В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Бергер: Передача: Счетчик Бергера (25.04.2005) Назад
Михаил Бергер: Передача: Счетчик Бергера (25.04.2005)
Ведущие :     Ольга Бычкова

Гости :     Михаил Бергер

О. БЫЧКОВА: Итак, 12 часов и 10 минут в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. А "Счетчик Бергера" - это программа, где мы беседуем с Михаилом Бергерым, главным редактором здания "Ej.ru". Добрый день, Михаил.

М. БЕРГЕР: Добрый день.

О. БЫЧКОВА: И есть у нас эфирный пейджер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". И также еще знаем мы, что уже 10 минут, как началось зачитывание президентом России обращения к Федеральному собранию.

М. БЕРГЕР: Да, просто даже неудобно как-то отвлекать своими разговорами от столь важного дела тех, кто сидит у телевизоров, включив Первый или второй канал, но, тем не менее, мы, по мере возможностей и поступления информации, сказанном, попытаемся прокомментировать то, что, по крайней мере, касается экономической части выступления президента, что на самом деле принципиально важно, и это сегодня безусловно важнейшее событие.

О. БЫЧКОВА: Ну, надо сказать, что пока президент, как я понимаю, судя по ленте информационных агентств. Говорит, в основном, о политике, демократии и идеологии. Например, он сказал, что некоторые считают, что российскому народу, который долго безмолвствовал, нужен постоянный начальственный присмотр, и что народ России якобы не способен к демократии. Президент хотел бы вернуть тех, кто так думает, к реальности. Вот это одна из свежих цитат.

М. БЕРГЕР: А подробностей этой реальности нет? К какой именно реальности вернуть, что все-таки способны к демократии, или даже бессмысленно об этом говорить? Нет расшифровки. Да, здесь интрига этого послания состоит в том, что оно одно из самых секретных из пяти, ну, оно шестое сегодня, шестое послание Путина. И послание - это, в общем, его конституционная обязанность. Он каждый год не то, что хочет или не хочет, но должен выступать, обращаясь к Федеральному собранию. И у этого послания есть некоторые особенности, кроме того, что это самое секретное, потому что все источники наших средств массовой информации, которые пытались получить какие-то намеки на содержание, в общем-то, вынуждены ограничиваться общими спекуляциями и намеками только на то, что в послании будет какая-то "экономическая бомба", экономическая сенсация. Ну, в общем, разные к этому вопросу подходы. Мне кажется более существенным вот что, то есть некоторое очевидение фактов, есть известные факты. Известно, что на этот раз правительство не участвовало никак в подготовке послания, это пишет одна из газет, по-моему, "Новые известия", и удивительно то, что не только никаких материалов не попросили к правительству, но даже не показали Фрадкову.

О. БЫЧКОВА: А вот, пожалуйста, как раз на эту тему еще одна цитата появилась в Интерфаксе, это "молния", буквально сейчас: "Российское чиновничество представляет собой касту, рассматривающую госслужбу, как разновидность бизнеса" - заявил только что президент Путин.

М. БЕРГЕР: Ну, просто в "десятку".

О. БЫЧКОВА: Кто бы спорил.

М. БЕРГЕР: Много лет об этом говорим, у нас масса министров, которые очень успешно занимаются бизнесом в той сфере, которая отвечает от имени государства, это известная история, конечно. Власть давно уже стала у нас разновидностью бизнеса. Это как бы тенденция последних как раз пяти лет, это вещь очевидная. Так вот...

О. БЫЧКОВА: Возвращаясь к правительству.

М. БЕРГЕР: Да, я вернусь к информации о том, что правительство не только не участвовало, но даже премьер-министр не был предварительно ознакомлен с текстом послания, что удивительно - второй человек в государстве по рангу и в любом случае его послание ведь касается напрямую. Ну, понятно, что это послание президента, но, в общем, этот факт говорит о том, что правительство действительно у нас не имеет никакого значения и ни на что, по крайней мере, на фундаментальные политические вещи, которые, собственно, и содержатся в послании - это как бы набор политических и экономических доктрин деятельности верховной власти в стране - так вот, правительство на это не имеет никакого влияния, даже формального, даже в форме справки или ознакомления с текстом послания. Вот, собственно, это нужно принять к сведению и в смысле значения фигур, которые в правительстве сидят, и в смысле их ответственности, между прочим, за ту политику, которая проводится.

