В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пресс-конференция руководителя Росатома Александра Румянцева в г. Снежинске (Челябинская область) Назад
Пресс-конференция руководителя Росатома Александра Румянцева в г. Снежинске (Челябинская область)
В Челябинской области 18-19 апреля 2005 года состоялось заседание центральной балансовой комиссии Росатома по итогам деятельности ПО "Маяк" (г. Озерск) и РФЯЦ-ВНИИТФ (г. Снежинск) в 2004 году. В работе комиссии приняли участие руководитель Агентства Александр Румянцев и заместитель руководителя Агентства Иван Каменских. 19 апреля в завершение визита в Снежинск глава Росатома встретился с журналистами.


ВОПРОС: Каковы перспективы реализации изменений в межбюджетных отношениях "федерация - субъект федерации - ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования)", начиная с 2006 года?

А.РУМЯНЦЕВ: Действительно, по государственной концепции финансирование, скажем так, муниципальной части ЗАТО с 2006 года будет происходить через субъект федерации. Это такая же ветвь исполнительной власти, как федеральное правительство, только применительно к региональному уровню. У всех возникало опасение: сохранится ли прежний уровень финансирования? Это волнение мне понятно. Потому что у субъекта федерации гораздо больше проблем по общему спектру его деятельности, чем у ЗАТО, которое входит в регион. Но, на самом деле, из общих соображений можно ожидать некоторого снижения финансирования. Но Минфином и Минэкономразвития прорабатываются этот вопрос с тем, чтобы рассмотреть ситуацию, когда не будет каких-то разительных обвалов или отсутствия какого-то переходного периода. Но ясно, что, приближаясь к субъекту федерации, администрации ЗАТО надо активно с ним работать, с тем чтобы отстаивать свои интересы. Я знаю, что сейчас ряд глав этих образований уже встречаются с губернаторами и выходят на федеральный уровень. Вопрос этот находится в стадии обсуждения. Как все это будет происходить, мы посмотрим в 2006 году, но работа такая уже идет.

ВОПРОС: Ваша оценка хода разработки законопроектов "О регулировании деятельности в области ядерного оружия" и "О статусе российских федеральных ядерных центров".

А.РУМЯНЦЕВ: Всегда хочется, чтобы побыстрее все эти законопроекты делались. Работа над ними идет. За первый ответственно Минобороны и проекты некоторые мы уже смотрели.

ВОПРОС: Каков Ваш комментарий по поводу радиационной обстановки на ПО "Маяк" и нынешних действий прокуратуры.

А.РУМЯНЦЕВ: Как-то комментировать действия правоохранительных органов я не могу. А радиационная обстановка на "Маяке" - она находится в штатном режиме, соответствует всем действующим регламентам и не выходит за пределы всех санитарных норм и правил. А то, что там идет рассмотрение - это право прокуратуры в порядке надзора смотреть, как соблюдаются все регламенты, как выполняется действующее законодательство. Я считаю, что это совершенно правильная и осмысленная деятельность.

ВОПРОС: Планируется ли в ближайшее время открыть ЗАТО Снежинск?

А.РУМЯНЦЕВ: Нет, не планируется.

ВОПРОС: Удовлетворены ли Вы отчетом ПО "Маяк" в связи с той ситуацией, которая сложилась вокруг предприятия?

А.РУМЯНЦЕВ: Центральная балансовая комиссия, как впрочем, и любая другая балансовая комиссия, преследует определенную цель, и решение принимает достаточно четкое и достаточно формализованное. Деятельность "Маяка" в 2004 году признана удовлетворительной. Это первое. Второе: принят валютобаланс с прибылью. Третье: принят отчет директора о результатах деятельности. Сформирован также ряд комиссий, которые проанализируют более детально ситуацию и замечания, отфиксированные на заседании балансовой комиссии, и дадут свои рекомендации.

ВОПРОС: Как прошла балансовая комиссия во ВНИИТФ? Ваши оценки? Нацеливаете ли Вы руководство института на сокращение кадров в ближайшие годы?

А.РУМЯНЦЕВ: Кадровая политика всецело зависит от решаемых задач. Руководство института нацелено на расширение научно-технических программ и номенклатуры исследований. Это значит, что курс взят на привлечение молодых специалистов и в значительной степени - на активизацию творческого потенциала по ряду новых направлений. Поэтому кадровый вопрос решается естественным способом: те люди, которые заслужили право на достойный отдых, будут уходить на пенсию, а молодежь их будет замещать. Что касается балансовой комиссии, то деятельность руководства и трудового коллектива ВНИИТФ признана удовлетворительной, принят валютобаланс с определенной прибылью и доклад директора также принят. Хотя была достаточно оживленная дискуссия при рассмотрении различных вопросов деятельности института.

ВОПРОС: Информационные агентства сообщали, что сегодня планировалось провести пикетирование посольства США в Екатеринбурге.

А.РУМЯНЦЕВ: От Вас получаю эту информацию. Спасибо, я этого ничего не знал.
(По просьбе А.Румянцева журналисты пересказали суть публикаций. - Ред.)
Я придерживаюсь демократических традиций. Если народ считает необходимым высказать свою точку зрения, то он имеет на это полное право, если это делается в рамках действующего законодательства. Что касается лозунгов, про которые вы мне сказали, я сторонник толерантности в обществе. Если "Яблоко" нас где-то критикует, оно также имеет на это право, если это не выходит за какие-то нормы приличия, нормы действующего законодательства. А что касается прокуратуры, то она осуществляет надзор над должным исполнением законов. Если возникла какая-то ситуация, которую нужно проверить комиссионно, то это ее святая обязанность, и наш комбинат "Маяк" предоставит все необходимые материалы и покажет, что его деятельность соответствует действующему законодательству.

