В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Батурин: Реконструкция важнейших военно-исторических событий России Назад
Виктор Батурин: Реконструкция важнейших военно-исторических событий России
Тема :     Реконструкция важнейших военно-исторических событий России
Передача :     Разворот
Ведущие :     Ольга Бычкова, Лев Гулько
Гости :     Виктор Батурин


Л. ГУЛЬКО: 15.35, слушаете, мы уже начали беседу.

О. БЫЧКОВА: Да, это Виктор Батурин, который сейчас объясняет нам все свои названия всех своих общественных постов, которых, действительно, немало. Виктор Батурин - владелец компании "Интеко-Агро", этим он известен. Добрый день, Виктор Николаевич.

Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте.

В. БАТУРИН: Да, здравствуйте.

О. БЫЧКОВА: И кроме того, председатель совета общероссийского военно-исторического общественного движения. И что вы сейчас сказали со словом "долги"? Вы начали нам говорить, повторите, пожалуйста, точно как это называется?

В. БАТУРИН: Да, существует еще такой русский культурный фонд "Долги наши". Я являюсь одним из его соучредителей. А второй учредитель, и инициатива этого принадлежала ему, это Эдвард Станиславович Радзинский.

О. БЫЧКОВА: Это тоже связано с историей, все очень интересно, на самом деле.

В. БАТУРИН: Это связано с нашей жизнью, с нашей страной.

Л. ГУЛЬКО: С нравственностью.

В. БАТУРИН: К счастью, наша страна имеет тысячелетнюю историю, поэтому никуда без истории.

О. БЫЧКОВА: Есть, чем заняться, да.

В. БАТУРИН: Не денешься.

О. БЫЧКОВА: Мы будем говорить сегодня о реконструкции важнейших военно-исторических событий российских, таких, как Бородино, например.

Л. ГУЛЬКО: Например.

О. БЫЧКОВА: Да.

Л. ГУЛЬКО: Давай продолжим разговор.

О. БЫЧКОВА: В начале мы хотели вот о чем поговорить, потому что мы только что обсуждали с представителями, с представителями церкви, с представителем РПЦ, и образовательных структур этот вопрос о преподавании основ православия.

Л. ГУЛЬКО: Добровольности, не добровольности и неком соглашении, которое существует между РПЦ...

О. БЫЧКОВА: Да, и должна ли одна конфессия российская в таком виде быть представлена в российских школах, которые, как известно, находятся в многоконфессиональной стране, там упомянули Белгород, что там, действительно, преподается православие в школах, так активно, реально и обязательно. У вас в Белгороде бизнес, как мы знаем, вы хорошо знаете, какая там ситуация. Вам известно вообще об этом что-нибудь?

В. БАТУРИН: Я знаю владыку Иоанна, с огромным уважением отношусь к нему, он огромное и время, и силы тратит на именно православное образование. Но в чем проблема, да, православие в России традиционно является доминирующей религией, дело даже не в религии, а в том, что православие сформировало русскую национальную традицию. Т.е. за эти сотни лет православия в России независимо от национальности была какая-то общность, которая осознавала себя русскими. Они великоросами иногда себя называли или еще кем-то, но эта русская национальная традиция была связана только с православием. И до 1917 года никаких межконфессиональных населенных пунктов в России не существовало.

О. БЫЧКОВА: Как это не существовало?

Л. ГУЛЬКО: Нет, как не существовало?

В. БАТУРИН: Да, весь принцип был очень простой. Т.е. было селение, село, если это село, то там был православный храм. Если был православный храм, то при нем была начальная школа, которая так и называлась, церковно-приходская школа. И все начальное образование совпадало с приходом православным. Священник активно участвовал в формировании этого православного образа и этой православной традиции.

О. БЫЧКОВА: Но сейчас тоже такое есть, безусловно, и остается. Так, наверное, будет всегда, но только и тогда, и до 17-го года, и тем более сегодня в больших городах, как Москва, жили не только православные, правильно?

