В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Россия и Белоруссия: хрупкий союз Назад
Илья Карлинский: Россия и Белоруссия: хрупкий союз
Россия и Белоруссия утвердили бюджет Союзного государства на 2007 год. Лидеры двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко на встрече в Кремле, которая предваряла заседание Высшего Госсовета Союза (ВГС) и длилась 3 часа, констатировали, что впервые за долгие годы это удалось сделать оперативно, то есть до начала финансового года.

Доходная часть союзного бюджета сформирована с учетом увеличения долевых взносов России и Белоруссии более чем на 20% и составляет 3,78 млрд руб. В 2007 году из этого бюджета будет профинансировано 35 союзных программ в таких областях, как компьютерные технологии, космическая связь, микроэлектроника, сельскохозяйственное машиностроение, дизельное автомобилестроение, химическая промышленность. Реализация этих проектов будет способствовать дальнейшему наращиванию торгово-экономического сотрудничества, в том числе в производстве высокотехнологичной конкурентной продукции.

Президенты по итогам двусторонней встречи, похоже, остались довольны друг другом. Путин отметил, что финансовые органы двух стран "начинают работать более ритмично". Лукашенко же подчеркнул, что бюджет Союза - это главный вопрос на предстоящем Госсовете, и впервые он принимается "как положено". "Думаю, что в ближайшее время мы сможем снять очень многие вопросы, которые стали тяжелыми для нас - не болезненными, но тяжелыми", - отметил он.

Выступая позже на Госсовете, глава Белоруссии сообщил, что изначально планировалось не обсуждать на заседании два вопроса - Конституционного акта и единой валюты, "по которым идет тяжелая, но плодотворная работа". "Думали, что нам придется еще некоторые вопросы вынести за скобки, о которых много пишут и говорят. Но в результате тяжелых и длительных переговоров мы, вроде бы, нашли ту нить, за которую мы сможем уцепиться", - подчеркнул Лукашенко.

Какие конкретно вопросы имелись в виду, Лукашенко не уточнил. Можно предположить два варианта. Первый - технические моменты, связанные больше с формированием нормативно-правового фундамента союзного строительства, чем с экономикой - Конституционный акт, внешнеполитическая деятельность, бюджет и единая валюта. Но эти вопросы протокольного характера, при всей своей значимости и остроте для Союза, никак не тянут на роль первостепенных. Да, был еще важный вопрос о военно-техническом сотрудничестве, но и он мог решаться спокойно в рабочем порядке. Практически все эти вопросы были в итоге рассмотрены на ВГС, и по всем пунктам приняты решения и даны поручения.

Второй вариант - куда более вероятный - лидеры двух стран говорили о наболевшем. О ценах на газ, введении РФ с 1 января пошлины на нефть, экспортируемую в Белоруссию, а также о планах "Газпрома" купить 50% акций "Белтрансгаза" - компании, закупающей у него газ на российско-белорусской границе. По сути, именно эти вопросы являются реальной основой союзной интеграции. Без них все документы будет решаться на бумаге и на ней же оставаться, а проблемы материального характера - копиться, как снежный ком, усугубляя и так не идеальный отношения между Москвой и Минском.

Газовая тема уже всем набила оскомину. Спор за "Белтрансгаз", который "Газпром" хочет купить за $300 млн, а Лукашенко - продать за $5-6 млрд, в совокупности с намерением российского монополиста уже с января продавать Белоруссии газ по $230 за кубометр (вместо нынешних $46,67) ставит под угрозу существование Союза де-факто. В сентябре на пресс-конференции для российских журналистов в Минске Лукашенко заявил, что повышение цены на газ - "фактически разрыв экономических отношений" двух стран. Экономисты полагают, что на нерыночных ценах на газ Белоруссия ежегодно экономит до $3 млрд. Теперь же, этих денег, вполне существенных, республиканский бюджет может и лишиться.

Игра здесь идет очень тонкая. Вполне возможно, что если будет найден компромисс по "Белтрансгазу", стороны договорятся и по цене на российский газ. С другой стороны, Россия - крупнейший импортер белорусских товаров, и Минску отказываться от такого рынка вроде как ни к чему.

К этим неурядицам добавилась и нефтяная проблема. Все время существования Союза, Белоруссия беспошлинно импортировала нефть из России. Это было крайне выгодно Минску - большая часть нефти шла на Запад, причем уже в переработанном виде. Теперь же, с января РФ вводит пошлину в $ 180,7 за тонну. По экспертным оценкам, бюджет Белоруссии в результате будет терять около $1,7 млрд в год.