О. БЫЧКОВА: Мы сейчас прервемся на одну минуту как раз для того, чтобы послушать Андрея Родионова с последними новостями. Сейчас мы все и узнаем, что еще было сказано и не только об этом.

НОВОСТИ

О. БЫЧКОВА: Итак, мы продолжаем нашу беседу с Михаилом Бергером. Ну, вот так получилось, что "Счетчик Бергера" совпал абсолютно с зачитыванием президентом в Кремле федерального послания, и мы говорим, конечно, прежде всего, о том, что связано с этим. Ну, действительно, это главное событие сегодняшнее. Итак, ты считаешь, что никаких особых экономических сенсаций ожидать не приходится?

М. БЕРГЕР: Нет, во-первых, я этого не говорил.

О. БЫЧКОВА: На всякий случай, ты этого не говорил.

М. БЕРГЕР: Да. По крайней мере, туманные намеки на то, что там некая "экономическая бомба" заложена, причем намеки эти были уточнены замечанием о том, что эта бомба будет посильнее не "Фауста" Гете, а посильнее разговора о как бы сокращении срока давности по приватизационным недоразумениям с десяти лет до трех, то это предложение будет еще более грандиозным. Ну, во-первых, интересно, что грандиозное предложение готовится не только без правительства, но и в тайне от него, значит, если это реальная бомба, должно согласовываться, просчитываться как-то. Надо понимать, что это сделано не было. Значит, либо этой сенсации не будет вовсе, либо она будет, в общем, такой, декларативной. Ну, посмотрим на самом деле, я думаю, ждать осталось совершенно недолго. Но я хотел бы внимание обратить еще на один факт. Многие комментаторы сходятся на том, что при подготовке послания шла борьба между двумя идеями, двумя доктринами: больше государственного капитализма или больше либеральной, свободной экономики с большими возможностями для бизнеса. Я считаю, что в принципе, это главный конфликт всех лет правления Путина. Это безусловно и, причем, надо обратить внимание на то, что сейчас вот в выходные опубликовано было, вернее, сегодня утром, насколько я понимаю, интервью одной из арабских газет, которое он дал перед визитом в Египет, наш президент. И он там среди прочего сказал, что, вот, получил страну с кризисом государственности, с экономическими проблемами. Так вот, надо сказать, что Путин действительно много достиг в восстановлении институтов федеральной власти и государственности, и это несомненно, но, естественно, некий побочный эффект, как от всякого сильного лекарства безусловно возник. И он возник в сфере экономических свобод, экономического развития, а когда возникают риски или лишнее давление на бизнес, это безусловно сказывается на инвестициях, которые выглядят последние годы просто, ну, как бы это сказать, фантастически несопоставимо с теми экономическими показателями, которые есть у России, вот по тем экономическим показателям, которые есть, по той экономической конъюнктуре, по тем рейтингам, которые России присвоили авторитетнейшие рейтинговые агентства Standard&Poor"s, Moody"s, и это все должно было принести в страну огромное количество инвестиций. Не принесло. Здесь, в общем, надо подумать - что-то такое у нас тут не то, потому что надо сказать, что за последние 11 лет в страну пришло, ну, по-моему, около сорока миллиардов инвестиций, что выглядит очень скромно, едва ли не скромнее, чем во Вьетнаме, ну, по крайней мере, скромнее, чем у наших соседей по центральной и восточной Европе.

О. БЫЧКОВА: И уж безумно скромнее, чем у наших китайских товарищей. Просто на порядки, буквально на порядки.