В. БАТУРИН: Дело в том, что...

О. БЫЧКОВА: Были...

В. БАТУРИН: До революции не город определял русскую национальную традицию, в городе жило меньше 4% населения.

О. БЫЧКОВА: Сейчас ровно наоборот.

В. БАТУРИН: Нельзя поэтому сравнивать. Поэтому я же беру то, что определяет. Если до 17-го года сельский приход, сельский храм и сельская школа определяла воспитание людей, особенно детей, и воспитание в рамках православия, и в рамках православной традиции, то система была понятной. Т.е. храм совпадал с начальным образованием.

О. БЫЧКОВА: Сейчас по-другому.

Л. ГУЛЬКО: Смотрите, у нас же конституция, правда, по которой церковь отделена от государства.

О. БЫЧКОВА: Нет, подожди.

В. БАТУРИН: Конституция - это жена Константина, великого князя.

О. БЫЧКОВА: Хорошо, не будем про жену великого князя, будем говорить о том, что у нас есть сегодня реальность некоторая. Она отличается.

В. БАТУРИН: Нет, вы говорите о том, как надо или как есть?

О. БЫЧКОВА: Мы говорим о том, как есть, потому что...

В. БАТУРИН: Вся проблема, в том числе, Белгородской области, что те методы и средства, которые были придуманы, исходя из конкретной исторической обстановки, пытаются возобновить в условиях полностью изменившейся страны.

О. БЫЧКОВА: Теперь понятно.

В. БАТУРИН: Отсюда лицемерие всех этих вещей. Губернатор Савченко поставил памятник язычнику Святославу, который был могильщиком хазар, при этом считает себя православным человеком. Т.е. нельзя одной рукой делать одно и делать другое.

Л. ГУЛЬКО: Есть в православии и масленица, согласитесь.

В. БАТУРИН: Я понимаю.

Л. ГУЛЬКО: Языческий праздник.

В. БАТУРИН: Я говорю про памятник, я же не говорю, что нельзя знать о князе Святославе, я говорю о том, что нельзя ему ставить памятник.

О. БЫЧКОВА: Почему?

Л. ГУЛЬКО: Почему?

В. БАТУРИН: Потому что он не является объединительным Руси, он является язычником и ярым противником христианства и, в том числе, иудейской религии. Это факт. Хорошо или плохо, я не знаю, но это факт. И нельзя ставить рядом Святослава и рядом Ярослава Мудрого. Это две противоположные личности по своему мировоззрению.

Л. ГУЛЬКО: Смотрите, один за Россию радел и второй радел за Россию.

В. БАТУРИН: Нет, он радел не за Россию, он радел за свою дружину, за свое княжество. И поэтому бился с хазарами, чтобы доминировать в собирании пошлин на Шелковом пути, вот и все.

О. БЫЧКОВА: Вы считаете, что губернатор совершает идейные ошибки, ладно, понятно.

В. БАТУРИН: Губернатор не то, что совершает идейные ошибки, просто нельзя делать благое дело при помощи лицемерных методов. Да, православная традиция для России очень важна, так же, как и православное образование. Да, схема, связанная с приходом и начальным образованием, должна возродиться. При этом должна сохраниться свобода религии. Но при этом ничего здесь такого нет. Есть храм, у этого храма есть начальная школа. Если вы считаете, что ваш ребенок должен получить православное образование...

Л. ГУЛЬКО: На добровольной основе, да?

В. БАТУРИН: Он в этой школе получает православное образование начальное. Плюс в этом же городе есть светская начальная школа, если вы хотите стать атеистом, вы отдаете тоже бесплатно туда.

Л. ГУЛЬКО: Главное в этом - добровольность?

В. БАТУРИН: Конечно, у вас есть возможность светского образования, возможность православного образования. Пожалуйста, мусульманского образования.

Л. ГУЛЬКО: Какого угодно.

В. БАТУРИН: Пожалуйста, какого угодно. Но все равно начальное образование формирует у ребенка...

