В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Россия отвоевывает интеллектуальное право на оружие Назад
Илья Карлинский: Россия отвоевывает интеллектуальное право на оружие
Россия и Словакия в скором времени могут урегулировать вопрос, существенно затрудняющий сотрудничество двух стран в ВТС: Братислава выразила готовность подписать с Москвой соглашение о лицензировании военно-технической продукции, производимой по российским и советским образцам. Об этом накануне заявил словацкий премьер Роберт Фицо на брифинге по итогам переговоров с председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым. Словацкий кабинет министров готов к такому шагу, признает остроту вопроса, но предлагает при этом спрашивать не с руководства своей страны, а с частных производителей, в руках которых есть все необходимое для выпуска и распространения вооружений без лицензий.

Проблема безлицензионного производства вооружений и военных компонентов в странах Восточной Европы по образцам СССР и РФ для Москвы в последнее время встала весьма остро. Убытки от этого точно еще не подсчитаны, но исчисляются они сотнями миллионов долларов, если уже не миллиардами. Спокойно созерцать подобное "интеллектуальное воровство" Россия, естественно, не может.

В марте первый вице-премьер РФ Сергей Иванов обвинил восточно-европейских партнеров в пиратстве - незаконном безлицензионном производстве российских вооружений. "Не секрет, что такие вооружения продолжают производиться рядом восточноевропейских государств- членов НАТО и Европейского Союза и поставляются на внешние рынки по демпинговым ценам и с недействующими лицензиями", - сказал тогда Иванов.

Он подчеркнул, что Россия не раз призывала эти страны прекратить такую деятельность, но ответа не получила, нарушения продолжаются. В итоге РФ несет "существенные финансовые убытки", что не только подрывает конкурентоспособность отечественных предприятий, но и наносит прямой ущерб экономическим интересам страны. Иванов особо подчеркнул, что Москва будет добиваться прекращения таких производств, правда, не уточнил, каким способом это можно сделать. В тоже время, именно подписание соглашений на высшем уровне, подобное тому, которое Москва надеется подписать с Братиславой, может решить эту проблему раз и навсегда.

Первый вице-премьер не озвучил перечень стран-пиратов, но нетрудно предположить, что в нем есть место и Словакии. Собственно, активное сотрудничество в ВТС с этой страной, достигавшее пика в начале 90-х годов, впоследствии минимизировалось не только по политическим мотивам. Да, словаки поддались давлению со стороны своих будущих партнеров по НАТО и ближе к концу 90-х резко сократили объемы производства вооружений и военных компонентов, о чем, кстати, очень сейчас жалеют. Но волна интеллектуального пиратства, захлестнувшего Восточную Европу в то время (безлицензионный выпуск знаменитых АК-47 или автоматов Калашникова в той же Чехии практически поставлен на поток), не минула и Словакию, что не могло позитивно отразиться на сотрудничестве с РФ в сфере производства и торговли вооружениями.

Будучи членом НАТО, Братислава стремится к полной самостоятельности в принятии решений и смотрит с надеждой на Россию - качество российский образцов никто не ставит под сомнение. "Правительство словацкой республики не боится производства вооружений и военной техники", - заявил Фицо, подчеркнув, что "не должна повториться та ситуация, которая имела место в начала 90-ых годов прошлого века, когда кто-то нас убеждал в том, что нам нужно прекратить производство (оружия) для того, чтобы защищать права человека". "И те, кто больше всех критиковал нас, немедленно заняли эти рынки, которые мы только что покинули", - напомнил Фицо, подчеркнув, что Словакия заинтересована в углублении военно-технического сотрудничества с Россией и подчеркнул, что членство Словакии в НАТО не повредит такому взаимодействию.

О планах подписания двустороннего соглашения о лицензировании в ВТС речь идет уже давно, и в ноябре прошлого года президент РФ Владимир Путин сообщил, что российские и словацкие эксперты в ближайшее время урегулируют лицензионные отношения в сфере ВТС, что является "одним из приоритетных вопросов" в сотрудничестве двух стран.

Позже, уже в феврале этого года, глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин по итогам заседания межправкомиссии РФ и Словакии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Нарышкин возглавляет российскую часть комиссии) пообещал, что вопрос о подготовке и подписании соглашения затягиваться не будет. В свою очередь, председатель словацкой части комиссии, министр экономики Словакии Любомир Ягнатек тогда оговорился, что этот вопрос невозможно решить в двустороннем формате, и необходимо участие Чехии, так как "история болезни" началась еще во времена советско-чехословацкого сотрудничества.

Независимо от реакции Праги, Фицо готов в перспективе подписывать документ и без Чехии, но обращает внимание на то, что безлицензионным производством вооружений грешат частники, а не госпредприятия Словакии. "Хочу, чтобы вы понимали, что производство вооружений или точнее определенных компонентов вооружения в настоящее время в Словакии уже не находится в руках государства. Тут нужно признавать, что эти компоненты с точки зрения из разработки и конструкции возникли на территории стран бывшего Советского Союза", - сказал Фицо журналистам.

При этом он подчеркнул, что словацкая сторона отдает себе отчет в том, что подписание такого соглашения "является важной и необходимой предпосылкой" для дальнейшего сотрудничества между Россией и Словакией по технологиям ВТС и партнерстве на рынках третьих стран", - заявил Фицо. Более того, он рассчитывает на активизацию военно-технического сотрудничества двух стран, в частности в совместном производстве военной продукции и заявляет, что членство Словакии в НАТО здесь не помеха: "Это не является препятствием никоим образом, наоборот, мы будем развивать это сотрудничество, исходя из строгого выполнения всех обязательств нашего сотрудничества в НАТО".

Справедливости ради стоит отметить, что развитие ВТС России со Словакией, кроме политических мотивов и проблемы лицензирования продукции, существенно сдерживалось урегулированием долга РФ. На начало 90-х он составлял почти $ 1 млрд и Россия в погашение поставляла словацкой стороне в том числе и вооружения. Но на за 17 лет он минимизирован и по информации Сергея Нарышкина равняется $ 18 млн. Эти средства будут инвестированы в словацкую экономику, в ее инновационный сектор, так что проблемы долга больше нет.

Что же касается соглашения по лицензированию продукции ВТС, то вопрос все еще остается открытым, хотя заявление Фицо может сдвинуть его с "мертвой точки". В целом же, это единственная серьезная проблема в отношениях двух стран: товарооборот вырос за год на 45% до $ 5,6 млрд, Словакия рассчитывает на участие России в достройке трех своих АЭС, по итогам переговоров Фрадкова и Фицо подписан меморандум об участии РЖД в строительстве железной дорогой, которая соединит Кошице и Братиславу. И самое главное - через Словакию идет львиная доля транзита российской нефти и газа в Европу. Кроме того, республика сама закупает немало сырья из РФ. К слову, на встрече с Путиным Фицо попросил рассмотреть возможность увеличения поставок в Словакию российских энергоресурсов, и был услышан.

В Братиславе возлагают большие надежды на сотрудничество с Москвой и видят в них колоссальный неиспользованный потенциал. В связи с этим, Словакия должна быть не меньше заинтересована в соглашении по лицензированию, чем в РФ и совсем не хочет выглядеть в глазах Москвы "интеллектуальным пиратом".

Илья Карлинский

05/05/2007
http://www.rosbalt.ru/print/295382.html



Док. 465647
Перв. публик.: 05.05.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 150

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``