Впрочем, министерства кое-что уже предпринимают. На заседании комиссии замглавы Минпромэнерго Андрей Реус сообщил о предложениях министерства по решению проблем отрасли. В частности, предлагается предоставлять инвесторам прямые преференции в зависимости от объемов вложений - от 300 млн до 5 млрд руб. и более. Первым будут без аукциона даваться лесные участки в аренду. Вторым - скидки по аренде и по вывозу необработанного леса на период проектирования и строительства объектов по переработке. Все это должно мотивировать инвесторов и экономить их деньги. Более того, государство будет контролировать эти льготы и сохраняет за собой право репрессивных санкций к недобросовестным лесопереработчикам. Эффект, по оценкам Реуса, будет хороший. Данные меры позволят к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 20-30% производство изделий из дерева и обработку древесины, на 18-20% - выпуск изделий целлюлозно-бумажного производства, а инвестиции в основной капитал отрасли вырастут соответственно в 1,4 раза и 1,7 раза.


Правда предложение по льготам на вывоз "кругляка" не нашло понимание у МЭРТ: замглавы министерства Андрей Белоусов напомнил, что такая практика уже использовалась в 1995 году и ничего хорошего не принесла, так как "контролировать ее было невозможно". Но у МЭРТа есть свои предложения, в частности софинансирование лесных инвестпроектов через Федеральную адресную инвестиционную программу. Сложностей здесь даже больше, но больше и прозрачности, полагает Савельев.


Нужен комплекс мер, а не отдельные решения. Именно этого ждут от профильных министерств. Не хотим покупать фанеру из своего же "кругляка" за рубежом? Надо стимулировать "приграничные предприятия" передислоцироваться в РФ. Как? Тут и заградительные пошлины помогут, но важнее все те же "общие правила игры", оптимизация законодательства. Нужно строить лесовозные дороги, возможно, на данном этапе целесообразно предоставлять лесозаготовщикам льготы при транспортировке на железнодорожном транспорте.


"Мы должны завоевывать рынки не дешевым кругляком, а качественной мебелью, отличной бумагой и другими продуктами глубокой переработки древесины", - уверен Сергей Иванов. России, безусловно, есть из чего делать мебель, бумагу и многое другое - для этого не нужно тоннами и на сотни миллионов долларов импортировать готовую продукцию. Но нужна целевая программа: задача государства состоит в том, чтобы создать условия, при которых бизнес сможет сконцентрировать необходимый объем инвестиционных ресурсов для запуска новых проектов.


Впрочем, есть и другие варианты. Государство пришло к понимаю того, что возрождение ряда отраслей российской экономики невозможно без существенного укрупнения бизнеса. В авиа и судостроении, атомной промышленности подобные холдинги уже созданы. На очереди нанотехнологии, машиностроение. Не исключено, что с учетом кризиса леспрома и там может быть избран подобный путь. На заседании комиссии Владимир Крупчак заявил, что вертикально-интегрированные структуры необходимы отечественному ЛПК. "Владимир Путин уже не раз отмечал необходимость объединения мелких и средних компаний в лесной отрасли в крупные холдинги, но реальных изменений не происходит", - считает депутат. По его словам, только крупные холдинги смогут привлекать серьезные инвестиции в отрасль и развивать высокотехнологичное производство. Его поддержал и Иванов: "Неужели надо стукнуть кулаком по столу, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки?".


Илья Карлинский, ИА "Росбалт"

17/05/2007
http://www.rosbalt.biz/print/305350.html

Док. 465644
Перв. публик.: 17.05.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 128

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``