О. БЫЧКОВА: Это понятно.

В. БАТУРИН: ...именно духовную традицию.

Л. ГУЛЬКО: Понятно

В. БАТУРИН: И она обязательно должна совпадать с религией.

Л. ГУЛЬКО: Мы услышали главное слово, добровольность, главное слово.

В. БАТУРИН: Конечно, добровольность, но добровольность заключается именно в привязке не к какому-то зданию школы, а к зданию храма, т.е. к зданию той идеологии, которую вы хотите изучать.

О. БЫЧКОВА: Это важный момент, на самом деле.

Л. ГУЛЬКО: Конечно.

О. БЫЧКОВА: Т.е. в центре должно быть здание храма этой религии?

В. БАТУРИН: Конечно, начальная школа должна совпадать с приходом. Плюс должны быть светские учебные заведения, если вы хотите в атеистическом плане воспитать своего ребенка.

О. БЫЧКОВА: Понятно.

В. БАТУРИН: Отдаете туда. Оно тоже бесплатное.

О. БЫЧКОВА: Все, мы поняли.

В. БАТУРИН: И он не верит ни во что.

О. БЫЧКОВА: Мы поняли. Виктор Батурин у нас в прямом эфире "Эха Москвы". Давайте мы перейдем сейчас к истории военно-исторических событий России.

Л. ГУЛЬКО: На самом деле, это продолжение разговора.

О. БЫЧКОВА: Это продолжение разговора, да, потому что не только в школе и не только в храме, в действительности, происходит такое воспитание. Хотя это важно, но не только. Ежегодное воспроизведение Бородинского сражения, скажите, пожалуйста, это дорогостоящая вообще история для вас?

В. БАТУРИН: Как вам сказать, дело в том, что реконструкция на Бородине производится людьми, которые добровольно занимаются русской историей, которые добровольно тратят на это свои деньги.

Л. ГУЛЬКО: А зачем? Вопрос, зачем?

В. БАТУРИН: Потому что для них это важно.

О. БЫЧКОВА: Сколько денег, нам хотят сейчас сказать.

В. БАТУРИН: Для них это важно.

Л. ГУЛЬКО: Я продолжаю разговор, зачем?

В. БАТУРИН: Для них это важно, т.е. эти люди хотят не забывать о том, что были в истории его страны периоды, когда люди не задумывались, отдавать жизнь за свою родину или не отдавать, т.е. у них были какие-то стимулы, более высокие, чем у нас, когда у нас два миллиона садится в тюрьму, а мы 200 тыс. в армию не можем набрать в нашу, российскую.

Л. ГУЛЬКО: Беспризорных ребят у нас сколько.

В. БАТУРИН: Люди в тюрьму идут охотнее, чем в нашу российскую армию.

О. БЫЧКОВА: Подождите, сейчас будет очередное Бородино, да?

В. БАТУРИН: Да.

О. БЫЧКОВА: Это когда будет, какого числа?

В. БАТУРИН: Второго числа.

О. БЫЧКОВА: Второго числа, в ближайшее воскресенье.

В. БАТУРИН: Да.

О. БЫЧКОВА: Вы сколько там народу ожидаете?

В. БАТУРИН: Если касается нашего общественного движения, то исторические клубы, которые объединены в это движение, вступив туда добровольно, это больше 50 субъектов федерации, это будет где-то 1 200 - 1 300 человек, плюс еще будут неорганизованные какие-то группы людей. Я думаю, что можно ожидать около полутора тысяч людей. В этом году это будет самая большая реконструкция.

О. БЫЧКОВА: Самая большая в смысле самая массовая?

В. БАТУРИН: Да.

О. БЫЧКОВА: Но там, наверное, количество людей как-то ограничено, возможность?

В. БАТУРИН: Нет, количество людей не ограничено, но если брать вообще, то люди, которые более-менее профессионально и регулярно занимаются историей наполеоновских войн, их всего во всей Европе не более 3 тыс.

Л. ГУЛЬКО: Это только наполеоновские войны или?