М. БЕРГЕР: Китай, да, да. Хотя некоторые аналитики нынче говорят о том, что ближайшие четыре года в российскую экономику придет около восьмидесяти миллиардов долларов, сегодня об этом пишут "Ведомости" и они пытаются это как-то аргументировать, прежде всего, главными аргументами служит история успеха, так сказать. Некая норвежская компания - я ее знаю, просто не хочу называть - купила компанию, по-моему, коммуникационную, в Петербурге за 10 миллионов, через два года ее продала за 110 миллионов. А, значит, скажем, другая - американский фонд основал в России банк, относительно небольшой, вложив в него около 30 миллионов долларов, потом этот банк был продан гиганту мировому за 100 миллионов долларов. В общем, этот успех многих вдохновляет.

О. БЫЧКОВА: Вот еще одна пришла новость. Это у нас агентство ИТАР-ТАСС и еще одно сообщение из Кремля: президент России требует от правительства ускорить формальное согласование по вопросу о снижении сроков исковой давности по приватизационным сделкам от десяти до трех лет. Президент сказал, что поправить надо только одно слово. Путин поставил задачу активизации политики, либерализации предпринимательства. Третьей, главной задачей является именно это, сказал президент. "Поправить только одно слово".

М. БЕРГЕР: Ну, замечательно. Просто я удивлен, сколько усилий нужно приложить, чтобы поправить одно слово. Ведь президент, по-моему, больше месяца назад сделал это важное и сенсационное заявление, мы его, кстати, подробно комментировали здесь, в нашей передаче. Это история очень нужная, полезная, но российский бизнес беспокоит не срок исковой давности, а свобода действий налоговых органов, которая позволяет, в общем, независимо от срока исковой давности, и хоть она будет не десять лет, а три, а не три года, а один или даже полгода, все равно, в общем...

О. БЫЧКОВА: Вот еще как раз на эту тему. Вот Путин опять заявляет: надо дать возможность гражданам задекларировать капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, чтобы деньги работали в России, а не в оффошорах. Это сообщает Интерфакс, прямо "срочно".

М. БЕРГЕР: Это и есть та самая бомба, мне кажется, о которой говорили наши саперы из Кремля, которые ее закладывали. На самом деле, действительно очень существенная вещь. Это некий псевдоним в идее...

О. БЫЧКОВА: Налоговой амнистии фактически.

М. БЕРГЕР: Точно, совершенно точно, безусловно. Просто я понимаю непопулярность, политическую непопулярность этой идеи, поэтому Путин избежал такого выражения, но, вот, декларирование... То есть, на самом деле, речь идет о фиксировании статуса кво. Там, друзья, все, хорошо, давайте остановимся, признаем, что то, что у людей есть, это есть и дальше будем двигаться с чистого листа, с соблюдением правил и так далее.

О. БЫЧКОВА: "Налоговые органы не вправе терроризировать бизнес". Подпись: Путин. Агентство Интерфакс.

М. БЕРГЕР: Это означает, между прочим, вот мы в прямом эфире комментируем эти цитаты, но это означает, что они терроризируют. Что это означает? Если они "не вправе терроризировать", это говорит только о том, что Путин согласен с тем, что налоговые органы именно терроризируют бизнес.

О. БЫЧКОВА: Хорошо. Вот ведь президент уже сказал много разных слов, он постоянно их произносит и в каждом из посланий тоже они написаны...

М. БЕРГЕР: Другое количество экономики, которое успело выпасть на эти 23 минуты его речи.

О. БЫЧКОВА: Да, сейчас 12.23, действительно, 20 минут с небольшим идет это выступление. В общем, уже было, по крайней мере, три, весьма значимых цитаты. Но я хочу тебя спросить ведь вот о чем: правильные слова постоянно произносятся. Да?

М. БЕРГЕР: Да, конечно.

О. БЫЧКОВА: Ну?

М. БЕРГЕР: Ну, что я хочу сказать. Слово - тоже факт материальной жизни, особенно слово президента. И понятно, что после его слов не наступает - если это не слова, там, разобраться с кем-нибудь, вот здесь быстро наступают последствия и просто такие, совершенно конкретные, со сроками, с мерами пресечения и так далее - а если речь идет о такой, макроэкономических каких-то действиях, о том, что у нас в деревне называется "институциональные преобразования", они, конечно, требуют больших усилий, во-первых, во-вторых, я думаю, что чиновники долго принюхиваются к словам Путина, изучают их под лупой, а действительно ли Путин имел в виду то, что он сказал.

