В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Челябинске появится тульская `Слобода`? Назад
В Челябинске появится тульская `Слобода`?
В Челябинске появится тульская "Слобода"?


В следующем году на челябинском рынке прессы появится новый игрок. Весной 2008 года тульский еженедельник "Слобода" начнет выходить в Челябинске 70-тысячным тиражом. По мнению представителей "Слободы", ниша, которую занимает это издание в Туле, в столице Южного Урала пока свободна. Между тем, участники рынка единодушны в скептической оценке шансов тульской газеты в Челябинске. Среди основных причин обреченности проекта газетчики называют несвоевременность выхода игрока на челябинский газетный рынок и невостребованность формата "городской газеты для семейного чтения" среди челябинцев.

Как сообщила сайту Chel.ru издатель, генеральный директор газеты "Слобода" Вера Кирюнина, в планах руководства вывести тульское издание на челябинский медиарынок весной 2008 года. "Челябинский рынок для нас интересен: здесь достаточно сильные газеты, хорошие кадры, интересная аудитория, - говорит г-жа Кирюнина. - Челябинский проект будет представлять собой клон тульского издания "Слобода". Это городская газета для семейного чтения". Тираж челябинской "Слободы" составит 70 тысяч экземпляров, инвестиции в проект - около одного миллиона долларов.

"Почему бы не клонировать отработанную бизнес-модель? - продолжает генеральный директор тульской "Слободы". - Все зависит от грамотного позиционирования издания. В Туле "Слобода" занимает порядка 60 % местного рекламного рынка. Мы рассчитываем завоевать свою аудиторию и в Челябинске. Думаю, проект будет успешным". До конца этого года "Слобода" планирует запустить аналогичные проекты на юге России.

"Слобода" - газета-комьюнити, городская семейная газета для обывателя. Освещает актуальные события и процессы в регионе распространения. Имеет позитивную направленность и широкий охват тем: культурная жизнь, экономика и бизнес, потребительская практика, спорт. Первый номер газеты вышел 4 ноября 1994 года. К 2002 году количество полос составило 88, а тираж - 102 тысяч экземпляров. Четыре года подряд (с 2003 по 2006 г.г.) "Слобода" удостаивалась премии Национальной тиражной службы "Тираж рекорд года". Генеральный директор газеты "Слобода" Вера Кирюнина в 2004 году была удостоена звания "Медиа менеджер России".

За последние два года в Челябинске появилось два новых федеральных газетных проекта: журнал федеральной сети телегидов "Теленеделя" и питерское издание "Панорама ТВ". По мнению экспертов, интерес медиаинвесторов к региональным рынкам объясняется небывалыми темпами роста рекламы в регионах, которые почти вдвое превышают темпы роста национальной рекламы.

Генеральный директор "Телесемь-Челябинск" Юрий Лифанов успех тульского еженедельного издания "Слобода" прежде всего связывает с личностью того, кто ею владеет. ""Слобода" - это одно из первых частных региональных изданий страны. Газета начиналась как семейный бизнес. Проект достиг успеха благодаря организационным талантам руководителей этого издания, - говорит он. - Хотя, безусловно, большую роль сыграл и контент: в Туле "Слобода" - это семейная газета, которая по-настоящему близка горожанам".

Однако повторить успех тульской "Слободы" в других регионах и, в частности, в Челябинске, по мнению Юрия Лифанова, будет нелегко. "Далеко не каждый опыт удачно транслируется на новые проекты, - рассуждает генеральный директор "Телесемь-Челябинск". - "Слобода" - это уникальный тульский продукт. В Туле эта газета выходит объемом сто с лишним полос при тираже более 100 тысяч экземпляров. Для Челябинска это - нонсенс. Владельцам издания стоило бы сначала обкатать эту модель на таких городах, как Тверь или Калуга, а уже потом реализовывать проект в городах-миллионниках. Думаю, именно это издатели и попытаются сделать до весны будущего года".

Схожее мнение высказал и главный редактор газеты "Челябинский рабочий" Борис Киршин: ""Слобода" - предмет моего научного интереса как преподавателя факультета журналистики. Это одна из интереснейших региональных газет России, доказывающая на своем примере, что региональный рынок прессы абсолютно не безнадежен. Тульская "Слобода" - это экономически успешный еженедельник, печатающийся в московском издательстве "Пресса" и выпускающийся в разные время объемом от 80 до 100 страниц. В лучшие времена тираж "Слободы" достигал 120 тысяч экземпляров (и это при 460-тысячном населении Тулы!). Это очень хороший показатель не только для России, но и для Запада".