В. БАТУРИН: Бородино - это наполеоновская.

Л. ГУЛЬКО: Нет, понятно, вообще ваша деятельность.

В. БАТУРИН: Ассоциация, она военно-историческая, мы недавно делали реконструкцию Невского пятачка, где погибло больше 200 тыс. на маленькой площади наших солдат. Делали реконструкцию второй мировой войны. 600 человек, самая крупная в Европе реконструкция, огромное количество зрителей. Кстати, отец нашего президента В.В. Путина был ранен на Невском пятачке, как раз те бои и воспроизводили.

О. БЫЧКОВА: А вы по этому принципу выбрали именно это событие?

В. БАТУРИН: Нет, у нас по плану была реконструкция битвы под Прохоровкой, но ввиду наших неадекватных взаимоотношений с властями, у нас, например, около тысячи наших бойцов на Прохоровском поле, которых мы подняли, мы не можем второй год захоронить, потому что нам не предоставляют для этого землю. Нам пришлось отменить реконструкцию под Прохоровкой и делать реконструкцию на Невском пятачке.

О. БЫЧКОВА: Вы подняли, вы нашли не захороненные останки?

В. БАТУРИН: Так случилось, что я являюсь собственником земель, где проходило знаменитое Прохоровское сражение. И оказалось, что с 43-го года никто не занимался захоронением наших солдат. Их там тысячи и тысячи. А немцев там значительно меньше, потому что, как оказалось, Манштейн отходил организованно, они немцев всех забрали. В основном, это наши солдаты.

О. БЫЧКОВА: Так они своих унесли?

В. БАТУРИН: Что ж, они наших понесут?

О. БЫЧКОВА: Нет, понятно, т.е. они чужие, они своих забрали и унесли более или менее, да, а мы своих бросили, получается так?

В. БАТУРИН: Я не знаю, как это было.

О. БЫЧКОВА: И они лежат там до сих пор.

В. БАТУРИН: В основном, да, это братские могилы, безымянные. И люди тоже безымянные. И когда я спрашивал, например, местных жителей, конечно, удивительные вещи. Например, они рассказывали, что когда пришли наши, то специальные части снимали жетоны с наших солдат, потом говорят, в колхозной кузнице их все сделали. И когда мы одного нашли, оказалось, что...

О. БЫЧКОВА: Сделали в смысле расплавили?

В. БАТУРИН: Да, оказалось...

О. БЫЧКОВА: Чтобы не опознали?

В. БАТУРИН: Да, и оказалось, что мы одного нашли, опознали по медали за отвагу его. И оказалось, что, например, в подольском архиве написано, что он погиб под селом таким-то 5 июля в начале наступления Манштейна. А в семью пришло - пропал без вести. Тогда единственное объяснение этому, что жертвы были настолько большие, что государство было неспособно платить пенсии за потерю кормильца, вынуждены были идти на такие меры.

О. БЫЧКОВА: Очень понимаю, мой дед пропал без вести, и ровно это и произошло.

Л. ГУЛЬКО: Мой дед получил ранение под Прохоровской.

В. БАТУРИН: Я вам говорю то, что я достоверно знаю. Нашли семью, там еще дочь была жива, отдали медали этого старшего сержанта.

О. БЫЧКОВА: Вообще есть какая-то возможность опознать людей, которые там сейчас, останки людей, которые сейчас там находятся?

В. БАТУРИН: Как показывает практика, из 100 найденных одного можно опознать.

Л. ГУЛЬКО: Давайте вернемся к нашей проблеме.

В. БАТУРИН: Мы сделали там братскую могилу, мемориал, сделали захоронение. Второе захоронение не можем сделать, потому что нам местные власти не предоставляют права на этот земельный участок, на кладбище, не на строительство жилого дома.

Л. ГУЛЬКО: А чем они мотивируют, местные власти?

В. БАТУРИН: Тем, что почему вы должны, давайте мы сами будем хоронить от имени субъекта федерации. А с какой стати, они что там, приложили силы какие-то?