О. БЫЧКОВА: А, может быть, как раз наоборот, призывал к...

М. БЕРГЕР: Да, такой намек тонкий, а мы должны разобраться, что на самом деле нужно еще больше налоговым органам прищемлять выступающие места в дверях у бизнесменов, чтобы они, там, больше денег сдавали государству. Может быть, когда Путин говорит о фиксировании как бы накопленных капиталов, может быть, сначала налоговая инспекция с полицией зафиксировать должны...

О. БЫЧКОВА: Как следует.

М. БЕРГЕР: Как следует, да, вместе с мерами пресечения. А так - уже потом. Вот сейчас начнется такая дешифровка, начнется толкование, начнется изучение этого священного документа.

О. БЫЧКОВА: А все-таки механизм какой? Как слово президента отзовется дальше в чем-то более конкретном?

М. БЕРГЕР: После возникновения послания, после того, как оно возникло, уже как официальный документ, то есть, произнесено Путиным. Не написано на бумаге его аппаратом, не поправлено им самим, но возникло как факт политической жизни, возникает ряд поручений и он возникает по профилю. Поручения исходят из администрации президента, и возникают они в правительстве просто по тем основным тезисам, которые, собственно, сформулированы у Путина. Ну а дальше эти поручения ставятся на контроль и выполняются или не выполняются. Есть на самом деле статистика: уровень выполнения президентских поручений. Ну, в общем, надо сказать, что при Ельцине он вообще был несколько процентов, при Путине несколько выше, но тоже выглядит весьма скромно. Я не знаю нынешних цифр, но это всегда, в общем, такая впечатляющая цифра - разница между количеством поручений и их реальным исполнением. Надо понять, что некоторые вещи носят общий характер и измерить их исполнение трудно, кроме, вот я говорю, тех дел, когда кого-то нужно зафиксировать...

О. БЫЧКОВА: Да. Вот еще одна цитата, которую приводит Интерфакс из выступления президента в Кремле, которое сейчас, я напомню, идет: "Надо определить сферы экономики, где интересы безопасности страны требуют работы исключительно отечественного капитала". Возможно, это те слова, которых ожидают иностранные инвесторы, которых оттеснили от нефти, от машиностроения и так далее.

М. БЕРГЕР: А теперь объясняют, почему. Ну, не всякого машиностроения. Я думаю, что в какое-нибудь пищевое машиностроение их пустят, а вот в авиационное или какое-нибудь специальное, БТРы - это наше, это мы никому не отдадим.

О. БЫЧКОВА: Ну, ладно, БТРы. Кроме БТРов есть еще много интересного.

М. БЕРГЕР: Да. так я хочу сказать, мне на самом деле кажется важной эта цитата не только по своему содержанию, но по факту возникновения, потому что именно об этом, между прочим, написано, по-моему, в газете "Ведомости", где источник сообщал о том, что в Кремле, вероятно, будет заявлено ограничение присутствия иностранных инвесторов в некоторых секторах. Это означает ровно то, что люди действительно как бы выдавали реальную информацию, а не просто...

О. БЫЧКОВА: "Россия заинтересована в масштабном притоке иностранных инвестиций, - сказал Путин, - однако на практике возникают препятствия, которые объясняются соображениями национальной безопасности. Все это не оформлено юридически, пора честно определить те сферы экономики, где требуется создать преимущество для национального, в том числе государственного капитала". Вот как звучит эта цитата в подробном, развернутом виде.

М. БЕРГЕР: Отлично. На самом деле эта формулировка мне нравится гораздо больше, потому что речь идет о действительно создании прозрачных правил игры. Не то, что случилось, допустим, с "Силовыми машинами", сначала заманили "Siemens", почти продали компанию, а потом депутаты собрались и сказали руки прочь, полный назад.

О. БЫЧКОВА: От национального стратегического достояния.

