В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Карлинский: Объединяй своих, чтобы чужим не досталось Назад
Илья Карлинский: Объединяй своих, чтобы чужим не досталось
Государство решило консолидировать под своим крылом высокотехнологичные секторы экономики РФ. На сей раз дело не ограничилось простым декларированием планов и намерений - уже сейчас предпринимаются конкретные шаги. Последние тому примеры - крупнейшие слияния в атомной отрасли и авиастроении. Немаловажно, что о такой необходимости не раз заявлял Владимир Путин.

В ежегодном послании Федеральному Собранию президент отметил, что вопрос о реорганизации таких важных отраслей, как авиа- и судостроение, решается неоправданно долго. По его словам, "правительство должно, наконец, оперативно завершить работу по созданию соответствующих холдингов". Путин напомнил и о реформе энергетики, особенно о ее атомной составляющей. "Это - вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности", - подчеркнул он.

Президентские поручения - к выполнению

Создание подконтрольных государству компаний - машиностроительного холдинга "ЭМАльянс-Атом" в результате объединения "Атомэнергомаша" и "ЭМАльянса", а также "Объединенной авиационной корпорации" (ОАК), в которую войдет ряд ведущих авиастроительных компаний РФ - серьезный шаг к выполнению президентских задач. Это наглядный пример укрупнения бизнеса на основе частно-государственного партнерства (с ударением на слово "государственное"). В судостроении с холдингами все обстоит сложнее - пока неизвестно, по какому принципу и схеме он будет создаваться.

Без госкомпаний не обойтись

Создание крупных госхолдингов сегодня особенно необходимо в отстающих секторах российской экономики - во избежание кризиса и для обеспечения пропорциональности развития всех отраслей. На этом, правда, миссия госкомпаний не заканчивается. Они должны стать оплотом конкурентоспособности не только отдельных секторов, но и экономики России в целом на международной арене. "Российская экономика - экспортно-ориентированная, а серьезные экспортные решения, активность, высокий оборот могут быть только у крупных игроков, - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Только они могут быть конкурентоспособными".

Российский Авиапром претендует на 5%

Пока лишь "Газпрому" и "Роснефти" удалось занять прочные позиции на мировом рынке. Представителям других секторов похвастать особо нечем. Российский авиапром, к примеру, никак не может разобраться с собственными проблемами. Но именно на ОАК возлагаются большие надежды: до 2015 года в отрасль инвестируют порядка $10 млрд, и холдинг возьмется за мировой рынок гражданской авиатехники, отхватив у него, как минимум 5% продаваемых самолетов.

Напомним, ОАК была создана в соответствии с указом президента РФ в феврале 2006 года. В нее должны быть интегрированы предприятия с различной формой собственности и деятельности: занимающиеся разработкой и производством военной авиационной техники а также занимающиеся разработкой и производством гражданской авиационной техники.

В свою очередь, в мае глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что к концу 2006 года планируется выбрать площадку и определить объем финансирования для реализации проекта по транспортной авиации. Христенко пояснил, что после того, как все цифры станут окончательно понятны, будут приняты соответствующие решения и по объемам финансирования, и по площадке размещения. "Существующих мощностей вполне достаточно для того, чтобы развернуть работу - как по созданию новых машин, так и по ремоторизации и обновлению существующего парка самолетов". Однако пока решаются чисто организационные вопросы. Обсуждается и готовится программа действий, определяются наиболее приоритетные направления.

Частники помогут атомной энергетике

В атомной энергетике схожая ситуация: раздробленная на множество небольших компаний отрасль не реализует свой потенциал. Создаваемый "ЭМАльянс-Атом" должен исправить положение. В мае 2005 года ОАО "Атомное и энергетическое машиностроение" ("Атомэнергомаш") и ОАО "ЭнергоМашиностроительный альянс" ("ЭМАльянс") подписали соглашение о создании совместного машиностроительного холдинга, основой которого станут принадлежащие "ЭМАльянсу" предприятия атомного машиностроения - ОАО "МЗ "ЗиО-Подольск" и ОАО "ИК "ЗиОМар". Холдинг, получивший рабочее название "ЭМАльянс-Атом", станет одной из структур в сфере проектирования, производства оборудования и строительства объектов атомной промышленности. Стороны договорились совместно владеть и управлять компанией, в которой контролируемый государством "Атомэнергомаш" получит 50% плюс одну акцию. Сроки и формы организации холдинга еще выстраиваются. Это соглашение стало первым практическим шагом для обеспечения необходимым машиностроительным потенциалом заявленной программы развития атомной отрасли: строительство новых АЭС с целью сохранения и последующего увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны с 16% до 22% и более.

"Впервые можно говорить не о том, как частная компания использует государственные ресурсы, а о том, что государство и бизнес объединили активы для достижения единой задачи, имеющей реальную экономическую и социальную ценность. Этот проект станет моделью для ведения переговоров с другими частными партнерами, владеющими активами в атомной отрасли", - считает генеральный директор "Атомэнергомаша" Кирилл Комаров.
Председатель совета директоров "ЭМАльянса" Евгений Туголуков убежден, что создание холдинга создаст принципиально новые условия в национальном энергомашиностроении. Развитие получат наукоемкие производства и передовой инжиниринг, горизонт планирования бизнеса расширяется до 2015-2030 гг.