О. БЫЧКОВА: А какая вам разница, кто это будет хоронить?

В. БАТУРИН: Разница такая, что у них с 43-го года было огромное количество возможностей это сделать. После того, как мы привезли итальянский мрамор, благоустроили этот мемориал, сделали его красивым, поставили закладной камень, чтобы построить там часовню, вдруг проявили интерес к этому местные власти. Что же, раньше не могли проявить?

О. БЫЧКОВА: Ну и что, теперь вы все уперлись, ничего...

В. БАТУРИН: Нет, никто ничего не уперся, просто есть какая-то правовая основа, чтобы хоронить, нужно иметь от властей документ. Они его не дают. А как вы себе представляете, я передам кости людей кому? Губернатору, что ли? По акту, что ли? Как чисто технически это сделать? Здесь, понятно, собираются люди, местные жители, вызываем мы почетный караул, производим захоронение, братскую могилу. Здесь понятно. А здесь что, как чисто технически? Мне, конечно, не жалко этого.

О. БЫЧКОВА: А вам не кажется, что уже настало время вообще, чтобы кто-то из влиятельных и имеющих материальные возможности людей, как вы, таких много, конечно, найдется, я надеюсь на это, действительно, уже создали это движение по поиску и захоронению реально советских воинов времен Великой отечественной войны? Понимаете, потому что это, действительно, тысячи, если не миллионы. Это огромное количество.

В. БАТУРИН: 150 дивизий.

О. БЫЧКОВА: Да.

В. БАТУРИН: Не найдено.

Л. ГУЛЬКО: Раз государство не имеет возможности, не хочет, еще что-то.

О. БЫЧКОВА: Этим занимаются какие-то волонтеры, да, слабые, которые, может быть, они не слабые, они упорно этим занимаются, но им нужно помогать и всем нужно помогать.

В. БАТУРИН: Дело в том, что вопрос и простой, и сложный. Для того, чтобы это делать, во-первых, это нужно признать, что у нас существуют сотни и сотни тысяч безымянных и не безымянных не захороненных наших солдат.

Л. ГУЛЬКО: Все уже знают это.

О. БЫЧКОВА: Это же все знают.

В. БАТУРИН: Это все знают по понятиям, а никто же этого не признал.

Л. ГУЛЬКО: Как, должен быть документ, что ли, какой-то?

В. БАТУРИН: Наверное, это должна ГД признать, что у нас существует такая проблема, связанная с захоронением людей, отдавших свою жизнь за родину.

О. БЫЧКОВА: Но вы же занимаетесь Прохоровкой, вам не нужно, чтобы ГД это признавала. Почему это не поднять на другой уровень и все, безо всякой ГД?

Л. ГУЛЬКО: Бог с ней, с ГД.

В. БАТУРИН: Нет, я имею в виду, что если эта тема государственная, но государство подразумевает бюджет, финансирование, какие-то процедуры, а откройте наш бюджет, там же нет статьи, связанной с памятью о наших воинах.

Л. ГУЛЬКО: Мы-то сейчас несколько о другом, вы знаете.

О. БЫЧКОВА: А вы на что, да?

Л. ГУЛЬКО: Это как храм, это как храм построить.

В. БАТУРИН: Я же не афиширую это, я же не делаю на этом пиар, это вы меня спросили, я вам ответил, потому что, во-первых, это стыдно, во-вторых, как это написано в Библии, делай добро, никогда не требуй за это благодарности.

Л. ГУЛЬКО: И мы о том же.

В. БАТУРИН: И таких, как я, еще есть люди, я не говорю, что я какой-то исключительный. Хотя не могу сказать, что нас очень много. Почему-то очень многие богатые люди в нашей стране считают, что они за счет богатства приобретают кучу прав. И только единицы из них считают, что они приобретают кучу обязанностей. Вот в чем проблема-то.

Л. ГУЛЬКО: Скажите, пожалуйста, школьники принимают участие в ваших мероприятиях?