М. БЕРГЕР: Да, и это значит, что скоро кондитерская фабрике окажется таким же национальным достоянием, потому что, вот, сладкая жизнь - это конституционное право россиян, а иностранцы скупают наши конфеты, чтобы специально, чтобы закрыть завод и лишить сладкой жизни. Все можно мотивировать, все можно аргументировать, поэтому нужны правила, которые известны заранее, и это, я думаю, очень правильный подход. Я сейчас не берусь оспаривать, то есть я в принципе согласен, что есть сферы, ну, может быть, не секторы экономики, а некоторые виды бизнеса, виды деятельности, допустим, создание зашифрованных видов связи - здесь, конечно, иностранцу ни ногой; создание специальных каналов связи, создание каких-нибудь систем наблюдения космических - это должно быть, конечно, абсолютно неприкосновенный российский бизнес, если бизнес.

О. БЫЧКОВА: Согласно очередному сообщению Интерфакса, должна тебе сказать, что фактически амнистия капиталу объявлена, потому что президент вот только что заявил: "Капиталы, накопленные в предыдущие периоды в упрощенном порядке, с уплатой 13%-ного подоходного налога", - сказал президент. Вот, только что.

М. БЕРГЕР: Супер, супер.

О. БЫЧКОВА: Это та самая схема, которую уже несколько лет обсуждают. Схема, приемлемая для государства и, может быть, частично, даже в большой степени, для общества, амнистия капитала: заплатите налог и спите спокойно.

М. БЕРГЕР: Да, но еще раз повторяю, идея безумно непопулярная в России. И если Путин всерьез об этом говорит, он рискует частью своего рейтинга, это довольно отважный шаг, если это не является как бы капканом и попытки заманить, скажем, людей раскрыть карты, раскрыть книги, к которым через полгода, через два месяца придут те самые налоговые офицеры...

О. БЫЧКОВА: И отдекларируют их по полной программе.

М. БЕРГЕР: И отдекларируют просто, как врагов народа.

О. БЫЧКОВА: То есть ты предлагаешь все-таки...

М. БЕРГЕР: Изучить вопрос.

О. БЫЧКОВА: Изучить вопрос и не торопиться радоваться?

М. БЕРГЕР: Хотя декларация мне нравится.

О. БЫЧКОВА: Да. Ну что ж, это программа "Счетчик Бергера", мы прерываемся на несколько минут на краткий выпуск новостей, и затем будем продолжать.

НОВОСТИ

О. БЫЧКОВА: Итак, мы продолжаем нашу программу с Михаилом Бергером. Вот предыдущую часть программы "Счетчик Бергера" мы посвятили обсуждению с пылу с жару тезисов президента Путина, заявленных в Кремле. Вот прямо сейчас еще продолжается это выступление с ежегодным посланием Федеральному собранию, и наши слушатели присылают уже какие-то вопросы по этому поводу на эфирный пейджер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Прежде, чем мы перейдем, ты хотел добавить еще?

М. БЕРГЕР: Да, я хотел сказать два слова по поводу казуса, очень непонятного, который возник с трансляцией. Заранее было объявлено, совершенно официально, что в прямом эфире будут передавать послание президента Первый канал, канал "Россия" и "Маяк". Ну, "Маяк", понятно, потому что не все с телевизорами на коленях ездят, и это правильная, вообще, история, не везде есть телевизоры, а то, что Первый и второй каналы транслируют, мне это всегда было удивительно, это причем не первый раз, и даже мы в нашем электронном издании высказали свое мнение и кажется, что главная причина такой двойной трансляции, причем по каналам, которые совершенно одинаково покрывают территорию нашей страны, состоит в том, что руководство обоих каналов боится, что в случае, если они по рациональным соображениям откажется кто-то из них от трансляции, логично было бы Первому, то его обвинят в недостаточной любви к президенту, поэтому на всякий случай они транслируют, но хочу сказать, что каждая минута передачи каждым из таких каналов стоит огромных денег, огромных - узнайте рекламные тарифы, поймете, сколько это стоит - поэтому получается, что налогоплательщики оплачивают, вернее, платят за хорошее отношение к президенту руководства этих самых каналов. Вот что-то стряслось. Я, правда, думаю, что последнее, о чем думали, это об экономии средств налогоплательщиков, поскольку оба канала фактически государству принадлежат, но, видимо, что-то такое стряслось.

