В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Год с нацпроектами: промежуточные итоги Назад
Илья Карлинский: Год с нацпроектами: промежуточные итоги
5 сентября исполняется ровно год с начала запуска в России национальных проектов. Напомним, 12 месяцев назад на встрече с членами кабинета министров, президиума Госсовета и руководством обеих палат парламента президент РФ Владимир Путин сформулировал четыре приоритетных направления, требующих радикальной модернизации, а значит - особого внимания государства и достойного финансирования. Это здравоохранение, образование, сельское хозяйство, рынок доступного жилья. Весной, после оглашения очередного Послания президента Федеральному Собранию, в этот список был добавлен пятый нацпроект - демографическая политика. На реализацию проектов отведено три года (2006-2008 гг.), а из бюджета в текущем году на них запланировано выделить 115 млрд. рублей (без учета демографии).

От "А" до "Я"

Глава государства год назад предельно четко обозначил цели и задачи нацпроектов и буквально от "А" до "Я" рассказал, что, как и в какой последовательности нужно сделать. Повысить зарплаты врачам первичного звена и медсестрам, учителям доплачивать за классное руководство, а лучших их них премировать, позаботиться об ученых, особенно, о молодых специалистах. Начать строительство университетов и медцентров в регионах, закупить автобусы для сельских школ, самое современное медицинское оборудование и машины "Скорой помощи" для больниц. Обеспечить доступность ипотечного кредитования для всех россиян, а на селе - активно кредитовать подсобные и фермерские хозяйства, обеспечить агролизинг нужной техники. "Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России", - заявил тогда Путин.

Указом президента в октябре прошлого года был создан Совет по нацпроектам, в который вошли вице-премьер РФ Александр Жуков, помощник президента РФ Игорь Шувалов и еще полтора десятка высокопоставленных чиновников из Кремля и Белого дома. Возглавить оперативно созданный штаб в срочном порядке был откомандирован тогдашний глава администрации президента Дмитрий Медведев, в скором времени ставший первым вице-премьером. Уже летом этого года, с учетом тезисов очередного Послания главы государства касательно мер по поддержке материнства и детства, Совет был преобразован в президиум Совета по нацпроектам и демографической политике, практически полностью сохранив прежний состав.

На горизонте - выборы

Инициатива президента была воспринята всеми органами исполнительной и законодательной власти вполне адекватно. Хотя изначально в проекте федерального бюджета-2006 средства на "социалку" не были столь четко прописаны по приоритетам, в результате внутрибюджетного перераспределения "без нарушения макроэкономических параметров" они были быстро найдены и закреплены постатейно. Особенно преуспела в этой работе "Единая Россия". За нацпроекты фракция "единороссов" в Думе "воевала" с правительством в каждом из четырех бюджетных чтений. Более того, она взяла на себя обязательства проконтролировать, чтобы ни одной копейки выделенных средств не пропало даром, не осело в карманах чиновников на местах и дошло до адресатов. Партийцы также пообещали донести до всех россиян подлинный смысл нацпроектов, чтобы, не дай бог, СМИ не извратили их суть.

Пропаганда нацпроектов была действительно внушительна, да и до сих пор ажиотаж вокруг них не стих. Что вполне логично по ряду причин. Во-первых, сама по себе идея оздоровить ключевые сферы жизнедеятельности - задача объективно необходимая. Во-вторых, по мнению большинства экспертов, рассуждая о нацпроектах, не стоит забывать, что выборы, как парламентские, так и президентские, уже не за горами. Многие политологи и представители оппозиции практически сразу же отождествили запуск нацпроектов со стартом очередной предвыборной компании. И за год их оценки, в общем-то, не изменились. Укрепляют скептиков в собственной правоте принципы и механизмы реализации нацпроектов, а также весь тот пласт проблем, который обнажился за минувший год.

Немного статистики

По итогам первого полугодия 2006 г., каких-то грубых нарушений с расходованием "нацпроектных" средств замечено не было. Задержки были, особенно в первом квартале. Но, это, скорее сложности технического характера. Согласно недавно опубликованным данным правительства, с начала года в роспись расходов приоритетных национальных проектов были внесены изменения на общую сумму 4,829 млрд руб (за счет увеличения финансирования проекта по здравоохранению). По состоянию на 1 июля, уточненная роспись расходов составила 120,809 млрд руб., кассовое исполнение - 41,978 млрд руб., или 34,7% к уточненной годовой росписи.
По проекту "Доступное жилье" за первое полугодие перечислено 9,172 млрд руб., или 46,1% от общего объема, по АПК - 8,022 млрд руб., или 49,5%, по "Здоровью" - 16,73 млрд руб., или 26,7%, по "Образованию" - 8,053 млрд руб., или 36,4%.

Добавим, что в проекте бюджета-2007 запланировано финансирование нацпроектов на сумму 206 млрд руб., что на 70% выше, чем в текущем году. Больше всего средств будет выделено на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" - 107,7 млрд руб.(в текущем году - 62,559 млрд. руб.), на "Развитие АПК" планируется потратить 23,4 млрд руб. (16,2 млрд руб), на проект "Образование" - 48,6 млрд.(22,15 млрд. руб.) Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" будет профинансирован на сумму 26 млрд руб. (21,9 млрд. руб. в текущем году).

Масштаб проблем недооценили

Чиновники на местах, похоже, хорошо усвоили слова Путина и Медведева насчет того, чем может обернуться для них прикарманивание "нацпроектных" денег, расходование которых взято под "высочайший" контроль. В лучшем случае - потерей "любимого кресла". Коррупции в России объявлена война, и под "горячую руку" попадаться никто не хочет. Скептикам и здесь нетрудно углядеть предвыборный "пиар", но проблема - намного глубже и масштабнее.