В общем, проблема "Белтрансгаза" (а именно она, по сути, главное яблоко раздора) имеет очень серьезные последствия, причем для обеих сторон. Как считает аналитик НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Ян Цукерман, введение Россией экспортной пошлины на нефть, вывозимую в Белоруссию, ставит крест на планах по созданию единого государства. По его мнению, столь жесткие действия Кремля показывают, что если Белоруссия не хочет объединения, то к ней будут относиться не как к братской республике, а как к независимому иностранному государству.

"В Москве объяснили свои действия тем, - отмечает аналитик, - что при беспошлинном ввозе нефти в Белоруссию российский бюджет теряет до$4 млрд ежегодно. Ввод экспортных пошлин сможет компенсировать эти потери". "Минск был уверен, что Россия не будет предпринимать столь жестких решений в отношении Белоруссии, рассчитывая на переговоры, которые ведутся с Минэкономразвития России", - отметил Цукерман.

К слову, на решение России пошлины на нефть в Минске действительно отреагировали крайне резко. Так, представитель МИД РБ заявил, что таким образом Россия нарушила ряд действующих соглашений, определяющих режим свободной торговли без изъятий и ограничений между двумя странами. В частности - действующий протокол от 6 января 1995 года "О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией".

Как пояснил Цукерман, предметом переговоров является вхождение Белоруссии в соглашение о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты. Российская сторона предложила Минску войти в межправительственное соглашение, согласно которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должно зачисляться в российский бюджет, и лишь 15% - в бюджет Белоруссии. По словам аналитика, "как только предложение поступило, оно подверглось резкой критике со стороны Минска, правительство РБ даже не хотело его рассматривать".

"Затем, - продолжает Цукерман, - когда обсуждение началось, Белоруссия заявила о готовности подписать документ, но предложила увеличить свою долю при разделе пошлин до 30%, оставив Москве 70%". Однако, отмечает эксперт, пока велись переговоры с главой Минэкономразвития Германом Грефом, председатель российского правительства подписал постановление о введении таможенных пошлин, что стало неожиданностью для Минска.

По данным аналитика, в Москве были недовольны тем, что Белоруссия продает переработанную нефть как свою, имея с этого прибыль, а России от этого ничего не достается. До определенного времени на это закрывали глаза, но проблемы начались с активизации "Газпрома" в вопросе приобретения "Белтрансгаза".

Буквально на днях глава российского газового монополиста и генеральный директор ОАО "Белтрансгаз" Дмитрий Казаков обсудили рыночную стоимость газотранспортной системы Белоруссии и условия поставок газа из РФ. Подробности не сообщаются, но даты введения экспортной пошлины и этой встречи почти совпали. Вряд ли случайно. У "Газрома" есть и другие интересы в Белоруссии. Так, недавно российский концерн оформил права собственности "Газпрома" на белорусский участок газопровода "Ямал-Европа", компании была передана земля под газопроводом в долгосрочную аренду. Этим шагом было отложено повышение цен на газ для Белоруссии до начала 2007 года.

По мнению политолога Сергея Маркова, объединение с Белоруссией - в интересах РФ. Как считает эксперт, это объясняется "усилением российского влияния на западном направлении, что не дает создать балтийско-черноморскую блокаду России".Что касается необходимости создания Союзного государства, то, по мнению Маркова, это возможно даже при разности политических систем двух стран. Марков отмечает, что "Лукашенко реализует китайскую модель развития государства и делает это достаточно эффективно". По данным ООН, качество жизни в Белоруссии все эти годы выше, чем в любой другой стране СНГ. "Лукашенко эффективно помогает развиваться своим промышленникам, и России нужно перенять этот опыт", - считает политолог.

Кроме того, по мнению Маркова, России нужно научиться договариваться по отдельным вопросам. "Экономизация отношений в СНГ - это стратегическая ошибка, которая приведет к нашей изоляции. Нужно постепенно повышать цены на энергоносители, но нельзя изолировать Россию от ее естественных союзников", - сказал он.

Таким образом, России и Белоруссии надо как-то договариваться. И по нефти, и по газу, и по другим вопросам. На территории бывшего СССР у Москвы союзников не так много, и надежный партнер в лице Минска лишним уж точно не будет.

Илья Карлинский

17/12/2006
http://www.rosbalt.ru/print/279233.html

Док. 465663
Перв. публик.: 17.12.06
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 170

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``