О. БЫЧКОВА: Михаил Бергер очень недоверчивый, очень недоверчивый человек, почти такой же, как наш слушатель Саша, который комментирует, тоже по-своему, послание президента Федеральному собранию: "Человек пять лет выкручивал экономике руки, - пишет Саша, - и загонял ее в угол. А теперь при том же окружении вдруг прозрел. Какая-то во всем этом, - пишет Саша, - тяжелая лажа". Саша, молодой человек, а никому не верит.

М. БЕРГЕР: Ну, просто я хочу сказать, что никогда Путин, с первых дней не говорил и ни разу он не говорил о том, что я буду выкручивать экономике руки, что у всех все позабираем, что кто будет вякать, посадим. Ведь декларации всегда были очень правильные. Вопрос в дистанции между словами и реальными действиями - сокращается она или увеличивается.

О. БЫЧКОВА: Или огромного размера. Вот возвращает нас Михаил к этой цитате по поводу фискальных органов. Вот она пришла опять-таки в более понятном виде.

М. БЕРГЕР: В более развернутом, да.

О. БЫЧКОВА: Да, по ИТАР-ТАСС. Значит, "фискальные органы не вправе терроризировать бизнес, они должны найти форму возвращения недоимок, не разрушающую бизнес".

М. БЕРГЕР: Да, такие формы есть.

О. БЫЧКОВА: "Такие формы погашения налоговых задолженностей прошлых лет, которые бы обеспечивали интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик". Вот в связи с этим Михаил спрашивает: "Может ли сегодня Путин взять и снять руководителей налоговых служб?" Ну, раз он сказал, что они террористы, в конце концов?

М. БЕРГЕР: Да, финансовые террористы, налоговые террористы. Я просто хотел бы заметить, между прочим, что есть решение то ли Верховного суда, то ли Конституционного, где уже зафиксирована эта норма, что налоговые претензии не должны угрожать бизнесу и недоимки должны быть соразмерны с масштабами деятельности компаний. И были решения, и были выиграны дела, между прочим, по этому поводу. Но вот некоторых компаний почему-то не касается.

О. БЫЧКОВА: И все эти позиции, что нужно, например, нужно брать уже частями бизнеса, начиная как бы с самых последних, нельзя начинать с Юганскнефтегаза, а нужно как-то издалека.

М. БЕРГЕР: Во-вторых, вопрос, если вам нужны деньги, дайте компании их как бы заработать и вернуть, подпишите соглашение, оговорите условия, что, там, в случае срыва графика все забирается. Но сразу все забрать, в общем, конечно, это несколько противоречит и тому, что решил Конституционный суд, и тому, что говорит сегодня наш президент в своем послании.

О. БЫЧКОВА: Ну что ж, дальше сейчас уже у нас президент перешел к теме политики, к Чечне и к международной арене, обеспечить безопасность наших границ... Хорошо.

М. БЕРГЕР: Я думаю, будет много комментариев к сегодняшнему выступлению, мне кажется почему-то, что именно экономическая часть оказалась для меня совершенно неожиданно такой, достаточно содержательной и конкретной. Мне кажется, даже более конкретной, чем в прежние годы. И, в общем, есть, о чем подумать и как бы попытаться спрогнозировать.

О. БЫЧКОВА: Ну, президент сказал действительно о терроре, терроризме налоговых органов, о том, что государственная служба превратилась в бизнес, он фактически объявил амнистию капиталу.

М. БЕРГЕР: Да. Это связанные вещи, между прочим, это вполне связанные вещи.

О. БЫЧКОВА: Ну, вот не могу еще не процитировать, хотя это уже другая история. Путин выступает за возможность предлагать в качестве кандидатов в губернаторы представителей победивших на региональных выборах партий, сообщает Интерфакс.

М. БЕРГЕР: Ну, на самом деле, это попытка сделать все-таки политику сделать...

О. БЫЧКОВА: С человеческим лицом.

