В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В газете `Дер Штандард` 10 августа 2007 года опубликован комментарий Посла России в Австрии С.В.Осадчего по проблеме косовского урегулирования. Назад
В газете `Дер Штандард` 10 августа 2007 года опубликован комментарий Посла России в Австрии С.В.Осадчего по проблеме косовского урегулирования.
В свете последних публикаций хотел бы прокомментировать позицию России по процессу косовского урегулирования.

Россия поддержала возобновление переговоров между Белградом и Приштиной в целях нахождения компромисса по статусу края и присоединилась к новому формату посредничества - "тройке", в которой помимо нее участвуют Европейский союз и США. При этом мы твердо исходим из того, что процесс косовского урегулирования должен оставаться под контролем ООН, а окончательное решение по Косово подлежит утверждению Советом Безопасности. Никаких иных легитимных вариантов решения проблемы не существует. В этом контексте поддерживаем практику отчетности "тройки" перед ООН через ее Генерального секретаря.

Сразу хочу отметить, что новый формат может быть эффективен только в том случае, если наши западные партнеры сделают надлежащие выводы из предшествовавшего этапа статусного процесса, сложных дискуссий в Совете Безопасности ООН. Главное сейчас - совместными усилиями политически стимулировать переговоры Белграда и Приштины без предварительных условий, без навязывания заведомо неприемлемых моделей урегулирования и временных лимитов. Необходимо отказаться от практики выборочного поощрения и предопределения итоговой развязки на основе отвергнутого сербами плана М.Ахтисаари. Если международные посредники действительно заинтересованы в поиске компромисса, то переговоры должны длится столько времени, сколько потребуется, и вести к результату, который бы учитывал интересы обеих сторон. В противном случае они теряют всякий смысл. Попытки же заведомо поставить на новых переговорах крест, а их провал обусловить автоматическим введением плана М.Ахтисаари мотивируют косовских албанцев не к поиску реальных развязок, а к срыву переговорного процесса.

Не можем согласиться с звучащими здесь утверждениями, будто Россия блокирует работу Совета Безопасности ООН, якобы мешая ему обеспечивать международный мир и безопасность. Позиция России изначально была понятной и открытой, базировалась на нормах международного права и положениях резолюции 1244 СБ ООН, подтвердившей территориальную целостность Сербии и сохраняющей свою силу. Остается она такой и сейчас. Мы неоднократно заявляли об этом и считаем неприемлемым предусматриваемое планом М.Ахтисаари статусное решение для Косово, поскольку оно не учитывает принципиальных интересов одной из сторон. Консультационный процесс в Нью-Йорке подтвердил, что попытки наших партнеров в той или иной форме протащить этот план через Совет Безопасности, пусть и в несколько измененной упаковке, обречены. Результат закономерный: вынесение вопроса в СБ ООН, как и предупреждала Россия, было преждевременным - косовское урегулирование возвращается в переговорное поле.

Заявления о том, что Россия будет нести ответственность за возможные вспышки насилия в крае, поскольку, мол, население Косово "устало ждать", абсурдны. Во-первых, никто не угрожает безопасности косовских албанцев и никаких вспышек насилия в крае не провоцирует. Во-вторых, это не мы обещали косоварам скорую независимость, предвосхищая исход переговоров по статусу и подталкивая тем самым радикальных сепаратистов к решительным действиям. Россия продолжает выступать за соблюдение норм международного права и положений устава ООН, включая принцип территориальной целостности государств. Если же партнеры считают, что право на самоопределение должно иметь приоритет перед территориальной целостностью, то этот тезис универсального характера должен обсуждаться всем мировым сообществом в рамках ООН.

Нынешние попытки выставить косовскую проблему как некий уникальный случай, не создающий прецедента в мировой практике, не выдерживают критики. Ситуация, аналогичная Косово, сложилась во многих уголках мира. Расчеты некоторых политиков, что независимость края можно провозгласить келейно, вне рамок ООН, и затвердить последующим признанием со стороны ряда влиятельных государств, крайне опасны. В этом убеждено отнюдь не только руководство России. Прецедент был бы создан, ящик Пандоры открыт. Все это может привести к цепной реакции "активного сепаратизма" в других проблемных регионах, а также спонтанному признанию новых независимых государств со ссылкой на косовский сценарий. Стройная система международных отношений даст трещину. Мы не хотим такого развития и не планируем нести за него ответственность.

Еще раз подчеркну, Россия не играет в решении косовского конфликта за одну из сторон. Мы против нарушения норм международного права и навязывания суверенным государствам неприемлемых решений по отчуждению их исторических территорий. Искать компромисс, конечно, дольше и сложнее, но именно он будет способствовать подлинному миру и стабильности на континенте.


10.08.2007
http://rus.rusemb.at/rede/210

Док. 466536
Перв. публик.: 10.08.07
Последн. ред.: 24.07.08
Число обращений: 151

  • Осадчий Станислав Вилиорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``