ВОПРОС: У Вас в этом нет сомнений?

А.РУМЯНЦЕВ: По крайней мере, постоянный мониторинг деятельности "Маяка" по линии экологии и по линии его производственной деятельности свидетельствует, что они соответствуют действующим законам и санитарным нормам и правилам. Понимаете, деятельность "Маяка" настолько серьезна, что у нас существует постоянный производственный контакт между центральным аппаратом отрасли и руководством на местах. Но "Маяк" - наш первенец, и нам досталось тяжелейшее наследие от конца 40-х - начала 50-х годов. Мы используем всю современную науку и новейшую технологию, чтобы привести его состояние в соответствие современным санитарным нормам. Тогда тоже были нормы, но они же меняются. На моей памяти они менялись 4 раза.

ВОПРОС: Сейчас нас пугают паводком, который якобы может ухудшить экологическую обстановку.

А.РУМЯНЦЕВ: А в чем проблема? Никакой паводок, мыслимый в этом регионе, не приведет к подъему уровня воды до кромки допустимого значения. Все модели, которые рассчитаны с точностью до десяти в минус четвертой степени, не дают такого повышения воды. А практически, включив систему улавливания паводковых вод и атмосферных осадков, мы отводим их от этих водоемов и регулярно снижаем уровень воды. Сегодня он на 57 см ниже допустимого. Но допустимый - это еще не значит аварийный, там есть еще запас. А сейчас мы проводим такую реконструкцию плотины, что поднимем ее еще на полметра. То есть будем иметь гарантированный метр. А это сделает вероятность достижения критической отметки при паводках нулевой. Работы проводятся большие.

Мы пересмотрели все отраслевые программы. Мы актуализируем наш комплексный план по Теченскому каскаду водоемов. Теперь это называется "Задача 5.2.2". Наша задача - квалифицированно управлять уровнем воды. Это же не озера, а промышленные водоемы. Есть постановление правительства о статусе этих водоемов. Это действительно часть нашей технологической цепочки, в которую мы не сливаем никаких ни промстоков, ни тем более радиактивных отходов.

ВОПРОС: Несколько слов об итогах визита в целом.


А.РУМЯНЦЕВ: Мои визиты в Снежинск всегда проходят результативно. Я осмотрел ряд объектов института. Состоялись научные обсуждения, дискуссии с рядом ученых. Я очень удовлетворен поездкой: институт живет, развивается с хорошей производной, имеется много задумок - больше даже, чем мы можем профинансировать. Я считаю, что это нормально, когда потребности существенно превышают наши возможности.

Но вот что меня немножко настораживает - молодежь. Уровень современных задач настолько ответственен и высок, что мы должны модифицировать нашу систему образования. Нам нужны студенты и выпускники институтов выше среднего уровня, которые адекватно впишутся в нашу систему. Сейчас направления наших исследований несколько опережают уровень подготовки в вузах. Эти вопросы я буду обсуждать с Агентством по образованию. Все-таки это ЗАТО. Значит, надо кадры где-то вовне находить. Ведь необязательно же, что люди, которые здесь проживают, захотят заниматься физикой высоких плотностей энергии. И это значит, что постоянный приток должен быть.

Ведь как создавались ЗАТО? Они создавались для решения монозадачи, чтобы не было никаких внешних помех, обеспечить режим конфиденциальности, создать высокий материальный уровень, чтобы люди не отвлекались на мелочи жизни, а посвятили себя решению глобальных проблем. Эта задача была решена. Дальнейшее развитие требует большого искусства управления этими ЗАТО. Особенно сейчас, когда у нас достаточно нетривиальная ситуация: произошла трансформация общества, приоритетной стала рыночная экономика. Это предполагает и открытость, и взаимодействие с внешним миром. А с другой стороны, есть нормы законодательства, которые это не приветствуют. И вот здесь я считаю, что ваше руководство институтом проводит очень эффективную и здравую политику из соображений целесообразности.

ВОПРОС: Советскому атомному проекту уже почти 60 лет. Накоплен большой арсенал оружия и казалось бы все задачи по его созданию решены. Наверное, сейчас понятно, какие задачи предстоит решать дальше. Что именно наш институт, как научное учреждение, может сделать в той дальнейшей работе с накопленным арсеналом?

А.РУМЯНЦЕВ: Я немножко подправлю Ваше представление о ядерном оружии. Это объект, который живет собственной жизнью. Его нужно сопровождать, его нужно модернизировать, его нужно развивать. И если кто-то думает, что раз оружие создано, то институт нужно на что-то переключать, то он ошибается. Все оружейные проблемы как стояли перед институтом, так и стоят. Потенциал института настолько высок, что он может параллельно развивать и другие направления, чем он и занимается.

Я сегодня посетил ряд площадок и остался очень доволен тем, что увидел, теми результатами, которые здесь достигнуты. Мы боремся за мир. И мы хотим, чтобы ядерное оружие в перспективе было уничтожено, чтобы наш мир стал безъядерным. И сделать мир безъядерным могут только такие специалисты, какие работают в ядерных центрах. Поэтому перед институтом стоят задачи на глобальную перспективу.

20.04.2005
http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=18265&idChannel=120

Док. 466810
Перв. публик.: 20.04.05
Последн. ред.: 25.07.08
Число обращений: 175

  • Румянцев Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``