В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Газовая завеса на пути Союза Назад
Илья Карлинский: Газовая завеса на пути Союза
Дружба России и Беларуси может оказаться под угрозой. На днях белорусский лидер Александр Лукашенко заявил, что отношения двух стран, связанных узами Союзного государства, могут сильно осложниться, если российская сторона не откажется от намерений с начала 2007 года поднять цены на природный газ, поставляемый в республику. Все это может серьезно затормозить и так медленные процессы интеграции РФ и Белоруссии.

"Идут очень тяжелые переговоры. Мы, конечно, будем на своем настаивать. Потому что увеличение до таких размеров цены на газ (до $230 за тысячу кубометров) - это однозначно разрыв всех отношений. В экономике - это точно", - заявил Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов в Минске.

Нефтегазовый вопрос для республик СНГ, обделенных собственными сырьевыми ресурсами, стоит очень остро. Для Беларуси особенно. По условиям ряда договоренностей в газовой сфере, сопутствовавших Союзному договору, подписанному в 1996 году Борисом Ельциным и Александром Лукашенко, предполагались равные условия по цене на поставки газа для хозяйствующих субъектов двух стран. Но, с учетом прозвучавших летом заявлений руководства "Газпрома" о намерениях окончательно закрепить на территории бывшего СССР рыночные механизмы формирования цен на газ, логично предположить, что сохраниться в первозданном виде этим соглашениям не суждено.

Речь тогда шла о сумме в $230-240 за тысячу кубометров для Белоруссии - при нынешних $47. При этом Германия покупает российский газ по $ 230. И Лукашенко видит здесь опасность для перспектив союзного строительства. "О каком Союзном государстве может идти речь, если - это вообще беспрецедентный шаг - Россия выходит из Соглашения (о газе) со своим главным союзником?" - задался вопросом белорусский лидер.

Отметим, что в начале недели в Москве прошло очередное заседание Совмина Союзного государства, по итогам которого премьеры Михаил Фрадков и Сергей Сидорский заявили, что компромиссные газовые договоренности будут достигнуты до конца года. Главным субъектом спора, по мнению Лукашенко, является АО "Белтрансгаз" - компания, осуществляющая закупки газа у РФ на российско-белорусской границе. 50% акций этой компании намерен купить "Газпром", "убивая" таким образом, сразу двух зайцев, создав единую газотранспортную систему на территории Союза и на основе обмена активами решив вопрос о ценообразованиях, причем не в ущерб белорусской стороне. "В России считают, что если мы создадим единую газотранспортную систему, то есть передадим им "Белтрансгаз", значит, цены будут, как в Смоленске. Ну и договорились, что оценку будет вести банк из Нидерландов. Сегодня идет этот процесс", - пояснил белоруссикий президент.

Отвечая на вопрос "Росбалта", Лукашенко сообщил, что премьер ему еще не докладывал об итогах Совмина, и предположил, что вряд ли в газовом вопросе между РФ и Беларусью появилось что-то "кардинально новое". Действительно, добавить к тому, что уже есть, нечего. А суть в том (и это сам Лукашенко еще раз подтвердил на пресс-конференции), что Беларусь не хочет продавать "Белтрансгаз" по бросовой цене. "Газпром" предлагает купить акции компании, исходя из балансовой стоимости предприятия - $600 млн, т.е. приобрести его половину за $300 млн. По оценкам Лукашенко, рыночная стоимость "Белтрансгаза" может достигать $5 млрд, и Беларусь готова продать пакет акций в рассрочку, либо обменять на газ, либо сотрудничать с Россией в газодобыче на основе совместного раздела продукции.

"Мы не против продаж, - подчеркнул белорусский лидер. - Не бедный сегодня "Газпром". Я не говорю, заплатите 2,5 миллиарда завтра, давайте разнесем это, вообще газом рассчитаетесь, я не против. Давайте мы у вас на таких же условиях, как американцы и европейцы, возьмем месторождение газа или нефти, обсчитаем его и сами будем добывать, скажем, 10 млрд кубов".

Лукашенко отказался комментировать ход газовых переговоров с российской стороной, но при этом отметил, что "все равно контракт надо заключать". Он, естественно, не хочет повторения в Беларуси прошлогоднего украинского варианта, когда на Новый год возник газовый кризис, и вопросы о поставках из России в пожарном порядке решались в первые дни января. К слову, российско-украинский газовый вопрос пока так и не улажен до конца, и недавняя встреча глав правительств двух стран Фрадкова и Виктора Януковича скорее поставила больше вопросов, чем дала ответов. Главный итог встречи в том, что премьер РФ деликатно намекнул своему коллеге из Киева, что ожидать сохранения январских газовых соглашений не стоит даже в этом году. Думается, что Янукович ожидал от московской встречи более радужных перспектив, и покидал Москву разочарованным.

Но Украина для России - совсем другая страна не только юридически, но и фактически. А Беларусь - "ближайший союзник", причем оформленный де-юре. И эта позиция позволяет Лукашенко "стоять на своем". В том, что какого-то компромисса стороны достигнут, сомнений мало. Разработают очередную формулу цены, решат проблему по "Белтрансгазу", и все само собой рассосется. Трудно представить, что вместо российского газа Беларусь будет потреблять венесуэльский (хотя Лукашенко на пресс-конференции обратил внимание, что такие переговоры имеют место).