М. БЕРГЕР: Нет, делом некоего клуба. Потому что при нынешних цензах, в соответствии с установленным законом о выборах, при нынешних избирательных цензах практически в политике останутся две партии или три максимум, и получится, что, в общем, только они и будут претендовать на значительные посты в политике, а губернатор - это очень значительный пост, несмотря даже на то, что сегодня это фактически назначаемое лицо. Я бы все-таки предложил использовать в оставшиеся несколько минут хотя бы одну из тех тем, которую я бы обсуждал, на случай, если бы на нас не посыпалось такое количество экономических цитат. В пятницу на прошлой неделе депутаты обсуждали закон о статусе депутата, который касался денег депутатских, и в воскресенье об этом было несколько передач на телевидении. В общем, такая, живая тема - монетизация некоторых депутатских льгот. Мы об этом говорили прежде, это часто приобретает конкретные формы, но вот хотел бы обратить внимание вот на что. Значит, вообще-то, там мысль какая. У депутатов забирают часть льгот на связь, транспорт, но зато их делают как бы равными федеральному министру.

О. БЫЧКОВА: Во-первых, стало известно, что на самом деле есть депутат.

М. БЕРГЕР: Да, это увлекательно, это интересно, и это не деньги в чужом кармане, это деньги из нашего кармана, вот в чем разница, потому что все они живут на наши налоги, поэтому нас это не просто может интересовать, это нас должно интересовать. Но дело в том, что и по давнему закону депутат приравнивался к министру, но там было сказано - тоже поправили одно слово - было сказано, что депутат получает зарплату министра. Но, как известно, кроме зарплаты, есть еще масса всяких надбавок за вредность, за нервность, за чего угодно. Поэтому если говорить только о зарплате министра, она примерно 60 тысяч рублей. А если говорить о том, сколько все-таки министр получает реально, это около 110 тысяч рублей. И вот, на самом деле, это приравнивание будет подтащено ровно к этой сумме, поскольку речь идет уже не о зарплате, не об окладе министра федерального, а о как бы доходах, заработке. В общем, там есть такое слово, употреблено, которое позволяет практически в два раза увеличить зарплату депутатам. И, как обратил внимание уже один из депутатов, сказал, что зато как бы ограничения на перемещение по стране. Раньше депутат мог ездить сколько угодно за счет государства и это, в общем, та самая льгота, которую можно было как-то объяснить, разумно объяснить депутатской деятельностью, то теперь возникает ограничение и можно это истолковать так - получай деньги и сиди на месте, сиди в Москве и особенно не дергайся, не беспокой своих избирателей. Можно это истолковать и так. Я бы еще хотел обратить внимание на очень важные дорогие льготы, которые не монетизируются. Это поликлиники, очень дорогие места отдыха и так далее.

О. БЫЧКОВА: Еще одна цитата, мимо которой не могу пройти, мы возвращаемся к обращению президента к Федеральному собранию. "Мы, прежде всего, должны обеспечить право граждан на объективную информацию, - сказал президент. - Законопроект об информационной открытости государственных органов должен быть принять, как можно быстрее". Как пишет Интерфакс, президент возложил определенные надежды на этот обсуждающийся законопроект: "Реализация закона позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата". Кстати говоря, вот нам слушатели сообщают на эфирный пейджер, что по третьему каналу тоже цитируют выступление президента, то есть все-таки, наверное, по двум каналам оно идет.

М. БЕРГЕР: Но третий канал не имеет охвата и близкого и к Первому, и к второму, поэтому ничего не получится.

О. БЫЧКОВА: Не цитирует, а транслирует, прошу прощения.

М. БЕРГЕР: Важная вообще вещь насчет открытости, но я хотел бы сказать, что наши чиновники следят не за губами президента, а за его глазами, поэтому они по-прежнему молчат, перепуганные, молчат, как рыба об лед, и добиться чего-то от чиновников сегодня журналистам не удается.

О. БЫЧКОВА: Михаил Бергер опять не верит, никому не верит, даже самому президенту, и то не верит.

М. БЕРГЕР: Верю, верю.

О. БЫЧКОВА: Это была программа "Счетчик Бергера". В следующий раз - через неделю.


http://www.echo.msk.ru/programs/counter/35938.phtml

25.04.2005


Док. 465947
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 23.07.08
Число обращений: 209

  • Бергер Михаил Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``