В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Луков: Конференция института восток-запад `Глобальное сотрудничество для защиты людей, экономики и инфраструктуры` Назад
Вадим Луков: Конференция института восток-запад `Глобальное сотрудничество для защиты людей, экономики и инфраструктуры`
СОЗДАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С НАСИЛЬСТВЕННЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ И РАДИКАЛИЗМОМ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕЩЕ МОЖНО НАВЕРСТАТЬ

Выступление Посла России в Бельгии В.Б.Лукова

Уважаемый господин председатель,

Дамы и господа,

Без ясности в понятиях сложно организовать совместный интеллектуальный и дипломатический поиск решения любой проблемы, тем более столь комплексной и масштабной, как борьба с религиозным насильственным экстремизмом и радикализмом.

По моему мнению, "насильственный религиозный экстремизм" - любая доктрина, оправдывающая насилие и призывающая к нему во имя достижения религиозных целей.

"Глобальная архитектура" - это в первую очередь характер политических взаимоотношений главных участников борьбы с насильственным религиозным экстремизмом; имеющиеся в их распоряжении многосторонние политические институты, способные внести вклад в эту борьбу; система специализированных международно-правовых инструментов и, конечно, имеющиеся у участников этих усилий оперативные ресурсы.

Что, на мой взгляд, следует предпринять, чтобы вооружить международное сообщество политическими и правовыми инструментами, адекватными этой растущей угрозе?

1. Необходимо оздоровить политические отношения между ключевыми участниками борьбы с экстремизмом и терроризмом, восстановить пошатнувшееся единство участников международной террористической коалиции.

В первую очередь речь идет об отношениях стран Запада и России. Нашим партнерам в США и в странах Евросоюза следует понять: нельзя сегодня выставлять Россию неким "демоном", готовить планы "сдерживания" моей страны в Европе, а завтра просить российское руководство о сотрудничестве в ближневосточном урегулировании, в решении экономических проблем Ирака, в урегулировании конфликта вокруг иранской ядерной проблемы и т.д.

Предстоящий саммит Россия-НАТО и саммит "восьмерки" могут дать хорошую возможность для улучшения политической атмосферы взаимоотношений участников антитеррористической коалиции.

2. Необходимо на деле избавиться от двойных стандартов в оценке насильственного религиозного экстремизма на Западе и на Востоке.

Нельзя рассчитывать на эффективность борьбы с религиозным экстремизмом, если ваххабитскую пропаганду "халифата" на территории России многие на Западе считают "проявлением религиозного возрождения мусульман", но решительно борются с ней в Афганистане и других странах, объявляя - не без оснований - подстрекательством к терроризму.

Предложил бы подумать о следующих мерах для исправления создавшегося положения и выработки единого практического подхода международного сообщества к феномену насильственного религиозного экстремизма:

- необходимо добросовестное выполнение государствами обязательств в соответствии с резолюцией 1624 СБ ООН о пресечении подстрекательства к терроризму, в т.ч. через уголовное преследование "пропагандистов" насилия по псевдорелигиозным мотивам;

- полезным было бы проведение под эгидой ЮНЕСКО экспертного обмена мнениями и опытом противодействия идеологии насильственного религиозного экстремизма; составление обзора наилучшей практики в этой сфере;

- назрело составление общего международного банка данных о пропагандистских центрах распространения такой идеологии; на его основе - создание заинтересованными правоохранительными ведомствами системы "раннего оповещения" о новых тенденциях и центрах экстремистской пропаганды.

3. Международное сообщество должно гораздо активнее заняться урегулированием локальных и региональных конфликтов, которые являются главной питательной средой экстремистской идеологии.

Вот перечень наиболее актуальных задач:

- Содействие урегулированию внутрипалестинского конфликта.

Он грозит стать крупным препятствием на пути мирного урегулирования на Ближнем Востоке, а значит, и на пути ликвидации наиболее крупной и долгосрочной угрозы исламистского экстремизма.

Следует активно поддержать создание единой и сильной палестинской власти. Следует, безусловно, поддержать М.Аббаса как общепалестинского лидера, законно избранного руководителя ПНА. В то же время надо понимать: ХАМАС, как к нему не относиться, остается влиятельной политической силой. Попытки исключить его из политического процесса в ПНА ни к чему хорошему не приведут. Поэтому разрешить нынешний внутрипалестинский кризис (а с этим и уменьшить базу экстремизма в ПНА) можно только на путях договоренности ФАТХ и ХАМАС. Еще одно средство противодействия экстремизму в Палестине - наращивание донорской помощи всем палестинцам на постоянной и на недискриминационной основе. Особого внимания требует ситуация в Секторе Газа. Его изоляция только усиливает радикализм среди простых палестинцев.

- Ускорение палестино-израильского диалога.

Остро необходим реальный прогресс в этом диалоге для подлинной нормализации отношений между Израилем и правительством М.Аббаса.

Хотя контакты между главами переговорных "команд", созданных в Аннаполисе, идут в регулярном режиме, отдачи от них практически нет. Есть лишь обмен обвинениями в невыполнении договоренностей в сфере безопасности и нормализации гуманитарной обстановки на Западной берегу. Израильские военные говорят о массированной и "продолжительной акции возмездия" в Газе. Однако такая операция, как и экономическая блокада Газы, будет воспринята палестинцами как "новое коллективное наказание" и только сыграет на руку экстремистам, осложнит положение правительства М.Аббаса.

- Ирак: главное средство уменьшения роли экстремистов во всех общинах страны - выполнение решений конференции в Шарм-Эш-Шейхе. Нужно начать процесс реального национального примирения, запустить с этой целью межиракский политический диалог и обозначить сроки, в которые иностранные войска будут выведены из Ирака. Это - серьезный раздражитель для большой части населения, и важно обозначить перспективы его снятия. Эта идея получила поддержку в итоговом заявлении конференции в Шарм-Эш-Шейхе.