Но подобные "бытовые вопросы" сильно затрудняют вопрос о сближении братских стран. Союзное государство по-прежнему остается государством на бумаге. Есть, конечно, ряд моментов, радующих глаз - по сути, единая внешняя граница и фактическое отсутствие внутренней, прекрасные взаимоотношения граждан обеих стран, торговое сотрудничество. Но на уровне государственных руководителей все далеко не так гладко, как хотелось бы. Кто в этом виноват или кто виноват больше - вопрос некорректный, сложности есть с обеих сторон.

Легко понять негодование Лукашенко в связи с намерением России поднять цены на газ. На мировой политической арене белорусский лидер - фигура неоднозначная, но его сложно упрекнуть в том, что он не радеет за свой народ и не заботится о нем. Поэтому его заявления о том, что если цены все же взлетят, необходимо начать взымать с России плату за транзит грузов в Европу, звучат вполне логичными. Это нормальный спор двух субъектов мировой политики, не связанных никакими другими узами, кроме экономических и дипломатических.

В этих рамках вполне понятно нежелание главы Беларуси уступать России свой единственный газовый актив по бросовой цене, а также намерение РФ продавать газ по рыночным принципам. Такая ситуация не удивила бы никого, если бы речь шла, опять же, о взаимоотношениях Москвы, и, скажем, Киева. Но когда такие проблемы возникают в рамках некоего союзного объединения, о необходимости укрепления которого постоянно напоминают руководители стран в него входящих, это действительно непонятно.

Если говорить конкретно о газе, то предложения России вполне приемлемы, и "Белтрансгаз" - не такая уж и большая цена. С другой стороны, обещания Лукашенко разорвать все отношения с Россией, по сути, из-за того же "Белтрансгаза" - не образец дипломатии. Лукашенко прав, говоря о том, что "Россия должна определиться с тем, чего же она хочет от Белоруссии". Но, чего он сам хочет от России - понятно не всегда. И газовый вопрос тому очередное подтверждение. Лукашенко прав, когда говорит, что не надо травить россиян, поставляя им белорусское вино, произведенное из молдавского (недавно с инициативой запретить ввоз такого вина выступил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко), но тут же подчеркивает, что в таких вопросах не должно быть политики.

Беларусь учит русский язык, и любой россиянин там чувствует себя как дома, его не гонят оттуда как в начале 90-х при Шушкевиче. Покупая сырье у России (нефть по мировым ценам), и не имея собственного, страна ежегодно увеличивает ВВП на 10%, реализуя модель инновационной экономики. Верность и эффективность экономического курса, выбранного Беларусью, недавно признала такая авторитетная международная организация, как МВФ. Лукашенко есть чем гордиться: без преувеличения, в этих успехах - его немалая заслуга.

Лукашенко завил российским журналистам, что его страна выживет и без дешевого газа из РФ: "Беднее будем, но выживем". Такой гордый и самостоятельный партнер нужен России, но, очевидно, что обеим сторонам не всегда хватает элементарного чувства такта. Более того, глава Белоруссии считает, что грядущая пора выборов Госдумы и президента негативно отразится на процессах интеграции двух стран. "Я этого очень боюсь. По крайней мере, в истории всегда так было - то у нас политические события, то у вас соответствующие политические события, когда резких телодвижений в политике и дипломатии, да и в экономике никто не делает", - заметил Лукашенко.

Есть и другие сложности - не принятый до сих пор Конституционный Акт Союза, последний вариант которого, подготовленный российской стороной сильно не понравился официальному Минску, набившая оскомину тема единой валюты и многое другое. Но самое важное здесь - кардинально разнящиеся представления двух сторон о том, какое Союзное государство они хотят строить. Это признал и сам Лукашенко, отметивший, что в России "хотят строить нечто на подобие Евросоюза для двух стран". Белорусы же, насколько стало понятно из слов их лидера, настроены на более глубокую интеграцию.

Обе модели имеют право на существование, но прежде надо подумать о том, что лучше для народов двух стран. Лукашенко, кстати заявил в этой связи, что готов не претендовать на пост главы Союза (если встанет такой вопрос) во благо людей и Союзного государства, посоветовав того же и Владимиру Путину.

Немного толерантности не помешало бы белорусскому лидеру и в газовом вопросе. Сейчас может складываться впечатление, что он готов пойти на самые крайние меры в отношениях с Москвой, лишь бы настоять на своих условиях. Но такая позиция не приведет к выигрышу ни Россию ни Белоруссию. Это тупик как для двух стран по отдельности, так и если смотреть на них через призму Союза. В последнем случае, это особенно важно. Лукашенко это прекрасно осознает, и хочется верить, что ва-банк он не пойдет.

Илья Карлинский

01/10/2006
http://www.rosbalt.ru/print/269375.html

Док. 465671
Перв. публик.: 01.10.06
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 147

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``