В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Слива: Суд поставил точку в споре Назад
Анатолий Слива: Суд поставил точку в споре
В сегодняшнем номере "РГ" публикуется определение Конституционного суда РФ от 6 марта 2003 года. В нем высшая судебная инстанция страны поставила точку в споре между властями Татарстана и Башкортостана, с одной стороны, и Генеральной прокуратурой РФ, с другой. В данном конкретном случае было признано, что прокуроры в своих требованиях правы.

Несколько месяцев назад прокуратура потребовала признать излишними некоторые полномочия конституционного суда Республики Башкортостан, установленные местным законом. Например, в законе записано, что конституционный суд Башкортостана обеспечивает верховенство и непосредственное действие конституции Башкортостана на всей территории республики. А это, по мнению прокуроров, противоречит федеральному законодательству. Еще конституционный суд Башкортостана имеет право ограничивать или запрещать политические партии. А эти вопросы должен решать федеральный центр.

По мнению Генеральной прокуратуры, статья 27 Закона "О судебной системе РФ" содержит исчерпывающий перечень полномочий конституционного суда субъекта Федерации, и законодатели Башкортостана были не вправе выходить за эти рамки. В свою правоту те приводили доводы, что конституционные (уставные) суды субъектов не относятся к федеральным судам, а значит, на местах вправе решать по-своему. Правда, такую позицию не разделили судьи Верховного суда. Поэтому, когда законодатели Татарстана, где ситуация оказалась аналогичной, обратились в Конституционный суд РФ, госсобрание Башкортостана присоединилось к этому запросу. Но Конституционный суд отказал заявителям.

- Это принципиальный спор, - сообщил "РГ" судья Конституционного суда РФ, заслуженный юрист Российской Федерации Анатолий Слива. - Речь идет о федерализме. Есть предметы ведения и полномочия, которыми может быть наделен только федеральный центр. По закону каждый субъект Федерации имеет право на свой уставной или конституционный суд, который будет рассматривать все правовые акты, вышедшие в данном субъекте, на предмет соответствия конституции (или уставу) этого же субъекта. Но деятельность этих судов должна находиться в едином правовом поле России. Сегодня, кстати, в субъектах Федерации существуют тринадцать конституционных (уставных) судов. Ничего плохого, если их будет и больше. У каждого региона есть свои особенности: географические, национальные, конфессиональные, местные. Надо уважительно к ним относиться. Конституционные суды субъектов Федерации должны учитывать эти особенности, таким образом они будут занимать свою собственную нишу, но, подчеркиваю, действовать в общероссийском правовом поле.

Как известно, еще несколько лет назад Президент России поставил вопрос о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, иначе это таило в себе угрозу единству и целостности страны.

На базе Минюста создан регистр нормативных актов субъектов Федерации. В нем более 135 тысяч документов. Этот банк данных, кстати, доступен всем пользователям Интернета. В ближайшее время появится и регистр федеральных законов. Сегодня специалисты Минюста принимают участие в разработках региональных законов как эксперты. Поэтому значительное число несоответствий федеральному законодательству удается устранить еще на стадии принятия правовых актов.



Владислав Куликов

http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/ks/103-03-comm.shtm


Док. 471183
Перв. публик.: 05.08.03
Последн. ред.: 05.08.08
Число обращений: 249

  • Слива Анатолий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``