Дмитрий Медведев сам не раз говорил о необходимости "единой цепочки реализации национальных проектов по всей вертикали власти". Не исключено, что звенья ее уже выкованы, но соединить их пока не особо получается. Говоря об эффективности нацпроектов, член Общественной палаты РФ, политолог Вячеслав Глазычев полагает, они, скорее, помогли государству "оценить масштаб бедствия в обозначенных областях". Да, зарплаты учителям и врачам повышают. При этом не всем, а в выборочном порядке, критерии которого далеко не бесспорны. У врачей, к примеру, забыли про хирургов и других "узких" специалистов, в образовании - про рядовых учителей-предметников, очень туманные формулировки - относительно сотрудников вузов, не имеющих научную степень. К тому же давно понятно, что реформирование социальных сфер не может быть сведено к повышению зарплат - нужны качественные изменения в системах здравоохранения и образования.
Но эти нацпроекты еще можно с определенной натяжкой назвать "удачными".

"Жилье" и АПК сворачивают?

По проекту "Жильё" картина выглядит совсем удручающей. Прирост объемов строительства за год составил 9%, но его стоимость выросла в среднем в полтора, а то и в два раза. "Реализация нацпроекта "Доступное жилье" совпала с беспрецедентным удорожанием жилплощади, - заявил "Росбалту" научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Сейчас в Москве квадратный метр стоит уже больше $3800. И свою роль в этом сыграл нацпроект. Государство стимулировало ипотеку, не предпринимая никаких антимонопольных мер в отношении строительных компаний. А в такой ситуации растет не предложение, а в первую очередь цены".

Впрочем, этой проблемой недавно озаботился вице-премьер Дмитрий Медведев, который на одном из совещаний устроил настоящий разнос представителям Федеральной антимонопольной службы (ФАС), как раз за их бездействие по обозначенному вопросу. Дела-то в отношении строителей ФАС вроде готовит, но эффекта пока - "ноль", и цены растут по всей стране.

С агропромом дела обстоят не лучше. Несмотря на радужные планы Минсельхоза о росте производства мяса, зерна, поголовья скота, проект АПК, по сути, замораживается. По мнению Делягина, "об этом свидетельствует тот факт, что в бюджете-2007 запланировано увеличение финансирования по этому проекту всего на 7%, что, с учетом инфляции, обозначает его фактическое свертывание (правительство ожидает инфляцию в 2007 году на уровне 6,5-8%. - прим. "Росбалта")". "Видимо, проект по АПК провалился", - считает Делягин. По его мнению, нацпроекты если в чем-то и приносят пользу, то, в основном, чисто политически.

"В образовании и здравоохранении хоть и декларировалось повышение качества услуг, но цель-то была одна - повысить зарплаты работникам этих сфер. Вполне нормальная практика - в свете выборов конкретно улучшить жизненные условия населения. А с учетом заявленных сумм, говорить о качественном улучшении услуг за счет двух-трех медицинских центров - это несерьезно, - говорит Делягин. - Новая демографическая программа также носит подобный характер - вряд ли стоит ожидать, что женщины будут рожать значительно больше, но определенные средства они получат. Тем не менее, решение государства увеличить финансирование в целом по нацпроектам - это хорошая тенденция".

И снова выборы...

Политолог склонен полагать, что нацпроекты и дальше буду реализовываться вяло, а после выборов про них забудут. "У нас уже не вспоминают про задачу удвоения ВВП (задача удвоения ВВП к 2010 году была поставлена Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию в 2003 году. - прим. "Росбалта"), и показатели там далеки от столь амбициозных планов. Также и про нацпроекты не вспомнят".

Схожей позиции придерживается и глава аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, который уверен, что "нацпроекты - это эффективный метод подготовки к выборам". "Реальный эффект от нацпроектов может быть только через 3 года, пока рано вообще говорить об их эффективности. Может быть краткосрочный политический эффект от впрыскивания денег в регионы, особенно депрессивные, повышения зарплат, некоторого улучшения социального самочувствия граждан". По мнению Орешкина, существует большая вероятность того, что после выборов президента РФ "интерес к нацпроектам остынет, но так может и не произойти". "Советский опыт таких проектов у нас есть, он негативный, а российского - нет. Заранее ругать не хочется, но особого оптимизма нацпроекты пока не внушают", - пояснил политолог.

Полезный инструмент

Возможно, этот оптимизм еще обнаружится, если появятся надежные механизмы исполнения нацпроектов и четкий план действий по их реализации. По словам Вячеслава Глазычева, "именно отсутствие четких механизмов создает сложности". "Надо научиться расходовать средства, оптимально их использовать. Сейчас нацпроекты подошли к критической стадии, фазе публичного анализа. Есть колоссальные структурные перекосы, и работа в этом направлении, фактически, не начата. Здесь нужна серьезная аналитика, комплексный подход", - считает Глазычев. "Но как инструмент исследования социальных проблем нацпроекты уже приносят немалую пользу", - заключил эксперт.

Очевидно, что с реализацией национальных проектов далеко не все так просто, как хотелось бы. Впрочем, глупо было ожидать иного, учитывая современное состояние российской экономики и управленческого аппарата. Но уже есть опыт, понимание проблем, есть материальные ресурсы. Осталось самое главное - распорядиться всем этим с умом, хотя бы на время забыв о грядущих выборах.

Илья Карлинский

05/09/2006
http://www.rosbalt.ru/print/266111.html

Док. 465678
Перв. публик.: 05.09.06
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 153

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``