Ключ к успеху в развитии национального диалога в Ираке, и значит, в противодействии к экстремизму, - включение всех этно-конфессиональных групп в политический процесс. Они должны на демократической основе занять свою "нишу" в структурах власти в Ираке. Дальнейшая фрагментация страны лишь приведет к усилению экстремизма как среди суннитов, так и шиитов.

- Следует предотвратить превращение Тропической Африки в "резерв" исламистского экстремизма.

Напомню: тенденция к этому уже есть. Лагеря подготовки боевиков Аль-Каиду действовали в 1990-е годы в Сомали и ряде соседних стран; взрывы посольств США в Кении и Танзании доказали наличие здесь развитой сети ячеек Аль-Каиды.

В этом контексте вызывает серьезную озабоченность ситуация в Кении. Нельзя исключать, что единственной выигравшей стороной в нынешнем конфликте в этом государстве окажутся исламисты. Вспомним: по похожему сценарию развивались в начале 90-х годов события в Сомали. Результатом стало правление "совета исламских судов". Скорейшее урегулирование на компромиссной основе конфликта политических сил в Кении поможет предотвратить повторение сомалийского опыта.

- Борьба с исламистским экстремизмом и террористической опасностью все больше сплетается с задачей борьбы с наркобизнесом.

Около 50% ВВП Афганистана формируется за счет наркопроизводства; 90% торговли опиумом в мире имеют афганское происхождение. Тревожит сращивание наркобизнеса с экстремистскими движениями уже и в Ираке. На юге этой страны в районе Басры и Амары сформировался крупный центр производства опиума и его контрабанды в страны Персидского залива.

В 2006 г. Россия выступила в рамках "восьмерки" инициатором разработки нового плана действий по борьбе с наркотрафиком, в т.ч. с укреплением поясов "антинаркотической безопасности" вокруг Афганистана и прекращения поставок в эту страну прекурсоров для производства героина. Сейчас важно в полном объеме реализовать этот план.

Важную роль здесь может сыграть сотрудничество России и НАТО в деле подготовки специалистов для правительств Афганистана и государств Центральной Азии по борьбе с контрабандой наркотиков.

4. Необходимы гораздо более системные, комплексные меры противодействия формированию устойчивого очага исламистского экстремизма в ряде стран Западной Европы.

Это - не столько полицейская, сколько политическая, социально-экономическая и культурно-образовательная задача.

Полезным было бы обобщение в рамках СЕ лучшего опыта предотвращения радикализации иммигрантской молодежи в крупных городах Европы. В частности, обширный опыт работы с национальными диаспорами, строительства здоровых межнациональных отношений, профилактики ксенофобии и религиозно-национального экстремизма накоплен правительством Москвы.

5. Важным средством противодействия религиозному экстремизму должен стать диалог религий и цивилизаций.

Первые крупные шаги к его развертыванию уже сделаны. В октябре 2007 г. в рамках сессии Генассамблеи ООН прошел первый "Диалог высокого уровня по поощрению межрелигиозного и межкультурного взаимопонимания и сотрудничества на благо мира". В январе этого года в Мадриде состоялось первое заседание "Альянса цивилизаций".

Россия выступает за создание под эгидой ООН Консультативного совета религий. Он мог бы объединить представителей христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и синтоизма. Темами его работы могли бы стать межрелигиозный диалог и диалог с нерелигиозными мировоззрениями, борьба с диффамацией религий, проявлениями нетерпимости и ксенофобии; защита мест религиозного поклонения и святынь; содействия урегулированию региональных конфликтов, имеющих религиозную составляющую.

6. Необходимо укрепить международно-правовую базу противодействия насильственному экстремизму.

1 июня 2007 г. вступил в силу важнейший международно-правовой документ в области превенции терроризма - Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.). Россия, принявшая самое активное участие в разработке Конвенции, первой ее и ратифицировала. Это - первый международный договор, формирующий солидные правовые основы предупреждения терроризма, в т.ч. борьбы с его идеологией. Новый элемент Конвенции - признание уголовными преступлениями трех ключевых составов: публичного подстрекательства к совершению террористических преступлений, подготовки террористов и их вербовки. Особое значение имеет статья о криминализации публичного подстрекательства к терроризму, нацеленная на пресечение доступа террористов и их спонсоров к общественным трибунам, к СМИ, Интернету, закрытие террористических веб-сайтов.

Особо важно, что предотвращение терроризма по Конвенции СЕ охватывает также меры в сфере образования, культуры, задействование в этих целях потенциала СМИ, неправительственных организаций, в целом гражданского общества.

Отдельного внимания заслуживают положения Конвенции в пользу укрепления национальной политики в области предупреждения терроризма, направленные на улучшение просвещения общественности в отношении причин, тяжести и опасности террористических преступлений, поощрение терпимости, межрелигиозного и межкультурного диалога в целях предупреждения совершения таких преступлений. Конвенция нацеливает на широкое международное сотрудничество в целях обеспечения неотвратимости ответственности преступников на основе принципа "либо выдай, либо суди". Особая ценность Конвенции заключается в том, что она может быть открыта для подписания всеми государствами. Это дает возможность придать ей универсальный характер.

Благодарю за внимание.

http://www.belgium.mid.ru/press/posol_r_024.html

Брюссель, 19-21 февраля 2008 г.


Док. 468245
Перв. публик.: 21.02.08
Последн. ред.: 30.07.08
Число обращений: 156

  • Луков Вадим Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``