Тем не менее Борис Киршин сомневается в том, что тульскому еженедельнику удастся серьезно изменить расклад сил на челябинском газетном рынке. ""Слобода" - это несетевой проект. Конечно, в Туле у этого предприятия полностью отстроены бизнес-процессы. Но если попытаться по этим же принципам организовать работу "Слободы" в Челябинске, не факт, что этот проект ждет успех, - говорит он. - Кроме того, нужно учитывать и утерянные за время отсутствия Веры Кирюниной (я имею в виду ее уход в московские проекты) позиции "Слободы". За это время газета несколько "просела", снизился тираж издания и, соответственно, доходность газеты. Восстановить прежние позиции не так-то просто".

Юрий Лифанов считает, что достичь того же успеха, что и в Туле, в Челябинске "Слободе" помешает минимум два фактора: времени и места. "2006 год - это не 1994-й, а Челябинск - не Тула. Это разные города, с различными менталитетами, историей и особенностями медиарынка. В Челябинске есть достаточно сильные ежедневные газеты, такие как "Челябинский рабочий" и "Вечерний Челябинск". Кроме того, большая доля рекламного рынка принадлежит бесплатным газетам".

"Да, в Челябинске достаточно сильные позиции занимают телегиды, бесплатная пресса, развита ниша ежедневных общественно-политических изданий, - соглашается Вера Кирюнина. - Что касается формата городской газеты, то сегодня это ниша на челябинском медиарынке свободна".

Однако по мнению главного редактора газеты "Московский комсомолец - Челябинск" Владислава Вериго, ниша "газет для горожан" в Челябинске уже заполнена. "Сейчас "Комсомольская правда" сделала ставку на формат "газета нашего города", поэтому "Слободе" придется конкурировать с этим изданием, - говорит он. - Кроме того, в этой нише работает "Вечерний Челябинск", в некотором роде - "Челябинский рабочий", а также ряд интернет-изданий".

Также г-н Вериго отметил, что попытка прежнего руководства челябинского "МК" приблизиться к читателю за счет копирования формата "Слободы", не увенчалась успехом. Этот факт, по мнению главного редактора "МК-Челябинск", должен заставить задуматься владельцев тульского еженедельника над перспективами проекта в столице Южного Урала.

"Еще вчера "Слобода" могла бы легко превзойти все челябинские издания по тиражу, охвату аудитории и даже количеству рекламных сборов. Но читатель - потребитель информации, в нашей стране резко начал менять вкусы и пристрастия. И в Челябинске тоже, - комментирует редактор регионального выпуска газеты "Комсомольская правда" Антон Садчиков. - На днях основатель газеты "Коммерсантъ" Владимир Яковлев в интервью газете "Ведомости" сформулировал принципы новой журналистики. По его мнению, ключевыми словами для вчерашнего читателя были слова "полезно" и "нужно знать". Сегодня им неинтересно читать издания, которые только информируют и советуют. Надо сделать так, чтобы чтение свежего номера доставляло удовольствие. В качестве примера модели нового подхода Яковлев называет журнал "Esquire". С этой точки зрения семейная газета как собеседник и советчик в чистом виде сегодня уже мало востребована".

"Я затрудняюсь комментировать успех данного проекта в Челябинске, пока не увижу, насколько он будет адаптирован под наш город, - добавил Юрий Лифанов. - Если проект останется в том виде, в каком он выходил в Туле год назад, шансов в Челябинске у него нет".

"Слобода" безусловно завоюет свою аудиторию. Но вот какова будет ее доля? - рассуждает г-н Садчиков. - Не забывайте также о колоссальных затратах и усилиях команды: редактора, топ-менеджера, менеджера по продвижению и распространению. Ни одного такого специалиста для подъема мощного еженедельника сегодня в Челябинске нет. Можно найти людей с ростками "газетного" таланта и воспитать их. Но на это уйдет минимум два года".

"Год - это очень большой срок. Не известно, что за это время произойдет со "Слободой" и всей региональной прессой, - говорит Борис Киршин. - К тому же инвестиции в сумме одного миллиона долларов - это копейки для большого города. К тому же, осенью 2007 года в Челябинске реализуется проект газеты "Деловой Петербург" - естественно, под другим названием. За ним стоит более серьезный капитал, так как это проект шведского издательства. Думаю, владельцы этого издания могут вложить в развитие своего проекта и в Челябинске и в любом другом регионе до пяти миллионов долларов. Выход в регионы "Делового Петербурга" - более серьезное событие в отличие от появления на челябинском рынке тульской "Слободы"".

http://chel.ru/news/802.html

Док. 466195
Перв. публик.: 26.03.07
Последн. ред.: 23.07.08
Число обращений: 164

  • Кирюнина Вера Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``