В. БАТУРИН: Конечно.

Л. ГУЛЬКО: Молодые ребята.

В. БАТУРИН: И студенты, школьники, самое интересное, с удовольствием. У нас есть семьи, которые приезжают, допустим, на реконструкции даже с грудными детьми, по форме одетыми.

О. БЫЧКОВА: Я знаю людей, действительно, которые приезжают с маленькими детьми.

Л. ГУЛЬКО: И я знаю людей, да, может быть, мы одних и тех же людей знаем.

О. БЫЧКОВА: Елена спрашивает, можно ли на ваши исторические мероприятия на Бородинском поле приехать москвичам с детьми посмотреть, как все это будет, если можно, скажите, на чем лучше доехать из Москвы и во сколько начало.

В. БАТУРИН: Что касается Бородина, то де-факто, конечно, это мероприятие всегда проводило и проводит наше общественное движение. Де-юре, де-юре это исторический фестиваль под эгидой господина Швыдкого и его музея Бородинской битвы, которые 4.5 млн. потратили на возведение трибун для вип-гостей. Впервые в этом году уровень лицемерия, они начали продавать на нас деньги, что мы, клоуны, что ли, чтобы нас показывать за деньги?

Л. ГУЛЬКО: В смысле билеты продавать?

В. БАТУРИН: Да, на нас, т.е. мы же не за деньги там выступаем. Они на нас продают деньги. И люди были так возмущены, что с большим трудом...

Л. ГУЛЬКО: А раньше это делалось бесплатно?

В. БАТУРИН: А?

Л. ГУЛЬКО: А раньше это было бесплатное мероприятие?

В. БАТУРИН: Раньше они все-таки не доходили до такого цинизма. Мы в этом году подняли вопрос, что это все неправильно. Заставили их все-таки провести конкурс, мы подали, кстати, заявку на этот конкурс как общественное движение, так нас не допустили, потому что была форма неправильная заполнения документов. Хотя у нас было таких три тома по сражению. А выиграл музей, который предоставил одну бумажку. Музей, кстати, структурное подразделение Швыдкого, он вообще не имеет права участвовать в конкурсе.

О. БЫЧКОВА: Так, это ваши разборки.

В. БАТУРИН: Нет, я говорю о том, что я не могу влиять на то, как туда проехать и как это смотреть, потому что этим управляет музей. Музей, он продает шашлыки, он делает вход и выход.

Л. ГУЛЬКО: Как проехать-то вы скажите.

О. БЫЧКОВА: Как проехать, во сколько начало?

В. БАТУРИН: До Можайска, что же вы, Бородино не знаете, там есть, будут автобусы ходить, пожалуйста.

О. БЫЧКОВА: От Можайска будут ходить автобусы.

В. БАТУРИН: Лучше всего на электричке. Если на машине, то там будут стоянки организованы.

О. БЫЧКОВА: На машине, там прямо, да, едешь.

В. БАТУРИН: Но лучше всего, проще всего, на мой взгляд, на электричке.

О. БЫЧКОВА: А во сколько начало в воскресенье?

В. БАТУРИН: Это будет целый день, а сама битва - это будет двенадцать-час.

О. БЫЧКОВА: Понятно, т.е., в общем, пораньше утречком.

В. БАТУРИН: Там будут, мы будем проводить мероприятия Шевардинского редута, потому что есть памятник и русским, и французским погибшим. Будет из посольства Франции представительство. Говорят, что будет вице-премьер Иванов, очень приятно, это впервые такая высокая государственная фигура.

О. БЫЧКОВА: Если будет, то будет очень приятно.

В. БАТУРИН: Очень приятно.

О. БЫЧКОВА: Если будет.

В. БАТУРИН: Потому что никогда этого не было, потому что у нас же день города в это время, у нас тут гуляй, Москва.

Л. ГУЛЬКО: Город-то Москва, а это все-таки Россия.

