В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Смело говорить о своих проблемах могут только сильные люди! Назад
Смело говорить о своих проблемах могут только сильные люди!
Недавно руководитель Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу Геннадий Попрыга был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством".

В последние два года управление, в компетенцию которого входит регулирование деятельности СМИ, удерживает лидирующие позиции среди двадцати управлений в России. Но поводом к нашей встрече стали не успехи ведомства в целом, а проблемы, которые накопились в журналистском сообществе. Они так или иначе касаются всех


- Геннадий Павлович, вы читаете газеты?


- Много. Это привычка с журналистских времен. И не столько для того, чтобы быть в курсе новостей. Прежде всего меня интересует, как журналист пытается раскрыть тему, найти особенности изложения текста, удачные ходы, форму изложения.


- А какие газеты обязательны для прочтения?


- Я не хотел бы никому делать рекламу. Скажу так. Все центральные издания, начиная с "Российской газеты", где есть информация, связанная с работой правительства. Стараюсь просмотреть региональные газеты, чтобы уловить тенденции, которые появляются на информационном поле, в медиа-сообществе.


- А тенденция одна - пожелтение...


- Есть такое. Хотя так однозначно в отношении сибирской прессы я бы говорить не стал. Тех изданий, которые пытаются привлечь читателя за счет скандальных материалов, каких--то невероятных сообщений и пикантных историй, не так уж много. Главная тенденция последних трех лет - более узкая специализация прессы. Она обуславливается объективными факторами. Общее количество СМИ растет. Каждый год в шести субъектах, которые мы обслуживаем (Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Республика Алтай и Алтайский край), их число увеличивается на 60-70 изданий в месяц. Всего, например, в Новосибирской области зарегистрировано на сегодня около полутора тысяч СМИ. Каждый должен найти своего читателя, свой сегмент рынка. Становится уже тесно. Изданий, которые пишут обо всем, практически не появляется. Но мы регистрируем много корпоративных СМИ. Сейчас среди организаций становится правилом хорошего тона иметь свою газету. Отчасти это плохо. Любому новому изданию требуются кадры. Чтобы получить хорошего журналиста, хорошую редакцию, их надо заинтересовать. Как правило, у организаций нет таких возможностей, поэтому их место занимают люди, которые часто не имеют не то что журналистского, а и высшего образования. Поэтому некоторые издания выглядят на уровне школьной стенгазеты.


- Многие журналисты считают, что обсуждать профессиональные проблемы в публичном пространстве - это неэтично.


- Я согласен с такой точкой зрения, если речь идет о выяснении отношений между журналистами или изданиями. Но говорить о проблемах развития журналистики надо. Может быть, много проблем как раз и связано с тем, что мы мало их мало обсуждаем. Кто может смело говорить о своих проблемах? Только сильные люди.


- В какой мере ваше управление может взять на себя функцию разрешения внутрикорпоративных споров СМИ?


- В принципе лишь в той, в какой это предусматривается законодательством о СМИ. Хотя мы выполняем функцию защиты журналистов вопреки распространенному мнению, что Росохранкультура - это ведомство, в котором спят и видят, как бы закрыть СМИ. Об этом практически не пишут и не говорят.


- В чем конкретно выражается защита?


- Мы по нескольку раз в день проводим консультации по регистрации СМИ, чтобы предупредить в будущем нарушения законодательства. У наших юристов тоже не умолкает телефон. Мы консультируем журналистов по самым разным поводам. Часто они заканчиваются предложением написать нам заявление.


- По поводу чего звонят журналисты?


- В основном, это вопросы взаимоотношений между учредителями и творческими работниками. Например, учредитель, создав СМИ, пропадает, а журналисты продолжают выпускать газету. Был момент, связанный со смертью учредителя, что не предусмотрено в законодательстве о СМИ. Наследники предъявили определенные претензии, хотя они понятия не имели о газете. Возникала проблема с корпоративной газетой, когда мы защитили журналиста перед учредителем. Фактически это был прецедент с проявлением цензуры. А противодействие фактам цензуры - это одна из функций нашего управления.


- Неужели приходится сталкиваться с цензурой?


- Да, такие случаи бывают. В прошлом году нам приходилось вмешиваться в ситуацию, когда в одной из коммерческих структур учредитель корпоративной газеты диктовал редактору, что и как надо писать. Состоялся серьезный разговор, и проблему урегулировали. В Республике Алтай в прошлом году высокопоставленный чиновник был даже осужден за воспрепятствование деятельности журналиста.


- Геннадий Павлович, а какие нарушения допускают СМИ? Не является ли, например, незаконным складывание в почтовые ящики рекламных газет?


- Они традиционны. Это нарушения правил объявления выходных данных. Есть требование закона указывать полный адрес редакции. А помещают абонентский ящик. Многие редакции таким образом пытаются уйти от общения. Но у читателей не должно возникать вопросов об учредителях, о том, где печатается газета. То же можно сказать об уставе редакции. Почему--то журналисты с легкостью относятся к отсутствию такого документа. А устав редакции - это мини--конституция. Она позволяет максимально снять конфликты между учредителями и журналистами. Что касается рекламных газет, то это серьезная проблема. В наше управление поступает очень много жалоб от населения. С точки зрения закона о СМИ вопросы распространения решаются лояльно. Здесь нет нарушения. На мой взгляд, в этом случае проблему надо рассматривать с позиции других законов. Может быть, с позиции закона о защите прав потребителей или защиты прав детей, когда в почтовые ящики попадают газеты с сомнительным содержанием. Я приглашал руководителей крупных рекламных изданий. Мы говорили об избирательном подходе к распространению. Они понимают проблему, но в целом, к сожалению, ее пока решить не удается.


- Ставило ли в прошлом году ваше управление вопросы о приостанавлении деятельности СМИ, их закрытии?


- Существует распространенное мнение, что СМИ закрыть легко. Это миф. Можно закрыть только после решения суда. В первую очередь, это нарушения, связанные со статьей 4 закона о СМИ, которая запрещает публикацию экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию. Причем это нарушение должно быть зафиксировано дважды в год. В прошлом году нами было вынесено четыре предупреждения. Но при этом ни одно СМИ не было закрыто. Например, одно из информационных агентств в Алтайском крае, на наш взгляд, грубо нарушило закон о противодействии экстремистской деятельности. В разгар карикатурного скандала оно распространило комментарий, причем к нашему же призыву к СМИ воздержаться от материалов, которые могли разжигать религиозную рознь.

В Алтайском крае проживает несколько десятков тысяч мусульман. Тема в тот период сильно задевала эту часть населения. И журналисту не понимать, что в его руках оружие, которое можно использовать по--разному, недопустимо. В конечном счете информагентство прекратило такого рода публикации. Кстати, мы не ставили своей целью закрыть агентство. Для нас важно было получить результат. Четыре предупреждения - это вроде бы немного. Но главный упор мы делаем на профилактическую работу. На самом деле в процессе мониторинга СМИ было выявлено порядка 20 изданий, где присутствовали признаки нарушения статьи 4. Но, как правило, мы в этих случаях обращаемся к специалистам для проведения экспертного исследования текста. Если у экспертов есть малейшие сомнения, ограничиваемся письменным обращением к редакции. Подавляющее большинство СМИ к ним относятся с пониманием.


http://www.megansk.ru/partanalitics/1174971544

Док. 474289
Перв. публик.: 27.03.07
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 165

  • Попрыга Геннадий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``