В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Японцам не хватает энергии Назад
Илья Карлинский: Японцам не хватает энергии
Визит премьер-министра РФ Михаила Фрадкова в Токио, прошедший в целом весьма успешно, подтвердил взаимный интерес России и Японии в экономическом и политическом сотрудничестве. Поездка Фрадкова стала логичным следствием ноябрьской встречи президента РФ Владимира Путина с премьером Японии Синдзо Абэ. Тогда был утвержден план совместных действий и достигнута договоренность об интенсификации политических контактов и экономической интеграции, сейчас эти договоренности были подтверждены. В то же время, остались некоторые открытые вопросы - как в экономике, так в политике.

Внушительная российская делегация, в составе который были министры, крупнейшие бизнесмены и главы регионов, привезла в Токио портфель серьезных предложений в энергетике (в том числе атомной), связи, автопроме, высоких технологиях.

В числе приоритетных задач визита была диверсификация российских экспортных поставок. Москву не устраивает высокая доля сырьевой продукции в общем объеме экспорта в Японию, которая после строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) только увеличится. Поэтому предлагалось сделать ставку на инновационный продукт, в частности, нанотехнологии. Накануне визита источник в российской делегации пояснил, что Япония имеет большой опыт постановки заимствованных технологий на "поточное производство". Сейчас японцы уже больше сами удивляют соседей новшествами хайтека, но бесценный опыт конвееризации "чужого" у них сохранился.

Сложно сказать, насколько серьезную ставку Россия делала именно на этот аспект переговоров. Но, судя по тому, как Фрадков и другие представители делегации неустанно уговаривали японских инвесторов вкладываться в быстрорастущую российскую экономику, было видно, что именно это было основной задачей. Напомним, на II Российско-японском форуме, прошедшем в рамках визита Фрадкова, был подписан ряд серьезных соглашений межу крупными компаниями двух стран. В частности, контракт между "Северсталь-авто" и "Изудзу-моторс" о производстве в России коммерческих японских авто, а также соглашение между "ТрансТелеКомом" и японской NTT о проведении оптоволоконного кабеля из РФ в Японию. Кроме того, "Внешэкономбанку" удалось привлечь кредит на строительство аэровокзального комплекса "Шереметьево -3".

Что немаловажно, достигнута принципиальная договорились о сотрудничестве в сфере разработки мирного атома. В ближайшие дни может решиться вопрос о том, когда компания Japan Atomic Power разместит в России первый заказ на обогащение отработанного ядерного топлива. Как заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко, "у России и Японии уже есть четкий план развития в области атомной энергетики".

Все эти соглашения - безусловная победа Фрадкова на переговорах - это привлечение существенных средств иностранных инвесторов в экономику РФ: в инфраструктурные проекты, в автопром, в стратегические отрасли. Но вопрос о диверсификации экспорта пока остался открытым. Да, российская наука по-прежнему уважаема во всем мире, в том числе и в Японии. Но эта проблема на данный момент для Токио не столь актуальна, чтобы на ней серьезно акцентировать внимание. Японскую сторону сейчас больше всего волнует вопрос поставок энергоресурсов из РФ. Фрадкова и Христенко ждали непростые вопросы к по проектам Сахалин-1" и Сахалин-2", по строительству ВСТО.

Российской делегации удалось убедить японских коллег, что вхождение ОАО "Газпром" в "Сахалин -2" - это благо для всех. Фрадков заявил журналистам, что сделка по приобретению газовым монополистом контрольного пакета акций проекта "обеспечит эффективность его реализации". Позже Христенко рассказал журналистам, что японцы русским поверили и "приветствовали вхождение "Газпрома" в "Сахалин-2 как гаранта прозрачности проекта". Надо отметить, что "Газпром" деййствительно может обеспечить надежность вложений японских соинвесторов проекта - компании "Мицубиси" и "Мицуи". Но что куда более важно для Японии, он обеспечит и надежность поставок энергоносителей.

Что же до ВСТО, то, как пояснил источник в российской делегации, в Токио обеспокоены слухами о том, что трубопровод не получит выхода к Тихому океану. Фрадков эти слухи опроверг, отметив, что построено уже 500 км трубы, а ускорить темпы строительства можно было бы на основе взаимной заинтересованности сторон - тонкий намек на то, что не помешали бы деньги японского бизнеса. Но японцы пока не спешат вкладываться в ВСТО. Это довольно странно, если учитывать их обеспокоенность надежностью энергопоставок из РФ. Но японский бизнес весьма дотошен и нетороплив при принятии таких решений. К тому же в стране восходящего солнца "глубоко обеспокоены усилением в России государственного контроля над природными ресурсами". Да и вопрос о Курилах в Японии забыть не могут. А все это означает, что некоторое недоверие к Москве в Токио еще сохраняется.

Впрочем, это все решаемые вопросы, и, как справедливо заметил Фрадков, работа над ними идет, но она потребует времени. Главное, чтобы проблемы искусственно не формировались, и тогда, убежден он, ничто не помешает двум странам реализовать взаимный имеющийся интерес.

Кстати, Курилы на самом деле не так уж волнуют Токио. Эксперты отмечают, что вопрос "спорных" с Россией территорий обычно поднимается обратно пропорционально рейтингу японского правительства. Как только его популярность падает, токийские политики вспоминают, что неплохо было бы вернуть себе Курилы. В массах эти настроения популярны, но когда правительство возвращает себе доверие народа, оно про них "забывает", разумно понимая утопичность идеи. Вскоре забывает и народ. И так до новой кампании по подъему рейтинга. И здесь стоит отметить дипломатичность Фрадкова, который весьма деликатно отвечал на вопросы японской стороны о Курилах. Мол, вопрос решать надо, но постепенно, по мере выхода отношений на новый уровень.

В целом же был отмечен ряд "скрытых возможностей" в сотрудничестве двух стран и нереализованный потенциал, масса неиспользованных резервов. Это подтвердили оба министра, и обозначили намерения о расширении и углублении сотрудничества, подписав ряд меморандумов. Правда, пока серьезных политических соглашений на правительственном уровне заключено не было. Судя по всему, весь портфель соглашений, привезенный из России, японская сторона просто "не осилила".

Подводя итоги двухсторонних переговоров, Фрадков подчеркнул, что Япония остается одним из главных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А Абэ пообещал, что в ближайшее время будет подписано соглашение об упрощении визового режима между двумя странами. Возможно, он немного поторопился. Как пояснил источник в российской делегации, "работа в этом направлении идет, но не так близка к завершению, как хотелось бы".

Очевидно, что отношения России и Японии могут и должны развиваться динамично по всем направлениям. И позитивные сдвиги уже есть. В 2006 г. российско-японский товарооборот вырос более чем на 35% и составил $13,7 млрд. За три года число японских фирм в Москве выросло в три раза - с 50 до 150. В Россию приходят японские автогиганты - "Тойота", "Ниссан", теперь вот -"Исудзу". Хотя, как ни крути, российские энергоресурсы японцев интересуют куда больше.

Илья Карлинский, Токио-Москва

02/03/2007
http://www.rosbalt.ru/print/288176.html

Док. 465656
Перв. публик.: 02.03.07
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 143

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``