О. БЫЧКОВА: А вы не будете сейчас всех обвинять в лицемерии, потому что теперь получается, что все хотят примазаться к этой красивой истории?

В. БАТУРИН: Я не говорил, что все, я говорю, что ведомство Швыдкого и музей Бородинского поля, я не говорил, что все. Я говорю, что нельзя унижать людей, которые делают это по зову души. Бог с ним, не подумайте, что я похвалился, мне этот праздник обойдется, как бы вам сказать, около 300 тыс. долларов, потому что...

О. БЫЧКОВА: Ничего себе.

В. БАТУРИН: Потому что надо покормить людей, палатки, есть масса вещей, автобусы, тысячи людей, а проводит фестиваль у нас Бородинский музей, который будет продавать шашлыки, пиво, спиртные напитки, на трибуну-вип билеты будет по 1 000 руб. продавать, так по 500, что это такое вообще, не лицемерие, что ли? Конечно, лицемерие.

О. БЫЧКОВА: Ну ладно, мы попробуем узнать, если получится.

В. БАТУРИН: Хотя я не говорю, что я такой великий, я просто для сравнения сказал, что затраты, конечно, всегда есть, люди, нет, это я там малую часть оплачиваю, остальное оплачивают сами люди, они же шьют форму, пушки, это же огромный, едут. У нас некоторые клубы едут с Красноярска, представляете? Конечно, у нас совесть не позволяет заставлять их брать билеты за 1 000 долларов, чтобы сюда лететь и чтобы дать им возможность приехать, мы от имени общественного движения нашего военно-исторического помогаем хотя бы в таких вещах, понимаете?

Л. ГУЛЬКО: Т.е. договориться как-то сейчас не получается у вас, да, с официальными властями?

В. БАТУРИН: Договориться с кем?

Л. ГУЛЬКО: С, как вы говорите, господином Швыдким и музеем-панорамой Бородинская битва?

В. БАТУРИН: Швыдкой, вы знаете, как переводится, если дословно, то хитрож...ый, как с ним договоришься?

О. БЫЧКОВА: Нет, давайте мы не будем.

Л. ГУЛЬКО: Ну что вы, действительно.

В. БАТУРИН: Я говорю, дословно, он просто так переводится.

О. БЫЧКОВА: Вашу фамилию тоже можно на каком-нибудь языке найти...

В. БАТУРИН: Моя фамилия есть в словаре Даля, батура - дословно упрямиться, это тоже правильно.

Л. ГУЛЬКО: Не будем сейчас переходить на личности, да.

О. БЫЧКОВА: Хорошо.

В. БАТУРИН: Нет, я не на личности, я про фамилию.

О. БЫЧКОВА: Нет, не надо про фамилию, потому что, знаете, уже кто с какой фамилией родился, и все, да. Я хотела сказать, что если, например, мы поищем вашей фамилии соответствие в других языках, то, может быть, тоже что-нибудь найдем интересное.

В. БАТУРИН: Моя фамилия есть в словаре великорусского языка Даля, батура - дословно упрямиться, фамилия с Рязани.

О. БЫЧКОВА: У нас еще одна тема.

Л. ГУЛЬКО: Вообще сегодня день вежливости, между прочим.

В. БАТУРИН: Сегодня?

Л. ГУЛЬКО: Всемирный, да.

О. БЫЧКОВА: Мы же не сейчас о вежливости.

Л. ГУЛЬКО: Чуть попозже, я просто напомнить.

О. БЫЧКОВА: Поэтому сейчас можем пока...

В. БАТУРИН: "Эхо Москвы" и вежливость уже смешно.

О. БЫЧКОВА: Уже смешно?

Л. ГУЛЬКО: Сейчас посмеемся.

О. БЫЧКОВА: Так, хорошо.

В. БАТУРИН: Вежливость не в том, чтобы говорить ласковые слова. Вежливость в том, чтобы говорить искренне, и все, даже если эти слова не очень приятные, но искренние, это уже вежливость.

О. БЫЧКОВА: Давайте о политике.