Судостроение: конкуренция с "чужими"

Наименее проработана сейчас стратегия создания судостроительного холдинга. Отечественным предприятиям судостроительной отрасли необходимо объединять свои ресурсы для конкуренции с зарубежными судостроителями, а не друг с другом. Однако как это сделать, пока никто толком не знает. На днях вице-премьер Сергей Иванов заявил, концепция по созданию судостроительного холдинга уже подготовлена, но она пока не рассматривалась федеральными органами власти и военно-промышленной комиссией.

По мнению Иванова, при формировании холдинга не стоит принимать во внимание формы собственности предприятий (государственные или частные). Главное - чтобы они эффективно работали. При этом, считает он, "если говорить о судостроении и кораблестроении, надводные и подводные холдинги должны быть разъединены, нельзя соединять стратегические атомные подлодки и военные катера". Иванов заметил, что при создании холдингов необходимо учитывать географию России, крайне важно сохранять то, что уже существует, например, кораблестроение в Санкт-Петербурге, но не забывать при этом о Тихом океане и других регионах. "Надо сделать так, чтобы не свести все к одному географическому центру", - уточнил Иванов. "Пока я не могу предложить четкую структуру холдинга, - признал он. - И никто не сможет".

Эти заявления свидетельствует о том, что в данном случае правительство не намерено затягивать решение организационных вопросов по формированию холдинга. Однако подобные вопросы, в любом случае, быстро не решаются, поэтому реально работать концерны начнут лишь через год-два.

По аналогии с Западом

Процесс формирования госкорпораций закономерен и исторически обоснован: через него прошли многие страны Западной Европы, США, Япония. "Запад переживал разные периоды укрупнения бизнеса, дробления корпораций на мелкие компании, - рассказывает Орлов. -Известно, что начало века было временем появления крупнейших корпораций в США, которые потом были ограничены в своей деятельности антитрестовским законодательстве при Фраклине Делано Рузвельте. При том же Рузвельте появились компании, ориентированные на госсектор, ассоциации, огромный общественный сектор возник в американской экономике. В послевоенный период значительный период наблюдалось сдерживание корпораций, а потом опять интенсивно развивался крупный бизнес. Это волны рыночной экономики, то же наблюдалось и в Великобритании. Весь послевоенный период росли госкорпорации крупнейшие, коммуникационные, авиа, сырьевые, чтобы затем, при Маргарет Тетчер все сменилось приватизацией и дроблением этих корпораций. По мнению Орлова, "это маятниковый процесс". Россия, по его словам, "очевидным образом переживает период укрепления корпораций, корпоратизации государства, общественной жизни, это закономерный процесс".

Этот процесс вполне логичен, учитывая тот факт, что 90-е годы были годами раздробления на мелкие субъекты хозяйственной деятельности. При этом в нашей стране период формирования макрокорпораций связан с существенными осложнениями, с коими в свое время вряд ли сталкивались западные коллеги. "В течение последних 15 лет была чудовищная деиндустриализация, уничтожена промышленность, - считает политолог и экономист Михаил Делягин. - Когда мы говорим, что на Западе уже нет промышленности, нет индустрии, а есть так называемый сектор услуг, мы говорим неправильно, потому что они не уничтожали свою промышленность, а просто видоизменили ее. У нас - уничтожили, и нам надо создавать ее заново, одновременно с сектором высоких технологий, современных интеллектуальных услуг. Это задача небывалая в истории".

На пороге ВТО

Особое значение госкорпорации приобретают на пороге присоединения РФ к ВТО. Во всяком случае, можно полагать, что госкомпании добавят России преимуществ. При этом ясно, что макрокорпорации создаются по другой, более очевидной необходимости. "Присоединение к ВТО требует массу других факторов, и мы не делаем более очевидных вещей, - поясняет Михаил Делягин. - У нас, например, не готовят юристов. Укрупнение бизнеса не очевидно необходимо для вступления в ВТО, это сложная логическая цепь. А подготовка юристов - это очевидно, потому что мы судиться не сможем, если их не будет. И спорить не сможем".

Как считает эксперт, "все гораздо проще - нам нужно восстанавливать экономику, индустрию". "Нам нужно делать экономику конкурентоспособной, и работающей на страну, а не против страны. Это требует в некоторых секторах укрупнения бизнеса и, в конкретных российских условиях - укрупнения бизнеса с участием государства. И ради конкурентоспособности экономики в сегодняшних условиях нам это нужно делать. А ВТО - уже вторично", - резюмирует Делягин. ***

Очевидно, что курс на укрупнение выбран верный. Чтобы можно было рассуждать о перспективах внутренней конкуренции российских компаний, необходимо сначала оздоровить экономику и завоевать мировые рынки. А потом - дробитесь и конкурируйте, сколько хотите. Но только во благо страны.

Илья Карлинский, "АКС - Реальный сектор".


07/06/2006
http://www.rosbalt.ru/print/256134.html

Док. 465686
Перв. публик.: 07.06.06
Последн. ред.: 22.07.08
Число обращений: 179

  • Карлинский Илья Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``