В. БАТУРИН: Давайте.

О. БЫЧКОВА: Раз мы заговорили о вежливости, особенно об искренности. Вы идете в ЛДПР?

В. БАТУРИН: Я могу сказать еще раз и буду все время это повторять, я был членом КПСС, вступал туда, в общем, не по принуждению, а совершенно искренне, у меня отец - член партии тоже был. Меня принимали очень достойные люди.

О. БЫЧКОВА: В каком году?

В. БАТУРИН: Я в 85 году вступал в КПСС.

Л. ГУЛЬКО: На закате практически.

В. БАТУРИН: Я работал, я еще не такой старый, в общем, мне только 50 исполнилось в прошлом году. Я трудился на заводе Сухого, это авиационный завод, меня там принимали в партию. Я совершенно искренне верил и в перестройку, и во все эти лозунги, говорю тоже совершенно искренне. В 91 г., когда партию отменили, вроде как сказали, все, говорит, свободен, второй раз - это, знаете, как второй раз терять девственность, примерно также. Поэтому я не настолько циничен, чтобы второй раз объявлять, что, знаете, я тогда был глупый, а сейчас я поумнел и понял, что тогда я вступил в неправильную партию, а теперь я буду вступать в правильную. Поэтому ни в какие партии я вступать не буду ни при каких условиях.

О. БЫЧКОВА: Т.е. эти все разговоры о том, что вы можете пойти в списке ЛДПР, в первых строках...

Л. ГУЛЬКО: Если вдруг вас позовут неожиданно.

О. БЫЧКОВА: Да, что все эти разговоры - это, на самом деле, все ерунда?

В. БАТУРИН: Понимаете, что, я не знаю, ерунда или не ерунда. Я могу тоже сказать совершенно откровенно, если по каким-то причинам Владимиру Вольфовичу потребуется, чтобы я вошел в список ЛДПР или, не знаю, в деревне Гадюкино возглавил список ЛДПР, отношения наши сложились так, что я не имею права ему отказать, потому что он мне помог в очень трудную минуту.

О. БЫЧКОВА: В какую минуту?

В. БАТУРИН: В Белгороде, когда у меня были проблемы, убийства, нападения на людей, единственная партия, которая поддержала, была ЛДПР. И единственный крупный политик, который открыто заявил о беззакониях, это же был Жириновский. Я не имею права отказывать человеку, если вдруг он посчитал, что я должен...

О. БЫЧКОВА: Вы его должник, короче говоря, если он вас позовет.

В. БАТУРИН: Должник, да, и я этого не скрываю.

О. БЫЧКОВА: Если он вас позовет, вы пойдете. Так он вас еще не звал?

В. БАТУРИН: Да, даже мне он скажет выставиться на президента США, я тоже выставлюсь.

О. БЫЧКОВА: Так он вас еще не звал туда, на самом деле?

В. БАТУРИН: Нет. пока такого разговора не было, я могу сказать откровенно.

О. БЫЧКОВА: Ни официально, ни неофициально?

В. БАТУРИН: Ни официально, ни письменно, никак. Просто раз дыма без огня не бывает, раз газеты начали о чем-то писать, я заранее предвосхищаю свой ответ.

О. БЫЧКОВА: Понятно, спасибо большое, это был Виктор Батурин, владелец компании "Интеко-Агро", председатель совета общественного... общероссийского военно-исторического общественного движения. Мы говорили, как вы слышали, на разные темы, закончили мы выборами. И выборами сейчас, собственно, будем продолжать через несколько минут.

Л. ГУЛЬКО: После новостей.

О. БЫЧКОВА: После кратких новостей, после, между прочим, очередной погодной сводки, у нас в гостях в следующем часе Валерий Крюков, член ЦИК, готовьтесь задавать вопросы. Устроим ЦИК горячую линию.



31.08.2007
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/54507.phtml


Док. 466493
Перв. публик.: 31.08.07
Последн. ред.: 24.07.08
Число обращений: 201

  • Батурин Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``